Радищев. Философия русского просвещения

Красавица Нюра Орловская
         Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.

         Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностях русской души.

             Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Кроме того, она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси; предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, её христианизация сыграла важную роль в становлении русской философской культуры.

                Большую роль в развитии русской литературы и философской культуры сыграл Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802), жестоко пострадавший за обличение крепостничества в своём литературном произведении Детство Радищев провёл в имении отца в деревне Верхнее Аблязово Кузнецкого уезда (ныне Пензенская область). В 1762 году был определён в Петербургский пажеский корпус, продолжил образование в Германии в Лейпцигском университете, обстоятельно изучив произведения Г. Лейбница, а также К. Гельвеция, Вольтера и Ж.Ж. Руссо. В 1773-1775 годах служил в штабе 9-й финляндской дивизии. Восстание Емельяна Пугачёва явилось определяющей вехой в идейном развитии Радищева. По приказу Екатерины II за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был сначала заключён в Петропавловскую крепость. Эта его книга была запрещена к распространению. Потом он был присуждён к смертной казни, заменённой 10-летней ссылкой в Сибирь. С 1797 года был переведён на жительство в имение Немцово под Москву. В 1801 году вернулся в Петербург.


                В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в сибирской ссылке, он рассматривал «картину человека» под углом вписанности его в систему природных связей, подчёркивая способность человека видеть во всём, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, при этом воспроизводя доказательства и в пользу смертности души, и в пользу её бессмертия. Этот труд Радищева является первой в истории русской мысли систематической философской разработкой проблемы человека. Основную мощь своего философского ума он направил на поиски путей решения социально-философских проблем. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними социально-политических событий, а также под влиянием процессов, происходящих в русском обществе.
 
                К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах Французской революции. От идеи просветительства народа он пришёл к идее круговорота «вольности» и «рабства». Радищев противопоставил идеям школы немецкого идеализма и русских масонов систему взглядов, в которой предпринял попытку обобщить достижения естественнонаучной мысли 18 века.

                Заслуги Радищева в развитии русского стиха отмечены А.С. Пушкиным. Влияние идей Радищева сказалось на творчестве декабристов, Герцена. В селе Верхнее Аблязово создан музей Радищева.

                ЛИТЕРАТУРА

Спиркин А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. – 2-е издание – М.: Гардарики, 2007, - 736 с.

Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1941. Т.2.С.59.
Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 471.