Байки от Александрова

Юлий Семенов
         Фамилия Александров – одна из самых громких в России. Были академики (и не один), музыканты (отец и сын), режиссер и даже хоккеист. Александров, о котором хочу вспомнить я, Александр Петрович, - гидростроитель. Вообще-то он был строителем, как говорилось, широкого профиля: и дороги строил, и многое другое. Но всесоюзную и мировую известность приобрел именно как руководитель «штучных» гидропроектов. Волга - Дон, Цимлянский гидроузел, электростанции на Волге, в Куйбышеве (ныне Самаре) и Волгограде. Венцом его карьеры гидростроителя стало возведение высотной Асуанской плотины на реке Нил, в Египте. В 60-х годах он был там главным советским экспертом, а по сути – руководителем строительства.
        Когда в 70-х я пришёл к нему брать интервью , сами понимаете, поговорить было о чём. Но интервью складывалось трудно Александр Петрович советской закалки, и говорил только то, что считал необходимым. Тем более неожиданно оказалось, что когда запись закончилась, он не торопился меня выпроваживать. Видимо, я его чем-то расположил к себе. И разговор наш приобретал всё более доверительный характер. Из его рассказов в памяти у меня «засели» два. Александров говорил о них подробно и красочно. Но поскольку с тех пор прошло порядка 40 лет, то в моём изложении это будут всё-таки байки.
      Для начала ввожу вас в курс дела. 1956 год. В Союзе с официальным визитом находится шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. И не один, а с красавицей женой шахиней Сореёй. Она действительно была очень хороша и о ней, насколько я помню , говорили больше, чем о самом шахе. Подобные визиты тогда не были столь стремительными, как теперь. И поездка венценосной пары заняла почти две недели. Москва, Ленинград, район Байкала, Урал, Крым и конечно, город-герой Волгоград.
       Как раз в это время Александров был начальником Волгоградгидростроя. И он вместе руководителями области повёз именитых гостей на катере показать панораму строящейся Волжской ГЭС.
  Выехали на середину водохранилища, рассказывают, показывают. И вдруг, порыв свежего ветра срывает с головы шахини кружевную шапочку. (Их тогда в народе называли мененгитками, они охватывали сверху среднюю часть головы и крепились красивыми булавками). 
      - Ох, ах! Капитан катера закладывает вираж, чтобы подобрать кружевную красоту, но – ужас! – волна опережает катер, и мененгитка на глазах у всех уходит на дно. Красавица Сорея чуть не плачет. И тогда один из областных начальников решил разрядить обстановку
    - Пусть ее величество не расстраивается. Это ещё что! В этих местах когда-то Стенька Разин персидскую княжну утопил.    Все русские грохнули.
        - Что он сказал?- нервно обратилась шахиня к переводчику. Тот побелел. Ведь по сути, шутка означала: скажи спасибо, что тебя не утопили, как когда-то твою землячку-княжну. Переводчик как-то вывернулся, но Сорея была чернее тучи. Утешилась она только тогда, когда с согласия Москвы ей был сделан какой-то сокрушительный подарок.
        Короткая ремарка о последующей судьбе Сореи. Она не смогла родить шаху наследника, и он с ней развелся. Она уехала в Швейцарию и среди другого увезла с собой подарок Сталина, сделанный ей  на свадьбу еще в 51-ом году. Я узнал, что это было украшение, инкрустированное черными бриллиантами уникальной ценности. Сорея пыталась стать киноактрисой, но без успеха. Больше ничем особенным в жизни она не отметилась.
        А шах женился по новой. Получил наследника, но лишился трона в результате исламской революции. Эмигрировал и в Ирак так и не вернулся…
       Другая история от Александрова связана с высотной Асуанской плотиной. Она возводилась в Египте не только, как часть будущей электростанции, но и должна была регулировать водный баланс Нила, от перепадов которого очень страдала страна (то засухи, то наводнения). Для Советского Союза помощь и участие в этом проекте было делом большой политики. На африканскую «ударную стройку» было направлено порядка двух тысяч советских специалистов и рабочих. И Александров возглавлял этот десант четыре года.
       В 64-ом году, в мае дело подошло к перекрытию Нила. Плотина в основном была уже построена, остался узкий проран, который предстояло закрыть взрывом. Президент Насер решил сделать это торжественно, приурочив к визиту в страну Хрущёва. К участию в церемонии были приглашении и главы арабских государств.
      Настал момент «торжественного взрыва». Гостей усадили рядком с видом на плотину. В середине - Насер и Хрущёв. Перед каждым гостем – небольшой пульт с кнопкой. От них в сторону плотины вели провода. Предполагалось, что по звуковому сигналу все нажмут кнопки, где надо замкнёт, и к долгожданному взрыву будут иметь отношения все, кто эти кнопки нажимал.
     -  Но секрет состоял в том,  – рассказывал Александров, -  что провода от кнопок вели в никуда. Я стоял позади гостей и когда настал момент, голосом дал команду  нажать кнопку, а сам просто махнул большим платом главному взрывнику, и тот замкнул, где нужно. Взрыв получился мощным, проран засыпало. Перемычку стали тут же наращивать. Дело было сделано. Все гости, включая Хрущёва, были очень довольны, а секрет свой Александров сохранил на долгие годы.
      Я не записывал этот и предыдущий рассказы на плёнку, иначе бы их не было. И собеседник мой дал понять: он  рассчитывает на то, что я буду держать язык за зубами. Я так и сделал. Но, спустя  столько лет,  почему бы ни рассказать эти байки всем, кому они могут быть интересны.