Шпрут и Вангер. Торжество воли

Игорь Плящ
Действующие лица:

Шпрут - животное (по определению Кунигунды).
Вангер - доктор определённых наук.
Кунигунда - сестра брата милосердия.

Бездействующие лица:

Борландия.
Хор маскаронов.
Милосердие.
Молчание - его брат.



СЦЕНА I.

Кабинет Вангера.


(Шпрут и Вангер возле окна)

- Борландия моя... все пяди лба родной земле отдам!
- Борляндию твою покроет скоро жидкость. 
- Видал я этот океан - в гробу его я видел. Воды много, а пить нечего.
- Малое, а вмещает! (Похлопывает Шпрута по голове). Вот отрежут тебе, Шпрут, руку, или, там, ногу. И сразу веру в добро потеряешь. Видать, много у тебя добра в этих частях?
- Вопрос ваш мне неприятен!
- А укольчикус не желаете?
- Это насилие!
- Нет, это торжество воли.
- Буду молчать...
- Молчание - золото, верный яд - бриллиант. Открывай рот...
- А!
- В гробу он видел океан?
Велик же был сей дом.
Иль снова был он в стельку пьян?
Лежит. Как фараон...

(Входит Кунигунда)
- Доставила носилки, как велели.
- Так уноси. Не видишь, он готов?
- Как он велик! Не вынесу такого...
- Иль я тебя крапивой не кормил - седьмого дня?
- Воля ваша. Вы Вангер, вам торжествовать.
- Иди, плутовка. Да неси без штучек - чтоб целый был!

(Кунигунда выходит - Шпрута унося. Вангер, торжествуя плечами халата:)

- Ушла, чертовка. А, как хороша. Не зря я много лет потратил, над колбами здоровье надорвав - я победил, я бог, я созидатель! Её из воска рёбрового вывел, лепил по формуле Геопса аль Собаки - товарища, уснувшего в песках. Вот был герой, хотя четырёхногий! Годами мог исследовать верблюда, точнее, зуб его. Таких уж, видно, нет. Но, слышно, воет кто-то. Чу.

( Во мраке нечто шевелит усами.)

- Ужель Геопс восстал, мой ласковый и нежный хохотун? Его усы из тысяч отличу. Жаль, света мало. Эй, кто там, дайте же огня!

(Кунигунда, внося)

- Вот свет, мой друг.
- Скажи, Брунгильда, что за шут усами шевелит во мгле и рядом?
- Нет никого, мой господин. Напрасно без очков вы снова.
- Не знала, что ль, я и без глаз всё знаю? Всё вижу без ушей, и слыщу без очков.
- Здоровье вы не бережёте!
- Тебе ль учить?
- Всегда вы так!
- Нет, иногда - иначе. Скажи, ты Шпрута отнесла?
- Когда я волю вашу нарушала?
- Бывало. А ещё, скажи, собаку, иль ещё кого на четырёх ногах не видела ты ныне?
- Встречала в коридоре. Даже двух.
- Меня уморишь ты! Скорее излагай! С оружием они, в доспехах?
- Столешницею оба прикрывались, а инвентарный номер на двоих один.
- Ужасный знак! Ответь, один из них картавил?
- Он к спутнику, Авхоха, обращался.
- Богиня утренней зари... Нам горе. Дай мне факел!

(Поджигает бумаги на письменном столе. В свете пламени становится видно, что усами шевелит отражение в зеркале.)

- Хорош, чертяка.
- Да, вы хоть куда!
- Кудахтай тут! А впрочем, ты права. Но лучше выйди - сейф открыть мне надо - кто цифру узнаёт, та не жиличка. Или не жилец.

(Остаётся один)

- Вот перстень верный: друг и вечный спутник. Он помнит то, что я могу забыть. Один, два, три...

(Считает пальцы)

- ...Семь. Циферка волшебная моя! Открой заветный ящик Пандораса... Судьба-акула избранных целует, надеюсь, током не убьёт меня. (Включает тумблер) Ита-а-а-а-ак! (Падает.) (Лежит.) (Поднимается.)

- ...как долго я летел куда-то. И где сейчас? И кто я? Был разряд или не был? Учёный проверяет всё! (Снова включает.) (Опять падает.) ( Лежит дольше.) (Поднимается вновь.)

- ... кто я? Тумблер или Шпрут? Сейчас узнаю. Воля торжествует... (Щёлкает опять)...



 
 (Отрывок)