Юношеские стихи

Владимир Рыскулов
Написано в школьные (1965-75) и студенческие (1975-80) годы. Глагольные рифмы и прочие огрехи оставлены без изменений.
   
   
    РАЗМЫШЛЕНИЯ МИЗАНТРОПА О ЧЕЛОВЕКЕ
   
    Посвящается З. Гиппиус
   
    Мелкий, завистливый, слабый, трусливый,
    Гаденький, низкий, честолюбивый;
    Пошлый, двуличный, до мерзости грязный,
    Приторно-нежный, развратный и праздный;
    Сладкоречивый, коварный, лукавый.
    Жалкий, спесивый и тщетный до славы;
    Самодовольный, живущий средь нег -
    Как ни прискорбно, но се человек.
   
    14 февраля 1974 года
   
   
    ГОЛУБОЙ ТУМАН
   
    Голубой туман,
    Ослеплен тобой,
    Сладостный дурман
    Веет надо мной.
    Я иду навстречу
    Синей пелене,
    Может, не замечу
    Я в глубоком сне,
    Что мои мечтанья -
    Лишь самообман,
    Смутные желанья,
    Голубой туман.
   
    6 апреля 1974 года
   
   
    ПУСТЬ
   
    Где же ты, мой друг,
    Близко ль, далеко?
    Потеряю ль вдруг
    В небе высоко?
   
    Обрету ли счастье
    Скоро? Верь - не верь:
    Ничего не властен
    Сделать я теперь.
   
    Ну, так что же, пусть,
    Все игра судьбы;
    Безысходность, грусть,
    Жизнь без борьбы…
   
    Но замкнется ль круг
    Всех мучений? Нет.
    В жизни все, мой друг.
    Суета сует.
   
    6 апреля 1974 года
   
   
    К ВЕРШИНАМ
   
    Вертеровы слезы,
    Туманные дали,
    Сладкие грезы…
    Притворной печали
    Смоем следы!
    Ведь бесплодным мечтаньем
    Разве достигнем звезды
    Мы на едином дыханье.
    Полно, достаточно слов.
    Мрачных, надуманных, книжных,
    Нет в жизни розовых снов,
    Грязи достаточно лишней.
    Выйдем из этой трясины
    Мелких пороков и тленья
    К Гете. Шекспиру, Россини,
    Против людского теченья.
    Дальше от бюргерства,
    "Бурого счастья".
    Ближе к вершинам
    Свободы и власти!
   
    7 апреля 1974 года
   
    "У него была дача в Милл-Вэлли, под сенью горы Тамальпайс, но он жил там только зимой, когда ему хотелось отдохнуть и почитать на досуге Ницше или Шопенгауэра".

Дж. Лондон. Морской волк

   
    ВСЕ ПРОЙДЕТ
   
    Все пройдет, исчезнет и растает,
    Не оставив в памяти следа,
    Вольных птиц встревоженные стаи
    Не вернутся больше никогда.
   
    И счастливых дней моих теченье
    Унесет поблекшие цветы.
    Обо мне однажды с сожаленьем,
    Может, вспомнишь и забудешь ты.
   
    12 октября 1974 года
   
   
    ЗАЧЕМ?
   
    Зачем я здесь в толпе безликой,
    Среди скучных лиц и глупости людской?
    Чего ищу я в этом крике
    Ничтожества и суеты мирской?
   
    Одну я мысль пронес сквозь муку
    Души, опутанной сетями:
    Иным бы людям подал б я не руку,
    А лапу с острыми когтями.
   
    Как чужд мне этот грязный свет,
    Хваленный, изданный для лучших,
    Ни красоты и ничего святого нет
    Во всех его словах и душах.
   
    26 октября 1974 года
   
   
     "Есть люди, которым ты никогда не подашь руки, а лапу, и я хочу, чтобы эта лапа твоя была вооружена острыми когтями".
   
