4. Иосиф

Константин Рыжов
                1. Как бра­тья про­да­ли Ио­си­фа в раб­ст­во

Когда Иосифу ис­пол­ни­лось сем­на­дцать лет, он стал пас­ти овец вме­сте со своими  брать­я­ми, а возвращаясь к отцу, рассказывал обо всем, что те со­вер­ша­ли пло­хо­го. Иа­ков (http://www.proza.ru/2010/08/28/255)любил Иос­и­фа бо­лее всех ос­таль­ных де­тей и сде­лал ем­у раз­но­цвет­ную оде­ж­ду, в то время как у про­чих его сы­но­вей оде­ж­да бы­ла  про­стая. Братья заметили особенную любовь отца к первенцу Рахили и воз­не­на­ви­де­ли его.  А тот как будто и не замечал этого!

Однажды Иосиф увидел необычный сон и рассказал о нем братьям. «Представьте, - сказал он, - мне привиделось, что мы все стоим посреди поля и вяжем снопы. И вдруг мой сноп вытянулся во весь рост и встал прямо, а ваши снопы встали вокруг и поклонились моему снопу». Братья рассердились: «Не хочешь ли ты сказать, что будешь царствовать над нами и владеть нами?» Спустя короткое время Иосифу приснился новый сон. «Вообразите, - сказал он, - я увидел как с неба спустились солнце, луна и одиннадцать звезд, и все кланяются мне». Иаков услышал его слова и возмутился: «Неужели я, твоя мать и твои братья придем кланяться тебе до земли?» Братья Иосифа также сильно негодовали на него, но он лишь загадочно улыбался им в ответ.

Как-то раз старшие бра­тья  пас­ли скот вблизи Сихема. Иа­ков сказал Ио­си­фу: «Пой­ди, по­смот­ри, здо­ро­вы ли бра­тья твои и цел ли скот, а по­том воз­вра­тись и рас­ска­жи обо всем мне».  Ио­сиф пошел за брать­ям­ и на­шел их в До­фа­не. Они заметили  его  из­да­ли,  пре­ж­де чем он при­бли­зил­ся к  ним, и  ста­ли го­во­рить друг дру­гу: «Вот  идет наш сновидец! Давайте убьем его,  и  бро­си­м тело в  ка­кой-ни­будь ­ров, а отцу ска­жем, что его съе­ли  хищны­е зве­ри». Едва Ио­сиф  по­до­шел к брать­ям, они схватили его, сняли раз­но­цвет­ную оде­ж­ду, а само­го  столкнули в сухой ров.

Отойдя в сторону, сыновья Иакова сели  есть  хлеб и тут уви­де­ли  ка­ра­ван,  иду­щий в Еги­пет. Один из братьев, Иу­да, сказал: «Ес­ли мы убь­ем на­ше­го бра­та, то кровь его бу­дет на нас.  Не лучше ли будет про­дать Ио­си­фа в раб­ст­во? Пусть он сгинет навеки в Египте!  Наши руки будут чисты и ник­то не смо­жет ска­зать: ”Кровь ва­ше­го бра­та на вас!“».  Остальные послу­ша­лись Иу­ды. Когда ка­ра­ван приблизился, они вы­та­щи­ли Ио­си­фа из рва  и про­да­ли куп­цам за  два­дцать  се­реб­ряников. А что бы скрыть свое зло­де­я­ние,  братья взя­ли оде­ж­ду Ио­си­фа, за­ко­ло­ли  коз­ла и  вы­ма­за­ли ее  кро­вью. По­том они при­шли к Иа­ко­ву и ска­за­ли: «По­смот­ри, что мы на­шли!» Иа­ков взглянул на оде­ж­ду, уз­нал ее и вос­клик­нул: «Это оде­ж­да  сы­на мое­го! Хищ­ный зверь рас­тер­зал  Иосифа и съел его!» Он разодрал свои одежды и в течении многих дней оплакивал кончину сына.

 
                2.Что случилось с Ио­сифом в Егип­те

Ио­сиф был от­ве­ден в Еги­пет, где его ку­пил один из вель­мож фа­раона, ца­ря еги­пет­ско­го, по име­ни По­ти­фар. Иосиф жил в его доме, а Господь покровительствовал ему. За что бы он не брался, все исполнялось наилучшим образом, потому что Господь давал успех всем его начинаниям. Потифар вскоре заметил, что новый раб искусен во многих делах. Он сделал его своим управляющим и не обманулся, так как Иосиф быстро преумножил  его богатства.

