Соотечественники. Часть 2

Лариса Баженова
-- Как мне блокировали мозг

     Со стопроцентной уверенностью я убедилась, что мне блокируют мозг, во
время собеседования и экзамена в Риге, когда я хотела поступить на
бесплатные курсы переквалификации на учителей английского языка учителей-безработных.

     Приехав из Москвы, я продолжала поиски работы и возможности уехать из
города, где местные власти мне пообещали, что работу я себе не найду
никогда.

    Жила я тогда в г. Прейли - одном из городов Латгалии. Моя однокурсница из г. Резекне (тоже город в Латгалии) после нашей с ней встречи предложила мне, "раз уж совсем негде работать", поработать у них в Резекне на швейной фабрике. Я согласилась. Устроилась я вначале жить к её родственнице, жить с которой в одной квартире оказалось очень некомфортно, и через короткое время я сняла комнату у хорошего человека, где и прожила те несколько месяцев, которые провела в г. Резекне. Утром я работала, а по вечерам занималась английским, т.к. другого способа поправить своё ниже всяких норм материальное положение не видела возможности. Очень скоро, занимаясь с одной очень ещё молодой, но очень
способной преподавательницей, я неплохо выучила грамматику и могла
простыми предложениями пообщаться на английском на все темы, которые
охватывают языковые курсы. Вот тогда я и поехала в Ригу поступать на
курсы переквалификации.

     Курсы в Риге были задуманы для учителей, которые хотели получить
специальность - учитель английского языка. 2 года бесплатного обучения с
присвоением сертификата. Желающих было на несколько человек больше, чем
вакантных мест. В основном латыши.

Как проходило собеседование+экзамен

     Сдавали экзамен почему-то не все желающие учиться. Очевидно, основную
массу зачислили автоматически. В предбаннике было всего 5 человек. Одна
из них моя знакомая из г.Прейли - женщина предпенсионного возраста,
которая нервно передвигалась по помещению, демонстрируя всем свои средние
знания латышского языка. Время от времени задавая вопросы мне и
удовлетворённо оглядывалась, когда я отвечала ей по-русски. Мне по
неизвестной тогда причине становилось всё хуже, всё медленнее ворочался
язык, сосредотачиваться на ответах становилось всё труднее. Одна
претендентка -латышка сидела напротив меня и становилась всё веселее и
веселее. Другой - тоже латыш, сзади - его я не видела. За плечами были и
школа и институт. Экзамены я сдавала в основном на "хорошо" и
чувствовала себя при этом соответственно. Спиртное не употребляла
несколько лет абсолютно. Когда меня вызвали на собеседование, в голове
не было ни одной английской фразы. Я села напротив экзаменатора. Она
спросила моё имя и фамилию. Когда я ответила, неожиданно агрессивно и
эмоционально спросила по-английски: "Вы хотели уехать в Россию?" Я
отшатнулась от неожиданности и ответила: "При чём тут это?" Тогда, что-то
пробормотав угрожающе, она очень быстро начала мне бросать другие вопросы
на английском. Я не успевала сосредоточиться и ответить. Далее она меня
отправила ждать результата. Я вернулась в предбанник, где одна женщина,
тоже русская, делилась впечатлениями: "Мне сказали, вы слишком хорошо
знаете язык. Но мне нужен сертификат, который получить другим путём
очень дорого, у меня нет на это средств". У неё спросили: "Где вы так
хорошо выучили язык?" Она ответила, что работала в местной фирме, где
всё время разговаривали на английском, и постепенно сама выучила. Короче,
не приняли её и меня. Экзаменатор вышла, сообщила это и сказала, что им
нужна однородная группа по возрасту, знаниям языка и другим параметрам.
Моя нервная знакомая вписалась и прошла. После оглашения вердикта я вышла
на улицу, прошла в парк, села на мокрую скамейку и почти час не могла
сдвинуться с места. Что было дальше в этот день, я не помню. Это значит,
что доехала я до родственников, а потом уехала домой совершенно
машинально.

     Ещё более странно я сдавала государственные экзамены в Даугавпилсском
институте, где без хвостов проучилась 5 лет.

Предистория.