    Фридрих Ницше
   
   
   
    Я ПОМНЮ ВСЕ
   
    Я помню все, я не забыл,
    Когда ревнуя и любя,
    Каким к тебе жестоким был,
    Как мало я ценил тебя.
   
    Как нежность грубым бессердечьем
    Я подавил, чтоб быть сильней,
    Когда смеялся я беспечно,
    Чтоб рану нанести больней.
   
    Как вереницы дней счастливых
    Я обратил в незримый прах
    В преувеличенно красивых,
    Бездушных и сухих словах.
   
    И как любовь твою и нежность
    Я снежным пологом покрыл,
    Оставив в сердце безнадежность -
    Я помню все, я не забыл.
   
    16 ноября 1974 года
   
   
    ДО СВИДАНЬЯ, МЕЧТЫ!
   
    До свиданья, любовь,
    До свиданья, мечты!
    Мою юную кровь
    Не волнуешь уж ты.
   
    Грустной песни напев
    Над безмолвной листвой,
    Все страданья презрев,
    Обрету я покой.
   
    23 февраля 1975 года
   
   
    НИЧЕГО Я НЕ ХОЧУ
   
    Ничего я не хочу,
    Ничего, мой друг, не надо,
    Я страдаю и молчу,
    Ведь теперь ты мне не рада.
   
    Взгляд твой, легкий и небрежный -
    Им внимания не скрыть -
    Оставляет мне надежду
    На прощенье, может быть.
   
    Дни идут без промедленья,
    Смысла нет, а я все жду;
    В грезах я ищу спасенья
    И, конечно, не найду.
   
    Я в тоскливом ожиданьи
    Проведу остаток дней
    Без надежды на свиданье
    И без нежности твоей.
   
    14 марта 1975 года
   
   
    НАША ЖИЗНЬ
   
    Наша жизнь нелепа и пуста,
    Наша жизнь полна бессмысленных желаний.
    Нам не ведана земная красота,
    И гнетет нас цепь несбыточных мечтаний.
    Как мы быстро забываем обо всем.
    Что любили мы и чем так дорожили.
    Мы страдаем, мучимся и ждем…
    Дни, которые бесплодно мы прожили,
    Можем мы окинуть без труда
    Равнодушным и холодным взглядом
    И понять, что тщетна суета
    И что жить нам вовсе и не надо.
   
    4 апреля 1975 года
   
   
    ВСЕ КОНЧЕНО
   
    Все кончено. Последний взгляд
    Соединил нас на мгновенье,
    Я знаю, не вернешь назад
    Любви прошедшей упоенья.
   
    Все кончено. Лишь скорбная печаль
    И мрачный холод равнодушья.
    "Прощай, - сказала ты, - мне очень жаль.
    Хотя с тобой, поверь, не лучше".
   
    Все кончено. Лампады свет погас.
    И мы расстались, чтоб не возвратиться,
    Но кто-то третий видел нас,
    И он запомнит наши лица.
   
    1 августа 1975 года
   
   
   
    ОДНАЖДЫ
   
    Ты не вспомнишь больше этих дней,
    Если разлюбила, не полюбишь дважды;
    Но когда-нибудь в толпе людей,
    Может, повстречаешь ты меня однажды.
   
    Не окликну я, не позову;
    И пройдешь ты мимо, опустив глаза;
    И тогда, не знаю почему,
    На твоих ресницах заблестит слеза.
   
    2 августа 1975 года
   
   
    СЛИШКОМ ПОЗДНО
   
    Я ждал тебя, и ты вернулась,
    Но нет мечтаний прежних, снов.
    И стая птиц не встрепенулась,
    Не прилетела на мой зов.
   
    Да, слишком поздно; все прошло…
    Ты не вини меня, послушай:
    Любви прозрачное стекло
    Заволокла тень равнодушья.
   