Иосиф был строен станом и красив лицом. Жена Потифара заметила это и стала добиваться его любви, но он отказался уступить ей. Иосиф сказал: «Мой господин имеет ко мне огромное доверие и все что есть в его в доме  отдал в мои руки. Все, кроме тебя. Если я пойду навстречу твоим домогательствам, то отвечу злом на его доброту и согрешу перед Богом». Однако его слова не образумили женщину. Однажды, когда Иосиф был занят своими ежедневными делами, она схватила его и потребовала: «Ложись со мной». Но он вырвался и, оставив  в ее руках свою одежду, выбежал вон. Тогда женщина громкими криками созвала домашних и сказала: «Посмотрите, что вытворяет еврей, которого привел в дом мой муж! Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною,  но я закричала громким голосом, и он, бросив свою одежду, убежал». То же самое сказала она мужу. Потифар воспылал гневом и приказал посадить Иосифа в царскую тюрьму. Но и тут Господь не оставил сына Иакова. Вскоре начальник тюрьмы, увидев, что Иосиф человек большого ума, сделал его своим помощником и распорядителем над всеми делами.

Случилось так, что фараон, царь египетский, прогневался на двух своих вельмож  - главного виночерпия и главного хлебодара - и велел заключить их в тюрьму, в ту самую, где томился Иосиф. Иосиф пришел однажды поутру к виночерпию и хлебодару и заметил, что они в большем смущении.  Он спросил: «От чего у вас сегодня печальные лица?» Они отвечали: «Мы видели сны, каждому приснился свой сон, обоим в одну ночь, а истолковать их некому». Иосиф сказал: «Не от Бога ли истолкование? Поведайте мне ваши сны». Главный виночерпий сказал: «Мне приснилось виноградное дерево с тремя ветвями. Потом я увидел, что на ветвях появились цветы и созрели ягоды. Я взял чашу, выжал в нее виноградный сок и подал ее фараону». Иосиф сказал: «Вот истолкование сна: через три дня фараон простит тебя, ты станешь вновь  виночерпием, и будешь подавать господину своему на пиру чашу с вином, как прежде». Главный хлебодар увидел, что Иосиф хорошо истолковал первый сон и сказал: «А мне снилось, что на голове у меня три корзины со всякой снедью, и птицы небесные, прилетая, клевали из корзин на моей голове». Иосиф отвечал: «Вот истолкование сна: три корзины - это три дня; через три дня фараон прикажет отрубить тебе голову, а тело твое повесить на дереве. И будут птицы небесные клевать плоть твою с тебя».  Прошло три дня, и вспомнил фараон о своих слугах - главном виночерпии и главном хлебодаре. Главного виночерпия он возвратил на прежнее место, а хлебодара велел повесить. Так исполнилось пророчество Иосифа.

После этого прошло два года, и приснилось фараону, что он стоит у реки. Вдруг вышли из реки семь коров откормленных и гладких. Но после них вышли на берег семь коров других - тощих и худых. Худые коровы накинулись на откормленных и съели их. Фараон проснулся, и заснул опять, и приснился ему другой сон: на одном стебле поднялось семь колосьев с зернами, а против них поднялось семь колосьев тощих, без единого зерна. И пожрали семь тощих колосьев колосья с зернами.     Фараон проснулся и понял, что это вещий сон. Утром он призвал всех египетских  мудрецов и волшебников и рассказал им свои сны, но не было  никого, кто бы  их истолковал.

Тут главный виночерпий вспомнил об Иосифе и поведал о нем фараону. Фараон велел привести Иосифа и сказал ему: «Мне снился сон, но нет никого, кто бы мог его истолковать, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны». Иосиф отвечал: «Это не я, это Бог дает ответ во благо фараону». Потом он выслушал фараона, увидел сокровенный смысл каждого сна и сказал: «Сон фараонов один: что Бог сделает, то Он и возвестил фараону. Семь коров гладких и откормленных и семь колосьев с зернами - это семь лет изобилия. Семь коров тощих и худых и семь колосьев без зерен – это другие семь лет голода. Смысл же всего пророчества такой: скоро наступят семь лет великого изобилия во всей земле египетской. А потом придут семь лет голода, и будет этот голод очень  тяжел, так что забудется прошлое изобилие, и истощит голод всю землю. Нынче же фараон должен найти разумного  мужа и поставить его над египетской землей, что бы он успел за семь лет изобилия собрать достаточно хлеба и сделать  большой запас,  дабы египетская земля не вымерла во время голода».

