Содержание и форма

Красавица Нюра Орловская
       Разрабатывая понятия содержания и формы необходимо условиться разграничивать понятия существование и сущность.

            В истории философии  существование употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличие от сущности постигается не мышлением, а опытом.  В настоящее время понятие существование обычно отождествляют с бытием, а  сущность служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.
Бытие – самое широкое абстрактное понятие. Реальность – вещественна, действительна.
 
             Объективная реальность –  объективный мир, существующий независимо от человеческой воли, представлений.

             Субъективная реальность – наоборот.

             Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
 
            Весь окружающий мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и проявлениях.

   Разграничить понятия «содержание» и «форма» можно например, исходя из понятий объективная и субъективная реальность. Объективная реальность не меняется, как бы мы её не представляли. Например, существует некий текст в «Интернете», он может быть представлен на домашнем компьютере в разных форматах, например: .txt или .doc, при этом содержание текста одно и то же, а форма разная. В более общем философском смысле содержание и форма какого-либо объекта взаимосвязаны через взаимодействие с каким либо субъектом. Или, например, кусок льда, в зависимости от температуры он будет иметь разную форму, а вот информация, из чего именно он состоит и по каким законам вещество этого куска воды структурируется, будет неизменной.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общая, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца XVI века до начала XIX века господствовала механистическая картина мира. Материя по своему содержанию рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи:

 1) о самодвижении в материи;

 2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ;
 
 3) материи присуща внутренняя мысль.

Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Они считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идея. Для материализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница свойств, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них.

На рубеже 19-20 веков Эйнштейном был сделан вывод, что материя превращается в энергию. Открытие Резерфордом строения атома отвергло идею о том, что атом не делим. Прежняя философская картина мира рушилась.

В естествознании также наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. По Ленину -  материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается, нашими ощущениями, но существуют независимо от  этих ощущений.

 В этом определении выделено два признака материи:

 1) Признание первичности материи по отношении к сознанию.

 2) Признание принципиальной познаваемости мира.

Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин  способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В домарксистской философии материя отождествлялась с конкретными ее формами, напр. атомами и так далее. Отождествление на каком-либо этапе познания философского понятия материи как объективной реальности с конкретными естественно-научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры материи, что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой.

Понятие о содержании и формах всего сущего непосредственно связано с идеей развития в философии.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые  рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития:
 
 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи.

 2) Процессы перехода от одного уровня к другому.

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие все указанных свойств выделяет процессы  развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования.

Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофичного типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или формы. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Философское осмысление развития означает воспроизведение все общих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности.

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Он становится иным и по содержанию и по форме.

Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает,  например, что общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека.
 
Единый мировой процесс развития – это непрерывное усложнение организации, но при этом продолжают существовать те формы материи, которые просты по своему содержанию, но устойчивы и неразрушимы со временем.

Реальность такова, что необходимость не исключает случайность, но определяет потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы.

По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего движения материи – как непрерывное образование новых форм материи,  неизбежное разрушение тех форм, которые не стали устойчивыми, последовательность переходов от одних состояний к другим. Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, в степени детализации анализа и характере интерпретации результата. Таким образом, все наблюдаемое нами – это единство случайного и необходимого.

Случайность и неопределенность – это понятия не тождественны – пронизывают все уровни организации материи. Процессы, протекающие в неживой природе, процессы биологические, социальные процессы – все они подвержены действию случайностей, которые мы далеко не всегда можем проследить так, чтобы понять их источник, а тем более правильно учесть, делая анализ или прогнозируя события.

Второй важнейший фактор, определяющий процессы развития, – наследственность. Этим термином обозначается не только способность материи сохранять свои особенности, но и ее способность изменяться от прошлого к будущему, способность будущего зависеть от прошлого. Таким образом, наследственность – это термин, отражающий влияние прошлого на будущее. В иных терминах это причинно-следственная связь.

Третий фактор  развития это – отбор, который позволяет  существующей материальной системе не увеличивать её энтропию. В результате, те формы материи, которые по своему содержанию устойчивы и не исчезают, хотя и возникли в результате действия случайных факторов, но существуют сейчас и, будут существовать в будущем за счёт устойчивости в этих условиях, пока  эти условия сами не изменятся под действием каких-либо факторов.

Перефразируя всё выше сказанное можно  увязать  понятия единства  и разнообразие формы и содержание бытия как всего сущего через понятие «информация», которое появилось недавно и в лексиконе философов раньше не употреблялось. Но, введя понятие «информация» в систему философских терминов становится невозможным однозначно признать, что материальный мир первичен, а сознание вторично. Можно допустить, что информация неуничтожима, но трудно представить, что она вечна, и так же трудно представить, что когда-либо произошел творческий акт создания информации. Зато, изучая космические процессы уже нетрудно представить, что всё сущее возникло из ничего. По теории «Большого Взрыва» вначале не было ничего, потом возникло время, пространство, вещество и законы взаимодействия по которым всё сущее начало развиваться и теперь существует. На данном этапе развития человеческой цивилизации процессы религиозного и научного философского познания мира начинают переставать противоречить друг другу и становятся взаимно дополняющими друг друга. Понятие «вера» и понятие «знание» переплелись в неразрывный конгломерат и не могут быть одно без другого.

Таким образом, те изменённые формы материи, возникающие в результате действия случайных факторов, затем передаются в будущее за счет действия механизмов наследственности, когда нематериальное понятие «информация» материализовалась и закрепилась на каком-либо материальном носителе. Например, кибернетические системы, однажды возникнув, могут, и может быть будут сохраняться и воспроизводить себя,  изменяя те формы материи, которые были до появления кибернетических систем и через какое-то время, быть может, смогут изменить само пространство, время, вещество и законы развития.


ИСТОЧНИКИ
Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 2-е издание. – М. Гардарики, 2007. – 736 с.


Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М. Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 731 с.