    15 ноября 1975 года
   
   
    ТЫ
   
    Я вижу, что тебе так скучно жить,
    Чего ты хочешь и к чему стремишься?
    Ты равнодушен - этого не скрыть,
    И смерти предстоящей не боишься.
    С трудом себе не понимаешь,
    Чего-то ищешь, что-то ждешь,
    И до сих пор, мой друг, не знаешь,
    Зачем ты дышишь и живешь.
    Ты думаешь, что с прежней силой
    Вернешься к жизненной борьбе
    Покончишь с праздностью унылой,
    Слепой покорностью судьбе,
    С холодным мрачным, равнодушьем,
    Цинизмом, удивлявшим всех,
    И выбрав путь, достойный, лучший,
    Начнешь ты подниматься вверх.
    Достигнув сладостной вершины,
    Ты остановишься на миг,
    Так реки шумные быстрины
    Меняют на спокойный лик
    И чрез минуту снова в пене,
    Стремительно спускаясь вниз,
    Несут потоки вод весенних,.
    Взметая мириады брызг…
    Пред вдохновенным твоим взором
    Сиянье солнца, тень долин,
    Но лишь в мечтах ты видишь горы
    И достигаешь их вершин.
    Ты прав: тоскливо все и вздорно,
    И прежних радостей поток
    Не захлестнет тебя. Покорный,
    Шагнешь ты молча за порог,
    Что отделяет тьму от света,
    Харон взмахнет своим веслом…
    Тебя коснутся воды Леты,
    И ты не вспомнишь ни о чем.
   
    31 января 1976 года
   
   
    НЕЗАЧЕМ
   
    Зачем любить, если нет любви?
    Зачем мечтать, если не о чем?
    Зачем зовешь меня, не зови:
    Зачем ты мне, если незачем?
   
    11 апреля 1976 года
   
   
    ЗАБВЕНЬЕ
   
    Отчего мне так тоскливо?
    Жизнь моя течет уныло
    Без желаний и порыва,
     Час за часом, день за днем.
    Пред тобой стою, безмолвный
    И судьбе своей покорный,
    Может, в чем-нибудь виновный,
     Ведь виновны мы вдвоем.
   
    Взгляд холодный, равнодушный,
    Гнев, рассудку не послушный,
    Смех, притворный и ненужный
     Я забуду, но когда?
    Не скажу я на прощанье,
    Что надеюсь на свиданье,
    Значит, наше расставанье
     Не на миг, а навсегда.
   
    Значит, канули в забвенье
    Те счастливые мгновенья,
    Что без боли, сожаленья
     Отвергаешь ты теперь.
    Значит, снова одинокий,
    Я отправлюсь в путь далекий,
    Чтоб не слышать смех жестокий
     На мое "поверь!".
   
    29 июня 1976 года
   
   
    Я ВСЕ-ТАКИ ТЕБЯ ЛЮБИЛ
   
    Когда тебя я ненавидел
    И гнев в душе своей таил,
    Когда измену твою видел,
    Я все-таки тебя любил.
   
    Когда к страданиям привычный,
    Смеялся весело, шутил,
    Чтобы казаться безразличным,
    Я все-таки тебя любил.
   
    Когда я чувствовал душой,
    Что навсегда тебя забыл,
    Когда ты стала мне чужой,
    Я все-таки тебя любил.
   
    Когда, оставив берег дальний,
    Я в одиночестве прожил
    Свой век, унылый и печальный,
    Я все-таки тебя любил.
   
    19 июля 1976 года
   
   
    К ЖИЗНИ (ВСЕГО ТРИ ДНЯ)
   
    Всего три дня я был знаком с тобою,
    Но, к счастью, за такой короткий срок,
    Наполнив сердце радостью живою,
    Покончить с равнодушием я смог.
   
    Я понял: к жизни мне пора вернуться;
    Теперь я знаю на земле таких людей,
    Которым ты захочешь улыбнуться
    И руку протянуть без ранящих когтей.
   
    26 августа 1976 года
   
   
   
   
    ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА
   
    Знакомые лица, безмолвной грядою
    Проходят они предо мной,
    Красивое, старое и молодое,
    С улыбкою доброй иль злой.
   