Фараон увидел, что  истолкование Иосифа правильное и сказал: «Только тебе одному открыл Господь Свои замыслы. Среди моих слуг нет человека   подобного  тебе, столь же  разумного и угодного Господу. Поэтому  я тебя поставлю во  главе моего дома, и весь мой народ будет слушаться твоих слов». Фараон снял со своей руки перстень, надел его на руку Иосифа, и поставил его начальником над всей  египетской землей. Вслед затем он женил его на Асенефе, дочери Потифера-жреца, которая родила Иосифу двоих сыновей. Первого он назвал Манассией, а другого  нарек Ефремом.

Иосиф стал распоряжаться всем  добром  фараона, и  умножалось это добро день ото дня. Семь  лет был  в  Египте небывалый урожай. По приказу Иосифа собирали  весь  хлеб этих семи лет и ссыпали его  в городах. И скопил Иосиф великое множество зерна, так что было его как песка морского и уже невозможно было сосчитать  его.  Но когда прошли семь лет изобилия, как и предупреждал Иосиф, наступили семь лет голода. И был голод во всех землях  кроме египетской, так как Иосиф открыл свои житницы и продавал хлеб всем желающим. Из всех стран приходили люди в Египет покупать хлеб, так как не было его нигде и только здесь еще можно было купить зерно.
               

                3. Как Иосиф вновь встретился со своими  братьями

Иаков узнал, что в Египте есть хлеб, и сказал  сыновьям: «Что вы смотрите? Слышал я, что есть в Египте хлеб. Пойдите туда и привезите сколько сможете, чтобы не  умереть  нам от голода». И собрались десять сыновей Иакова и пошли в Египет. Только Вениамина, брата Иосифа по матери, который был последней памятью о его любимой жене Рахили, Иаков не  послал с остальными,  так как боялся, что с ним случиться какая-нибудь беда.

Когда сыновья Иакова пришли в Египет, их привели к Иосифу, поскольку он один распоряжался продажей хлеба. Иосиф увидел братьев и сразу узнал их, но не  показал вида и говорил с ними сурово. Они же его не узнали. И сказал Иосиф: «Вы бесчестные люди, лазутчики, и пришли в Египет, пользуясь  нашей добротой, со злым умыслом. Вы хотите узнать наши слабые места, а потом нагрянуть сюда  с большим войском и поработить нашу землю». Сы­но­вья Иа­ко­ва ста­ли го­во­рить, что при­шли все­го  лишь ку­пить зер­на и не замышляли про­тив Егип­та ничего плохого. Но Ио­сиф сде­лал вид, что  не  верит  им и стал рас­спра­ши­вать брать­ев об их се­мье. Сы­но­вья Иа­ко­ва сказали: «Нас, рабов твоих, один­на­дцать брать­ев. Мы сыновья одного человека в земле ханаанской. Де­сять прие­ха­ло сю­да, а один­на­дца­тый, са­мый млад­ший, ос­тал­ся дома с от­цом, так как отец боится от­пус­кать его  в такой даль­ний путь».

Ио­сиф  сказал: «Кля­нусь жиз­нью фа­раона, нет у вас  млад­ше­го бра­та. Вы вы­ду­ма­ли его, что­бы  смяг­чить мое серд­це и бе­жать. Но вот ка­кое  ис­пы­та­ние при­ду­мал  я для вас: де­вять из вас от­пра­вят­ся к вашему от­цу  и от­ве­зут  ему весь хлеб. Но одного я за­дер­жу в Егип­те и не от­пу­щу  до тех пор, по­ка  не при­ве­зе­те мне ва­ше­го млад­ше­го бра­та. Толь­ко то­гда, ко­гда уви­жу его,  по­ве­рю, что вы че­ст­ные лю­ди и ни в чем не об­ма­ны­вае­те ме­ня». Ио­сиф при­ка­зал слу­гам схва­тить Симеона и свя­зать его пе­ред гла­за­ми  его брать­ев. Ос­таль­ные от­пра­ви­лись в  путь, воз­вра­ти­лись  в  Ханаан, при­шли к Иа­ко­ву, от­цу сво­ему, и рас­ска­за­ли ему обо всем, что с ними слу­чи­лось. Иа­ков вос­клик­нул: «Нет! Ни­ко­гда я не от­пу­щу Ве­ниа­ми­на в еги­пет­скую землю, так как стра­шусь по­те­рять его, как по­те­рял уже Ио­си­фа. Ес­ли слу­чится с ним в пу­ти не­сча­стье, то я не пе­ре­жи­ву та­кой по­те­ри, и вы све­де­те се­ди­ну мою в гроб».

