Иметь мужество быть честным и благодарным

Анарбек Усупбаев
Благодарность это одно из лучших качеств человека и народа. Если кто-то не обладает этим качеством, он  пользуется репутацией самого плохого и ненадежного человека, ведь недаром говорят, что неблагодарность -  худшая  человеческая черта.
Однако еще более глубокий смысл приобретает это качество, если рассмотреть его сквозь призму  древнекыргызской идеологии и мировоззрения – тенгрианства. Один из главных и основных постулатов которого гласит – будь благодарным  Тенгиру, за то, что он сотворил этот мир и тебя самого в нем. Будь благодарен родителям, за то что они воспитали тебя,  предкам, за то, что отстояли землю для тебя.  Будь благодарен человеку, который уважает тебя и дорожит отношением с тобой -  «будь мягок с мягким и  тверд с твердым». 
Это универсальное качество, которое исстари  особо ценилось кыргызами и  именно благодаря этому  качеству во многом   нашим предкам удалось  выжить на протяжении многих  тысячелетий.
Сразу же отметим, что  истинная благодарность не имеет никакого отношения  ко лжи, трусости, конформизму, когда благодарность является лишь формой выживания и политического приспособленства.
Вот почему чрезвычайно важно быть благодарным по истине, от Тенгира.
Говоря так я бы хотел обратиться к моим землякам,  чтобы мы в своей благодарности были достойны своих великих предков и их  мировоззрения.
Каждый кыргыз должен быть благодарен Ленину и Сталину, Коммунистической партии, даже если с именами этих людей и  учений связано много бед, обрушившихся на голову человечества. Как бы там ни было,  мы обрели свою государственность в значительной степени, благодаря им. Будет правильнее, если сказать, что Тенгир через этих личностей и их учения  оказывал помощь и содействие нам. Точно также каждый кыргыз должен быть благодарен  всплеску московской демократии  в 90 годах прошлого столетия и первому президенту России Борису Ельцину, так как именно они подарили Кыргызстану суверенитет и независимость.
Точно также  мы должны быть благодарен таким выдающимся  российским ученым, историкам и лингвистам, как  Аристов, Бернштам,  Худяков, Юдахин, Гумилев, Абрамзон, Затаевич, Кузьмин и другие    - за то, что они  своими трудами помогли  высветить историю кыргызов,  сделали многое для развития его истории, языка, музыки.   
Каждый из этих людей достоин того, чтобы бы в честь него поставить памятник в Бишкеке или назвать  его именем  высокий пик в Кыргызстане.
 В то же самое время,  ставить памятники таким очевидным недоброжелателям нашего народа, каковыми являются Пржевальский, Семенов-Тян-Шаньский,  Шабдан батыр, Скобелев – это не только проявление  политической трусости и слепоты, но и оскорбление  памяти наших предков. Ведь все эти личности проводили ярко выраженную колониальную политику по отношению к кыргызам, а некоторые и прямо причастны к геноциду  кыргызов 1916 года. Особенно возмутительным представляется  установление памятника Шабдан батыру  - да еще на самом видном месте –  вдоль трассы  на Иссык-Куль, неподалеку от  Токмока. К  тому же Шабдан батыр  вызывающе  одет  в форму  царского  офицера. Вот уж поистине проявление  рабского холопства!
Как будто  наши историки  и интеллигенция не знают о том, какую  роль сыграл  Шабдан батыр в событиях 1916 года, не знают о том, что именно по вине  этого  человека, казнившего казахского хана Кенесары, в результате не только испортились отношения между кыргызами и казахами, но и был упущен шанс вернуть  кыргызские земли, проданные казахам предками Шабдан батыра. Именно так  советовал поступить с плененным  казахским ханом Ормон хан. Однако Шабдан батыр воспротивился такому плану  и в угоду  «белому царю» казнил Кененсары. Чем и навлек проклятие на  кыргызов.  Как можно восхищаться подобными «героями»? Даже если его земляки и родственники гордятся его именем и тем, что он был ханом и искусным дипломатом, то тогда следовало бы поставить этот памятник в его родном селе и в  кыргызской одежде, а не подчеркивать через облачение царского генерала, кем он был действительности. 
Благодарность это вовсе не означает предательство  интересов своего народа, это в первую очередь проявление гражданского мужества – называть вещи своими именами, как того требует Тенгир.   И мы должны быть благодарны таким нашим интеллектуалам, как Дастан Сарыгулов, делающий очень многое для восстановление  исторической правды и который, к сожаленью, остается не удел.
Если бы не было среди нас таких  личностей, то  демагоги и лжеученые и псевдо-историки, вроде  «академиков» Плоских, Мокрынина, Осмонова и другие  весьма и весьма преуспевали  и процветали бы  в деле искажения, отрицания и уничтожения прошлого  народа.   
Если верить Плоских и Мокрынину, то получается, что кыргызы не жили  на Тянь-Шане тысячу лет тому назад  (кочевали где-то в Сибири, куда и должны  по их логике теперь податься) и даже более того, эти ученые договорились до того, что кыргызские племена происходят от  собак, как об этом пишется в  школьном учебнике.  Отсюда уже совсем недалеко до полного оправдания геноцида 1916 года. Разве с  дикими собаками можно поступать иначе? Но ведь это же полная чепуха и оскорбление достоинства народа!
Таким горе-историкам, страдающим подобными  комплексами,  никак  нельзя  доверять написание книг по истории.  Им в лучшем случае, можно доверить написание  пособий  по охоте на хищных зверей, по истреблению диких животных, но никак не книг по истории и школьных пособий
Можно, конечно же, посмеяться над всем этим,  но когда дети или внуки приходят со школы и говорят, что в учебнике написано, что мы происходим от собак – тут уже не до смеха.
Будем же благодарными и не жестокосердными -  даже по отношению к тем,  кто ненавидит  и презирает нас. Однако это вовсе не означает, что мы  не должны бороться против этих вещей.
 Быть благодарным, как этого требует Тенгир, это значит быть преданным истине и бояться  проявления  фальши, раболепства, трусости, карьеризма -   и смотреть на прошлое и настоящее с этих позиций. 



Анарбек Усупбаев,          президент  общественной организации  «Манас Ордо»