    Но годы летят, черты тускнеют,
    Я прожил немало и многих забыл,
    Быть может, их кости в пустыне белеют.
    Быть может, их вражеский меч поразил.
   
    И хочется мне на Восток помолиться,
    С мольбой обращая печальный свой глас,
    Чтоб снова увидеть знакомые лица
    И с радостью встретить предсмертный мой час.
   
    20 января 1977 года
   
   
    СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА (ДЖИХАД)
   
    Мы мчались, покрытые пылью и кровью,
    Не ведая страха, не чувствуя боли,
    По знойным пустыням, под солнцем палящим,
    Тенистым оазисам, влагой манящим,
    Средь вражьих становищ, сожженных дотла,
    И кони топтали убитых тела,
    Когда проносились мы грозной волной
    С Кораном на копьях и верой святой,
    Которая нас призывала на бой.
   
    Мы вдовили жен, стариков убивали
    И толпы язычников в плен угоняли,
    В кострах мы сжигали младенцев живьем;
    Мы знали, что божие слово несем
    Неверным, погрязшим во тьме и пороках,
    Не ведавшим истин, воспетых пророком;
    Их храмы в развалинах мы погребли
    И страшную весть о себе пронесли
    От центра Вселенной до края Земли.
   
    19, 20 марта 1977 года
   
   
    МОЯ ВИНА
   
    Я плыву в стремительном потоке
    Бурных и бессмысленных страстей,
    Чувств поверхностных и неглубоких,
    В одиночестве среди людей…
    Я растратил силы понапрасну,
    Увлеченный жизненной игрой,
    С прямодушьем справиться не властный
    И желаньем быть самим собой,
    Не кривить душой, не притворяться,
    Что люблю кого-то и ценю,
    И врагам своим не улыбаться…
    Но себя я искренне виню,
    Что потворствуя слепым желаньям,
    Равнодушный к мертвым и живым,
    Причинил я людям лишь страданья
    И вселил в них ненависть к другим.
   
    21 - 26 марта 1977 года
   
   
    КОНЕЦ
   
    Над полем сраженья зловещая мгла,
    Гиены терзают убитых тела.
   
    Я ранен, стрела поразила коня;
    И скорый конец ожидает меня.
   
    Я чувствую: члены мои онемели,
    Смертельная слабость в поверженном теле.
   
    Напрасны мольбы и призывы к Аллаху;
    Но нет в моем сердце печали и страха.
   
    Увидев врага средь песков, вдалеке,
    Могли отступить мы к ближайшей реке,
   
    Где главные силы эмира стоят,
    Но ринулся в бой наш отважный отряд.
   
    Но кровь заливает лицо мое, грудь,
    Теперь не удастся мне смерть обмануть.
   
    Она мягкой поступью ходит во тьме
    И в образе дивном является мне.
   
    Прозрачные руки, воздушный наряд,
    Алмазы в устах ее алых горят.
   
    Она словно лебедь, по небу плывет
    И манит рукою, и тихо зовет.
   
    Но силы внезапно вернулись ко мне,
    И я поднимаюсь как в сказочном сне.
   
    Спешу ей навстречу - о! радостный миг -
    К руке ее нежной губами приник.
   
    Но холод смертельный уста мне сковал,
    И я бездыханный на землю упал.
   
    27 июня - 1 июля 1977 года
   
   
    САМООТЧУЖДЕНЬЕ
   
    Мы живем под властью отчужденья
    От родных и близких, от людей;
    Нас гнетет слепое наважденье
    Призрачных желаний и страстей.
   
    Пребывая в вечном заблужденье,
    Ненавидя их или любя,
    Мы живем под властью отчужденья,
    Отчужденья от самих себя.
   
    26 апреля 1982 года
   
     "Сам человек представляется становящимся все более и более чуждым своей собственной сущности в такой мере, что он ставит под сомнение эту свою сущность".
   
     Б. Марсель