После этого Иа­ков жил не­ко­то­рое вре­мя  в зем­ле ханаанской  со свои­ми сы­новь­я­ми. Но го­лод  все уси­ли­вал­ся. Ко­гда они съе­ли весь хлеб,  ко­то­рый  при­вез­ли из Егип­та, Иа­ков ска­зал сы­новь­ям: «Пой­ди­те опять, ку­пи­те нам  не­мно­го пи­щи». Но  Иу­да  возразил ему: «Че­ло­век, начальствующий над египетской землей, ре­ши­тель­но объ­я­вил  нам в про­шлый  раз: ”Не яв­ляй­тесь  мне на гла­за,  по­ка не ­при­ве­де­те бра­та ва­ше­го мень­ше­го”. Ес­ли по­шлешь с  на­ми Ве­ниа­ми­на, то пой­дем и ку­пим те­бе пи­щи, а ес­ли не по­шлешь, то не пой­дем, так как тот че­ло­век ска­зал нам: ”Не яв­ляй­тесь ко мне на гла­за, ес­ли бра­та ва­ше­го не бу­дет с ва­ми“».  Иаков сказал: «Для че­го вы сде­ла­ли мне та­кое зло, сообщив это­му че­ло­ве­ку, что у вас есть еще брат?» Сы­но­вья от­ве­ча­ли: «Рас­спра­ши­вал тот че­ло­век о род­ст­ве на­шем. Мы и ска­за­ли ему все. Мог­ли­ ли мы знать, что он прикажет: при­ве­ди­те бра­та ва­ше­го ко мне?» А Иу­да ска­зал: «От­пус­ти Ве­ниа­ми­на со мной. Мы вста­нем и пой­дем, и жи­вы бу­дем и не ум­рем и мы, и ты, и де­ти на­ши. Я от­ве­чаю за него, из моих рук пот­ре­бу­ешь ты его. Ес­ли я не при­ве­ду его к те­бе и не по­став­лю пе­ред ли­цом тво­им, то ос­та­нусь ви­но­ва­тым пе­ред то­бой во все дни жиз­ни. Если бы мы не медлили, то уже успели бы сходить два раза». Иа­ков понял, что у не­го нет другого вы­бо­ра и сказал: «Пусть бу­дет все, как ты ска­зал. Возь­ми­те бра­та ва­ше­го Ве­ниа­ми­на, и, встав, пой­ди­те к тому че­ло­ве­ку. Бог же Все­мо­гу­щий по­мо­жет вам най­ти у него ми­лость. Ибо все в ру­ках Гос­под­них, и ес­ли су­ж­де­но мне уме­реть без­дет­ным, то пусть бу­ду без­дет­ным». 

Сы­но­вья Иа­ко­ва взяли мно­го да­ров и се­реб­ра, взя­ли Ве­ниа­ми­на, пошли в Египет и предстали перед Иосифом. Ио­сиф уви­дел Ве­ниа­ми­на и спро­сил: «Этот брат ваш мень­ший, о ко­то­ром вы мне рассказывали?»  Они ска­за­ли: «Да». При ви­де бра­та у Ио­си­фа навернулись на гла­зах сле­зы и, что­бы скрыть их, он поспешно вы­шел из ком­на­ты и умыл ли­цо во­дой. Скре­пив серд­це, он вернулся об­рат­но и при­ка­зал на­чать тра­пе­зу. А по­сле ска­зал: «Не дер­жу на вас боль­ше зла». И при­ка­зал Ио­сиф на­чаль­ни­ку сво­его до­ма: «На­пол­ни меш­ки этих лю­дей зер­ном и дай им столь­ко хле­ба, сколь­ко они смо­гут уне­сти. И еще вот что сделай: возь­ми ча­шу мою се­реб­ря­ную и по­ло­жи  в ме­шок млад­ше­го из брать­ев». Тот сде­лал все так, как приказал ему Ио­сиф.