     У нас был выбор: или писать и защищать дипломную работу, или сдавать
госэкзамены. Все писали дипломную. Я писала на кафедре педагогики по
теме: "Социализация". Работа включала в себя курсовые за 5 лет учёбы в
институте. За несколько месяцев до экзамена я поняла, что работу не
напишу. Тема не раскрывалась. Работа состояла из выдернутых из огромного
количества источников цитат, моей в ней была только практическая
часть. Разговоры однокурсниц, что у них то же самое, меня не утешали.
Девушка я была гордая, и нести околесицу мне не хотелось. Однажды, после
продолжительных вымучиваний, я аккуратно собрала все материалы в большую
папку и выбросила в мусоропровод. Потом пошла в деканат и сообщила, что
единственная из группы буду сдавать госэкзамены. Руководитель дипломной,
говорят,  до сих пор рассказывает байку про сумасшедшую студентку,
которая за месяц до защиты выбросила свою работу. И берёт студентов с
условием, что они так не сделают.

     Сдавать мне надо было биологию, химию и педагогику. Как сдавала биологию,
как ни пытаюсь, вспомнить не могу. Помню только, что трояк по
пятибальной сразил меня до потери дара речи. Биология это то, что я
знала на подсознательном уровне, которую всегда любила, что бы ни
говорила и ни делала при этом. Ведь и мама моя закончила
биолого-химический и больше 20 лет преподавала, а потом работала
руководителем в той же системе. Даже вопросы вступительных экзаменов
помню и сами экзамены – госы же по биологии как корова языком слизала -
чисто. Далее была химия. Боялась и готовилась серьёзно. И одна, и с
преподавателем. Прорешала и разобрала все возможные типы задач с
преподавателем. Е.С. Мень тратил на меня своё время безвозмездно,
оценив, что учу серьёзно и что сдаю одна. Вообще на 4 и 5 курсе химию
начала учить и во многом стала неплохо разбираться. Билеты впервые были на
латышском языке, и мой был плохо пропечатан в одном месте, что и сыграло роль роковую. Половину билета осилила легко. Потом стала плыть. Никак не могла сосредоточиться. В результате вторую часть по органической химии списала,
признаюсь честно. Задача была со сложным уравнением хим. реакции, но мы решали анологичную, и я его написала, а вот решить до конца не смогла. Когда вышла
отвечать, экзаменовать меня взялся тот самый Скривилис, который дал моей
матери тему курсовой: "Воздействие мышьяка на живые организмы". Когда я начала
отвечать 3-й вопрос, он мне сказал: "У вас не алкены, а алкины" - та самая
плохо пропечатанная "i" на печатной машинке (1992 год), которую я приняла
за "e". Я просто замолчала и больше ни на один вопрос не ответила, даже
на самые простые не отвечала. Язык отказал. Когда он сказал: "Ну, мне всё
ясно", я встала и вышла. Ни с кем не могла говорить, потом вышли и
объявили "два" мне и ещё одной студентке. Вышла в коридор и начала там
слоняться, почему-то не могла уйти, пока не пришла моя однокурсница и не
увела меня по направлению к общежитию. Потом я поехала домой, чтобы
вернуться сдавать последний экзамен. Не могла сесть и учить. Пришла
однокурсница, которая перевелась на заочное. Явно зная ответ, спросила,
как я сдала биологию и химию. Улыбнулась и сказала: "И педагогику не
сдашь". Я тоже улыбнулась и сказала: "Сдам" - и пошла учить. И хорошо
училось. Отвечала на отлично, но мне поставили "хорошо", увидев мои
предыдущие отметки в зачётке.

     Думаю, что наш институт стал в 90-е базой в Латгалии по разработке
биологических и химических средств более-менее незаметного воздействия
на мозг и организм человека. Многих нормальных, не заражённых фашистской
чумой, преподавателей тогда “ушли” из института. Ректором назначили
"самого тупого студента" - по характеристике моей мамы, которая с ним
училась на одном потоке.

         В моём случае ощущения очень похожи на состояние сильного опьянения, на гране отключения сознания. Если бы я была выпивающая хотя бы время от времени именно так это и можно было бы объяснить. Но я не то, что алкоголь исключила из своей жизни, но и мясо 7 лет не ела. Думаю производят каким-то образом сильное воздействие на систему торможения.
 


     Латышский на категорию (без этого удостоверения до сих пор
официально работать нельзя. Оно требуется всем, кто получал образование
не в латышской школе) я сдала позже с третьей попытки, зато на высшую
категорию, хотя мне и внушали все кому ни лень, что ни за что не сдам, после моих писем в местную думу и отказа от гражданства.

Как я учила латышский. Продолжение следует.