Не сподобилась

Галина Небараковская
          Ну вот, опять приближается Крещение Господне… И передо мной в который раз встаёт дилемма, прямо как у Шекспира: «Быть или не быть?». Скажем, не так остро, однако…
          Понимаете, сидя перед экраном телевизора в тёплой уютной комнате с кружкой горячего душистого чая и глядя, как люди самых разных возрастов окунаются в крестообразную прорубь крещенской купели, я жестоко им завидую! Да, да, именно жестоко и именно завидую! Выходят из ледяной воды умиротворённые, с отрешёнными улыбками на лице, словно соприкоснулись с каким-то невиданным чудом, словно в таинстве поучаствовали, словно их Господь Бог в макушку поцеловал. Наверное, так и есть. Я тоже хочу! Очень!
          Каждый год я даю себе твёрдое слово, что, мол, в этом году уже не успела, не настроилась, не готова, в общем, тысяча и одна причин, но уж в следующем!.. Проходила зима, таял лёд на реке, солнце ласкало землю, обволакивая её теплом и светом. Она буйно расцветала, плодоносила, и моё твёрдое решение как-то отодвигалось на задний план. До Крещения ещё, ой! – как долго! Успею, настроюсь.
         И вот в прошлом году наконец настроилась. Подготовилась основательно: оделась в купальник, сверху – спортивный костюм и тёплая дублёнка. В сумку засунула толстый банный халат, термос с горячим кофе и (чего уж скрывать!) – маленькую бутылочку коньяка, на всякий случай прихватила. От простуды, вдруг понадобится.
          Рано утром сын повёз меня на реку, где заранее приготовили прорубь. Народу собралось тьма-тьмущая! Даже очередь выстроилась. И не я была первой в ней. Если бы не это, возможно… Я-то была «настроена»!
           Вокруг проруби такая красота, аж дух захватывает! Наши умельцы вырезали (вырубили?), в общем, изваяли изо льда красивые фигуры: и Матерь Божью, и ясли, и в них маленького Иисуса. Под ногами уютно шуршало настеленное сено (чтоб не так скользко было), источая дурманящий аромат тёплого лета. Батюшка, в праздничной золотистой рясе (из-под которой выглядывали добротные валенки), благословлял каждого, желающего принять купель, троекратно осеняя крестом…
          Загорался новый день, ясный, солнечный, морозный. Минус тридцать семь. Конечно, я понимаю: Сибирь, крещенские морозы и всё такое. Но помилуйте – минус тридцать семь!
          Я сидела в тёплой машине, дожидаясь своей очереди, и внимательно наблюдала за происходящим. Вот пожилая женщина, поёживаясь, подошла к батюшке, приняла благословение и осторожно приблизилась к проруби. Потом, перекрестясь, как в омут, с головой трижды окунулась. Вылезть оттуда самостоятельно не смогла, два дюжих мужичка подхватили её за руки и, поставив на сено, быстренько завернули в махровую простыню. Однако я успела увидеть и дряблую кожу, посиневшую и покрывшуюся мелкими пупырышками, и раскрытый в немом крике рот, и бесцветные застывшие глаза. Честно скажу вам: зрелище не для слабонервных!
         Следом за женщиной в прорубь сиганул крепкий упитанный мужичок лет тридцати. Трижды окунулся и, словно ошпаренный, с диким воплем выскочил из воды. Кто-то, видимо, друг его, тут же сунул ему в руку граненый стакан, до краёв наполненный прозрачной жидкостью. Купальщик залпом выпил и, не переставая отплясывать (джигу, как мне показалось), метеором полетел в машину. Я начала нервничать: «А как же по телевизору? Или такие есть и в самом деле? Может, только таких и показывают?»… Эх, если бы не очередь! Если бы сразу!
         Вот к купели подошла молодая мама с годовалым ребёнком на руках. Постояла какое-то мгновение, словно принимая важное решение. Да, вероятно, так и было. Потом решительно ступила в воду, прижала малыша к груди и вместе с ним резко присела. Ребёнок завопил не своим голосом. Ещё дважды окуналась, правда, не с головой. И хоть длилось действо какие-то секунды, от детского крика многие зрители невольно отступили от проруби, некоторые истово осеняли себя крестом.
         И это стало последней каплей, переполнившей чашу моей сомнительной решимости. Дрожащими руками я нервно отвинтила крышку бутылочки с коньяком, выпила до последней капли прямо с горлышка и скомандовала сыну: «Поехали!». Ну, чисто Гагарин в своё время! Сын искоса посмотрел на меня, ухмыльнулся и повернул ключ зажигания…
         Видит Бог, хотела… И решилась уже. Но… Наверное, я не из тех, которые под танки бросаются. И уж точно не Александр Матросов! Не сподобилась… Увы!

          А послезавтра снова Крещение Господне. С праздником вас, дорогие мои!