Ут­ром, ко­гда рас­све­ло, Ио­сиф отпустил брать­ев в обратный путь. Но не успели они ото­йти от города, как Ио­сиф ска­зал на­чаль­ни­ку своего до­ма: «Сту­пай, до­го­ни этих лю­дей и, ко­гда до­го­нишь, ска­жи им: ”Для че­го вы за­пла­ти­ли гос­по­ди­ну мо­ему злом за доб­ро? Для че­го вы ук­ра­ли у не­го серебряную ча­шу?”» На­чаль­ник дог­нал сы­но­вей Иа­ко­ва и ска­зал им все так, как ве­лел ему Ио­сиф. Бра­тья сму­ти­лись и отвечали: «Для че­го гос­по­дин твой го­во­рит та­кие сло­ва? Нет на нас этой ви­ны. Обыщи все наши меш­ки и, ес­ли найдешь у ко­го-ни­будь ча­шу, то можешь взять того человека в раб­ст­во». Он сказал: «Хо­ро­шо, как вы ска­за­ли, так пусть и бу­дет: у ко­го най­дет­ся ча­ша, тот и бу­дет ра­бом гос­по­ди­на мое­го, а вы бу­де­те неви­но­ва­ты». Бра­тья по­спеш­но спус­ти­ли ка­ж­дый свой ме­шок на зем­лю. Слуга Иосифа стал обыскивать их. На­чал со стар­ше­го, а за­кон­чил млад­шим; и на­шлась ча­ша в меш­ке Ве­ниа­ми­на. При виде этого бра­тья ра­зо­рва­ли свои оде­ж­ды и воз­вра­ти­лись в го­род. Они при­шли в дом Ио­си­фа и па­ли пе­ред ним на ко­ле­ни.

Ио­сиф вос­клик­нул  гроз­но: «Что это вы сде­ла­ли? Раз­ве вы не зна­ли, что та­кой че­ло­век, как я, ко­неч­но, уга­да­ет и най­дет во­ра?» Иу­да ска­зал: «Что мож­но воз­ра­зить? Чем оп­рав­дать­ся? Бог на­шел не­прав­ду на­шу и быть нам те­перь твоими ра­ба­ми». Но Ио­сиф возразил: «Нет, я это­го не сделаю; тот, в чьих ру­ках на­шлась ча­ша, бу­дет мне ра­бом, а вы по­йди­те с миром к вашему от­цу». Иу­да подошел  к не­му и ска­зал: «По­зволь, гос­по­дин, мол­вить те­бе сло­во с гла­зу на глаз. Из­вест­но те­бе, что есть у нас отец пре­ста­ре­лый и боль­ной. И брат Ве­ниа­мин, у ко­то­ро­го в меш­ке на­шли ча­шу, един­ст­вен­ная от­ра­да ста­рос­ти его и смысл жиз­ни его. Ес­ли Ве­ниа­мин не вер­нет­ся об­рат­но, наш отец умрет. Сде­лай же, гос­по­дин, для нас одол­же­ние: от­пус­ти Ве­ниа­ми­на к от­цу, а я вме­сто не­го пой­ду к те­бе в раб­ст­во».

Ко­гда Ио­сиф ус­лы­шал  эти сло­ва, его серд­це воз­ра­до­ва­лось, ибо он уви­дел как из­ме­ни­лись его бра­тья. Он не мог боль­ше скры­вать­ся и вос­клик­нул со сле­за­ми: «Не бой­тесь ме­ня и за­будь­те те су­ро­вые сло­ва, ко­то­рые я вам го­во­рил. Знай­те: я Ио­сиф, брат ваш, проданный ва­ми в раб­ст­во в Еги­пет мно­го лет то­му на­зад. Но не жалейте и не пе­чаль­тесь о том, что вы про­да­ли ме­ня сю­да, по­то­му что это Бог по­слал ме­ня пе­ред ва­ми для со­хра­не­ния ва­шей жиз­ни. Иди­те ско­рее к от­цу мо­ему и ска­жи­те: ”Сту­пай к сы­ну сво­ему Ио­си­фу, ибо Бог по­ста­вил его гос­по­ди­ном над всем Егип­том". Пусть по­спе­шит отец мой Иа­ков вме­сте со всем сво­им доб­ром ко мне, а вы возь­ми­те де­тей  ва­ших и иди­те за ним. Я по­се­лю вас в зем­ле Еги­пет­ской, и бу­де­те вы жить здесь в дос­тат­ке и весь скот ваш про­корм­лю я, так как го­лод бу­дет про­дол­жат­ся еще пять лет».

