Бабуля

Юлия Владимировна Козлова
Она пресекала всяческие попытки называть ее по-другому. "Я вам не бабушка. И не мама. Я бабуля ваша", - постоянно слышали мы.
Мария выходила замуж молоденькой. Дед Ефим был постарше и имел опыт неудачного брака. В день свадьбы "выяснилось", что не то что жить молодым негде, а и просто спать. И дед в первую брачную ночь ушел ночевать к бывшей жене... Этот "трогательный" эпизод из их семейной жизни бабуля открыла мне только незадолго до смерти, когда я допытывалась, почему с дедом у них не сложилось.
Родили троих. "Вынуждено", по словам бабули, потому что "как я от него уйду, когда ребенок маленький, а там и еще двое подоспели".
В середине войны деда перевели служить в Москву на Таганку, зенитчиком. И бабуля вернулась к нему из эвакуации. Опять же "зачем только вернулась с детьми в эту голодную Москву от козы и хлеба".
"У меня из-за вас спина чешется!" - в детстве говорила я родителям. Мой ужасный характер могла "лечить" только бабуля. Запрещать прямо что либо было бесполезно. И бабуля рассказывала бесконечные "правдивые истории", как какая-то девочка или мальчик делали точно так, как я, и чем всё это закончилось.
От нее я узнала, что ребенку всегда нужно помнить адрес, ФИО родителей и имена родственников. Она учила, что нужно запасти на случай войны - иголки и соль. Собирала со мною грибы в лесу, приговаривая: "Видишь, мы уйти уже хотим, а лес нас не пускает, заманивает вглубь новыми грибами. Он живой. Заблудить может".
От нее я узнала "страшную семейную тайну", что все женщины в нашем роду одного рода-племени, и сила рода всегда будет, пока будут рождаться девочки. Но все женщины - дуры (кроме нее, конечно) и выходят замуж не за "своих", мешая кровь. Она рассказала мне, что роды у меня будут очень быстрыми, как у всех женщин наших.
Я - последняя женщина в роду. Два сына у меня. Значит, - последний носитель силы рода...
Бабуля лечила людей. Руками и словами. Пускала меня посмотреть. Денег никогда не брала. Люди приходили с рожей, экземали, ячменем, язвой. Никогда не возвращались, приходили другие люди по их рекомендации. Я просила бабулю научить меня лечить также. Она только улыбалась, гладила по голове меня и проговаривала: "Тебе всё дано. Как у тебя, девочка, сложилось! Как всё сложилось!"
Дед ушел из семьи, когда дети выросли и переженились. Нашел молодую за городом... И заболел. Бабуля молчала. Деду становилось хуже и хуже. Его новая жена не ухаживала за ним, уезжая из дому на несколько дней. Страшные боли привели к трагедии. Деда не стало.
Дети похоронили его. Бабуля не пошла на похороны и отдала все фотографии и документы деда своей дочери - моей маме.
Никогда о деде не говорила. Всё знали - не простила.
Однажды, за год до бабулиной смерти произошла такая история. Папа мой навещал могилу своей мамы - матушки, как он говорил всегда. А она похоронена на одном кладбище с дедом. Могилы неподалеку. Он прибрал ее могилку, посидел там, и решил сходить в могиле Ефима, навестить его.
А когда подходил уже, увидел нашу бабулю, которая сидела там на скамеечке и плакала.