4. Мои воспом. Как наживали богатство

Калина Григорьевич Руденко
Иллюстрация из интернета. Маковский, Крестьянский обед в поле.

                Как наживали хозяйство

Как наживали богатство. Трудолюбие матери. За телёнка пять пудов пшеницы. Приобретение  сельхозтехники. Бурный рост хозяйства. Об отношении к труду. О любителях лёгкой наживы.
 
        Перейду к тому времени, когда люди богатели на просторах Казахстанской земли.   Это всё происходило очень просто. Это получалось у того, кто упорно работал мозгами и  думал не только о сегодняшнем дне, а на 10 – 15 лет вперёд, следуя строгой планировке и точному расчёту.
 
        Я очень часто вспоминаю отцовские слова: «Хозяйство вести, - не бородой  трясти». Разные люди были. Многие были, хотя и безграмотные, но с большой головой.
 
        В их головах размышлялась вся бухгалтерия, планировка и руководство. Люди были  недурного ума. Они работали, не покладая рук, день и ночь.
 Я лично не помню, отроду не видел, когда моя мать ложилась отдыхать и когда она  вставала.

        Я её всю жизнь видел только на ногах и садилась она только кушать. Я очень  часто и часто думаю, что моя мать рановато родилась на белый свет.

        Если бы она родилась в современную эпоху, она бы за свой упорный неутомимый труд имела бы такую тяжесть на своей груди от наград - орденов и медалей, что другая женщина едва ли смогла бы поднять её заслуги.
 
        К примеру, начиная с весны 1921 года, отец был инвалидом. Он абсолютно ничего  не делал, только руководил.

        С  ранней весны начали набирать, выменивая за хлеб, перезимованных телят, проще сказать, телят – годовиков. За каждого телёнка в то время платили пять пудов пшеницы. И мы набрали более пятидесяти телят.
 
        Большинство из них были бычки. Летом они хорошо паслись, а в зиму нужно было  заготовить сено на шестьдесят голов рогатого скота.
 
        Главное было в том, чтобы благополучно перезимовать, а в лето они опять пойдут пастись. Вот тут также потребовалась разворотливость моего отца.
 
        Отец поехал по посёлкам и где-то, у какой-то вдовушки купил сенокосилку с конными  граблями. Тут уже спать было некогда.
 
        Отдыхали только тогда, когда шёл дождь. Никаких выходных, ни «проходных». Отец в бога не верил, потому не признавал никаких праздников.
 
        Говорил только одно, что труд украшает человека и даёт ему блага на земле. Но  вы представьте себе, современные люди, что это всё бог дал, да наоборот, отец в бога не веровал, следовательно, умение и разворотливость, - вот что решает судьбу человека.

        Через 2 – 3 года из маломощного хозяйство превратилось в крупное  скотоводческое. В 1924 году у нас уже насчитывалось с телятами около ста голов. Одних  только дойных коров было пятнадцать штук да недойных ходили с телятами в  табуне не  помню, сколько.
 
        Все эти 15 коров мать доила одна. Молоко пропускали через сепаратор, а обрат отдавали телятам. Кроме дойки, матери нужно было готовить завтрак, обед и ужин на девять душ семьи, кроме того, каждого обмыть, обстирать, погладить и присмотреть за хозяйством.
   
        Мало этого, особенно во время уборки урожая, она обязательно участвовала и в  этих работах.

        Как сейчас, помню, гоняла нас «как чертей в мешке», чтобы мы шли вслед за  бричкой, груженой снопами, и подбирали колоски. При этом говорила: «Лучше сноп положить на бричку», а сама идёт сзади и подбирает каждый упавший колосок.
 
        Мы все боялись матери в десять раз больше, чем отца. Бывало, не дай бог,  перешагнешь через колос зерна, не подняв его, тут уж не жди пощады: всех лупила «как чертей в мешке», «до красных соплей».
 
        Спрашивается, что матери нужно было? Не хватало этого колоска, что она  поднимала? Да, мать наша была насколько дорогой, милой, настолько же она была скупой и  трудолюбивой.

        Лодырей она презирала, как злейших врагов человечества. Мать и отец бедняками  называли тех людей, у кого не было руки или ноги, и сочувствовали их несчастью.

        Но тех бедняков, которые могут голову свернуть любому зверю, «Это, - говорили  они, - не бедняк, а просто – напросто лодырь, бездельник, любитель лёгкой наживы». Они  так и смотрят, где что ближе (плохо) лежит.
 
        В то время бедняки – это были самые опасные люди. Всем здоровые, а работать не хотели. Из них были отъявленные конокрады, головорезы, но только не революционеры.
 
        О революции они не имели понятия. Бывало, отец начнёт говорить о социализме,  они все рты поразевают и только слышно, говорят между собой: «Неужели так будет?1».
 
        Отец говорил о том, что будут колхозы, будут совхозы, земля будет   обрабатываться коллективно, урожай будут делить по затраченному труду. При социализм  зажиточных не будет и неимущих не будет.
 
        Все будут на равных правах. В то же время раздавались голоса: «Так что, тогда  всех работать заставят?» Как им работать не хочется, паразитам! Отец правильно говорил:
 
«Лодыри - это самый опасный враг всего человечества. Они были, есть и будут, любители лёгкой наживы без труда».

        В Настоящее время любая половина этих лиц находится в изоляции от трудового  народа, а вторая половина – находится на воле. Они путаются под ногами строителей  социализма и коммунизма.
 
        Лодыри – это самый опасный тормоз в развитии нашей социалистической родины. В скором будущем мы подойдём к коммунизму, но эти люди, любители лёгкой наживы, не отомрут.
 
        Вот вы прислушайтесь к этим людям, им даже советская власть, советский Закон не нравится. Им нужна полная анархия, им нужна полная свобода для грабежа и убийства. У них у каждого это в крови, и без этого они жить не могут. Тюрьма для них - это второй отцовский дом.
 
        Мне кажется, при нашей современной жизни подобные лица недопустимы в обществе. Эти лица позорят наш социалистический строй. Мало того, что позорят, а сколько они приносят плохого для лучших людей нашей Родины.
 
        А сколько они приносят вреда для нашего государства в целом.

        Некоторые из них работают на государственных предприятиях с целью более  свободного присвоения государственных средств и расхищения государственного добра, материальных ценностей.

        Мне кажется, в короткий срок нужно принять, что ни на есть самые суровые меры наказания для лиц - любителей лёгкой наживы.

                Продолжение следует