Говоря так, Иосиф це­ло­вал и обнимал сво­их брать­ев, но те никак не могли поверить,  что пе­ред ни­ми действительно их брат. По­том Ио­сиф от­пус­тил  брать­ев, дав ка­ж­до­му бо­га­тые да­ры, а от­цу по­слал двадцать ослов, навьюченных  подарками, хлебом и различными припасами. Сыновья Иакова при­шли из Егип­та в зем­лю ханаанскую и сказали отцу: «Ио­сиф, сын твой, жив и те­перь вла­ды­че­ст­ву­ет над всей зем­лей еги­пет­ской». Иа­ков сна­ча­ла не по­ве­рил им. И только ко­гда увидел ко­лес­ни­цы, ко­то­рые при­слал Ио­сиф, что­бы вез­ти его в Египет, убедился, что это правда и ска­зал: «Жив сын мой Ио­сиф! Пой­ду и уви­жу его, по­ка я жив и не умер!»
               

                4.Как Иа­ков пере­се­лился в Егип­ет и о его смерти

Иаков отправился в Вирсавию, чтобы принести жертвы. Тут в ночном видении ему явился Бог и позвал его: «Иаков! Иаков!» Он отвечал: «Вот я!». Господь сказал: «Я Бог, Бог отца твоего. Не бойся идти в Египет, ибо Я произведу там от тебя великий народ. Я пойду вместе с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно».  Это обещание воодушевило Иакова. Отправляясь в чужую страну, он взял с собой всех сыновей, внуков и внучек, весь свой скот и все имущество, нажитое в земле ханаанской. Вме­сте с ним отправились в путь шестьдесят шесть его пря­мых по­том­ков, не считая жен его сыновей. Когда  они достигли зем­ли Ге­сем в Дельте Нила, Ио­сиф запряг ко­лес­ни­цу и вы­ехал на­встре­чу Иа­ко­ву. Увидев отца, он пал на его шею и дол­го пла­кал. А Иа­ков ска­зал  Ио­си­фу: «Теперь я ум­ру спокойно, так как уви­дел ли­цо твое и убе­дил­ся, что ты жив».  И дал им Иосиф вла­де­ния в земле еги­пет­ской, в луч­шей ее час­ти - в зем­ле Ра­ам­сес и снабдил их хле­бом по по­треб­но­сти ка­ж­до­го се­мей­ст­ва.

После этого Иа­ков прожил  в зем­ле еги­пет­ской сем­на­дцать лет. Наконец при­шло вре­мя ему  уме­реть. Тогда он призвал сво­их сы­но­вей  и ска­зал: «Бог Все­мо­гу­щий явил­ся мне в зем­ле ханаанской, и бла­го­сло­вил ме­ня, и ска­зал: ”Вот я рас­п­ло­жу те­бя, и раз­мно­жу те­бя, и про­из­ве­ду от те­бя мно­же­ст­во на­ро­дов, и дам всю эту зем­лю по­том­ст­ву твое­му по­сле те­бя в веч­ное вла­де­ние“. И будет все так, как ска­зал Гос­подь. Ка­ж­дый из вас ста­нет ро­до­на­чаль­ни­ком боль­шо­го пле­ме­ни, ко­то­рое на­зо­вет­ся по его име­ни. Но для Ио­си­фа, сы­на мое­го лю­би­мо­го, я сде­лаю ис­клю­че­ние. От­ны­не сы­ны его, ро­див­шие­ся в зем­ле еги­пет­ской - Еф­рем и Ма­нас­сия,  - бу­дут все рав­но, что де­ти мои, как Рувим и Симеон. Вот ко­лена из­ра­иль­ские, ко­то­рые про­изой­дут от вас: Ру­вим, Си­ме­он, Ле­вий, Иу­да, За­ву­лон, Ис­са­хар, Дан, Гад, Ас­ир, Неф­фа­лим, Ве­ниа­мин, Еф­рем и Ма­нас­сия, ибо дал я вну­кам мо­им Еф­ре­му и Ма­нас­сии рав­ные пра­ва ме­ж­ду мои­ми сы­новь­я­ми». После этого  Иаков бла­го­сло­вил всех сво­их де­тей и пред­рек ка­ж­до­му его судь­бу. Окончив завещание, он по­ло­жил свои но­ги на по­стель и скон­чал­ся. Сыновья с плачем отвезли его тело к Хеврону и похоронили в пещере Махпела подле его отца и деда.

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189