Немного о фото

Сергей Корсак
Черт возьми, как же иногда хочется просто разбить камеру об стену... Но обо всем по порядку.

Первый фотоаппарат появился у меня ровно в 7 лет. Дедушка, будучи сам страстным фотолюбителем, подарил мне на день рождения "Смену-8М" и научил самым азам фотографии, за что я ему благодарен и по сей день. Думаю, никто не возразит, что без знания хотя бы самого элементарного "фотоликбеза" - что такое выдержка, диафрагма... сложно сделать хоть какой-то стоящий кадр (случайности не в счет).

Само собой, в доме появились проявочные бачки (аж две штуки, один для проявителя, другой для фиксажа, спираль после промывки просто переносится из одного бачка в другой...), потом для съемки в помещении - вспышка "Электроника В5-21".

Следующий этап – как очень метко писали, "раскручивание" родителей на фотоувеличитель, что мне и удалось сделать в объеме увеличителя "Искра" (До чего оказался шикарной машиной!!! Но об этом позднее), и всего, что надо для печати (кюветы, красный фонарь).

С тех пор фотолюбительство стало неотъемлемой частью моей жизни. "Смена" плавно перетекла в отцовский "Киев-4", потом уже в собственный "Зенит-ЕТ". Девиз того времени: "не взял в институт фотоаппарат - день потерян". Сколько было снято студенческих шалостей и вечеринок - и не пересчитать. Но постоянно хотелось чего-то большего; хотелось выпрыгнуть за рамки обычного "щелкунчика". Посему на редких в то время фотовыставках я был постоянным гостем, журналы "Советское фото" штудировались от корки до корки...

Фотографии стали приобретать более высокое качество, в некоторых даже просматривалась композиция... И вот, наконец, настал тот день, когда я узнал о такой замечательной вещи, как СЪЕМКА СО ВСПЫШКОЙ В ПОТОЛОК. Первая "проба пера". Одногруппница у себя дома, в милом домашнем халатике с плюшевой игрушкой в руках... Свема-32, "бриллиантовый" негатив, "кабинетный" формат 13Х18 в металлической рамочке... оханье-аханье и... каверзный вопрос "А когда же ты будешь таким знаменитым фотографом, что твои фотографии будут висеть "на полстены" с твоей подписью в уголке???

На что, придя домой, я решил ответить делом. Увеличитель "Искра" на стол, развернул его на пол, на доску - пылесос для противовеса. Из отдельных листов 18х24 склеил один большой лист фотобумаги, отпечатал его, снова разъединил; проявил по кусочкам, снова собрал, отретушировал стыки, обрезал... В общем, получилось примерно 80 см на 1м 20 см. Ночь была угрохана... Подписал в уголочке - и понес дарить...

Свесившаяся до пола челюсть той одногруппницы и вдохновила меня на то, что я "что-то могу". И вот именно с этого момента я уже стал рассматривать фотографию не как средство документирования событий, а как очень красивое и сложное творчество. Колдобин и ухабов было столько, что иногда десять-пятнадцать пленок просто летели в мусорное ведро, карта цифровика стиралась полностью, так как ни один снимок меня не устраивал... Приходилось верить словам именитых фотографов, что "если на ста пленках получился один кадр - это уже очень большая удача!"... На первых порах изготовлялся самодельный студийный свет, по качеству почти не отстающий от "профика", но стоящий в десять раз дешевле.

Фотография, наверное, сделала в моей жизни самое главное - НАУЧИЛА МЕНЯ ДУМАТЬ. Пройдя путь от "Смены" до "Никона", от света из окна до студийных "горелок", от "вспышки в потолок" до софтбоксов, зонтов и сотовых насадок; я ни в коем случае не называю себя профессионалом. Фотолюбитель - правда, с профессиональными замашками. Сему "продвинутому хобби" мешает только несоответствующая запросам толщина кошелька, а "фотонастроение" есть всегда, равно как и фотоувеличитель иногда принимает рабочее положение (не везде хороша цифра, а фотография будет для тебя живой, если она сделана своими руками, а не "бездушным дядькой из Кодака" (цитата)).
 
И, черт возьми, как же иногда просто хочется разбить камеру об стену, услышав от собственных сыновей: "ПАПА, А НА ХРЕНА ТЕБЕ ВСЁ ЭТО НАДО? "МЫЛЬНИЦЕЙ" ЖЕ МОЖНО НАЩЕЛКАТЬ БЫСТРЕЕ, И, САМОЕ ГЛАВНОЕ, НИ О ЧЕМ НЕ НАДО ДУМАТЬ................"...