Будда был саком

Анарбек Усупбаев
В период с 13 по  14 ноября 2007 года в столице Индии г.Дели прошла инаугурация – официальное открытие Всемирной Пагоды-Мира Вишва Шанти Ступы, с участием лауреата Нобелевской премии Его Святейшества Далай-Ламы, более тысячи гостей из стран Азии, Африки, Америки и Европы и представителей политических, деловых кругов Индии (членов парламента, губернаторов г.Дели и ряда штатов и т.д.).
Инаугурация Всемирной Пагоды-Мира, 120 м. в основании и 40 м. высотой, идея строительства которой была одобрена главами ряда государств Азии еще в 1978 году, стала мощным призывом к милосердию и состраданию, к миру и согласию, обращенным ко всему человечеству.
На фоне резко обострившихся глобальных проблем планеты, негативно отражающихся в судьбе миллиардов людей, в том числе каждого из нас, (глобальное потепление, глобальное неравенство, экстремизм, загрязнение окружающей среды и т.п) особо, символичным было совместное богослужение представителей основных религий мира с призывом объединить усилия по созданию справедливого мироустройства с признанием абсолютной ценности Природы, доминантой духовных и морально-этических ценностей и общепризнанных принципов гуманизма и демократии.
То, что богослужение проходило у национального мемориального комплекса – места кремации Махатмы Ганди- символа и отца Индийского народа, основателя принципа не насилия, подчеркивало общее и единое мнение его участников:
- ХХI век означает завершение исторического этапа в развитии человечества, когда силовые методы не дают решения проблем, каковыми бы они не были!
Главы ряда делегаций (в узком составе и по инициативе Секретариата Его Святейшества)получили аудиенцию у Далай-Ламы XIV, в ходе которой были обсуждены актуальные проблемы современности.
В числе этих делегаций были и представители Кыргызстана, приглашенные в качестве официальных гостей: Президент фонда сохранения национального наследия «Тенгир Ордо» Сарыгулов Д.И. и Президент фонда «Манас Ордо» Усупбаев А.Ч.


II


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Будда – имя основателя буддизма Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.)».

Большой энциклопедический словарь, Москва, 1998, 161 стр.
«Будду по традиции зовут Шакьямуни. Это его имя широко известно.
Шакья – это название одного из главных кочевых народов Центральной Азии. Греки называли этот народ скифами, персы – саками…. И несомненно, что род, из которого произошел Будда является ветвью этого народа ,переселившегося на Индийский субконтинент, и имя этого народа – саки.
Именно из этого народа появился Шакьямуни, «святой мудрец рода шакья» - так переводится его имя.
Известно, что шакьи пришли в Индию из Центральной Азии. Они и являлись одним из родов великих саков, чьи курганы до сих пор виднеются на просторах Евразии в Казахстане, Кыргызстане» - пишет известный буддийский монах Дзюнсэй Тэрасава в своей  книге «Глобальное пробуждение – возрождение изначальной духовности человечества» (Донецк, «Каштан», 2006, 99 и 117 стр).
Видный ученый, историк – востоковед XIX в. Григорьев В.В. (1816-1881 гг.) в своем труде «О скифском народе саках» - Алматы, «Хант», 1998 г. так пишет (стр. 55, 56, 76, 77, 78, 79, 80, 100, 101, 134).
«Хэрил этими правдивейшими из людей» называет, видели мы, Саков.
От Эфора же, жившего при дворе Филиппа царя Македонского, отца Александра Великого, узнаем, что обитают «разные кочевые народы, отличающиеся особым благочестием так, что никто из них не причинит страдания даже животному. Народы, которые перевозят дома свои с места на место; питаются молоком от кобыл и все достояния имеют общим между собой… часть их, переселившаяся в Азию,  зовется  Саками!»
«К числу таких «благочестивых» или «справедливейших» народов принадлежали, по Хэрилу и Саки, или другими словами, та же религия, о которой говорили, господствовала и у Саков. По Хэрилу можно считать их даже преимущественными последователями этой религии.»
 «Принимая во внимание с одной стороны – эту отличительную черту религии Саков, проникнутой практической любовью к человеку и живым тварям; с другой – что тем же самым характером отличалось и учение проповеданное основателем индийского Буддизма, Сиддартой;  третье – что Сиддарта назывался не иначе, как Сакья –или Шакья– муни, т.е. «сакийский мудрец»… мы не прочь от предположения, что учение проповеданное Сиддартой в Раджагрихе, т.е. Буддизм, было не личным его изобретением, а учением, господствовавшим уже издавна между Саками, к которым он принадлежал по происхождению, учением, который он только распространил в Индии…»
«Как первоначальная религия Арийцев,… у их северной отрасли, занимавшей Среднюю Азию, приняла она особый, своеобразный вид, который, по куда, за неимением точнейших о нем сведений назовем, пожалуй «доисторическим буддизмом».
Об этом же  упоминает профессор Чикагского университета А.Лео Оппенхейм в своей книге «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации», Лондон, 1968 г.,  Переведенная и выпущенная издательством Наука, Москва, в 1990 г. стр. 78:
«В Вавилонии со времен Саргона Аккадского (2316-2261 гг. до, н.э.) и вплоть до периода Хаммурапи (1792-1750 г.г. до н.э.) имя царя часто писалась с детерминативом DINGIR-бог,которым обычно обозначались боги и различные предметы поклонения».
Царская власть считалась божественного происхождения, т.е.человек, царь- выполняющий» волю Бога-Тенгира.
Вернемся опять к труду Григорьева В.В. «О скифском народе Саках»: «Мы и сами не настаиваем, впрочем, на принадлежности Саков и Славянскому Племени: для нас важно лишь то, что были они Арийцами».
«Что касается, наконец, до тех частей этого народа (саках), которые жили по долине реки Или, может быть, еще далее на север, то полагает Клапрот, смешались они впоследствии с Племенем Тюркским и из смеси этой образовался народ, известный под именем Киргизов, «у которых голубые или зеленые глаза и рыжие волосы встречаются весьма нередко» (речь идет о древнем роде кыргызов Сару).
«Усуни существуют и доселе на равнинах Джунгарии в виде кыргызского рода Уйсун»… «Стараясь выяснить быт и степень культурности Саков, мы  несколько раз, для наглядности дела, указывали на параллельные явления в быту нынешних обитателей тех мест, которые занимали некогда Саки – в быту Киргизов».
А вот что пишет известный исследователь Центральной Азии Аристов Н.А. (1847-?) в своей книге «Усуни и кыргызы или Каракыргызы» Бишкек, 2001 г. стр.27.
«По близости имен и по обитанию в наиболее малодоступных местностях западного Тянь-Шаня (в нижней части бассейна Нарына, окруженной со всех сторон трудно проходимыми хребтами) является ныне вероятным потомством сэ или саков кара – киргизский род или племя саяк.
«При рассмотрении коренных каракиргизских костей… самая распространенная, следовательно, главная, основная кость Сару, которое могло быть применяемо в коренной помеси тюрков за ее унаследованную от динлинов светлую окраску волос; таково и было наименование древнейшей кости кыргызов, ибо у енисейских кыргызов два главные их рода носили имя «джеты-сары» и  «алты-сары».. пишет Аристов Н.А. в книге «Труды по истории и этническому составу тюркских племен, Бишкек. Илим, 2003 г. стр.64-67.
Все эти сведения о кара-кыргызах подтверждаются тем, что именем Манас (далеко еще до нашей эры) названы:
- горная вершина в Непале высотой 8128 м;
- озеро площадью 500 км га; расположенное в Юге-Западной части Гималаев (в Тибете) на высоте 4557 м;
- река в Индии, объемом воды 2400 м3/сек (в Нарыне – 429м3/сек) и национальный заповедник площадью 50 тыс.кв;
- река на Кавказе;
- река в Западном Китае, которая берет начало у ледников Ирен-Хабыр Хабыр, течет по Жунгарской равнине и впадает в озеро Манас;
- озеро и вершина на Алтае;
- рукотворный канал длиной в 300 км. в Узбекистане, сооруженный в первом тысячелетии до нашей эры, пропускной способностью 51м3/сек.

III

В ходе встречи с Его Святейшеством Далай-Ламой наряду с путями решения глобальных проблем современности, их мировоззренческой основе и новой системе философских взглядов и идей, были затронуты и вопросы Тенгирианстсва, как доисторического Буддизма», учения, существовавшего задолго до Буддизма и ставшего в последствии его мировоззренческой и духовно-нравственной основой.