Теория современной культуры

Красавица Нюра Орловская
      Теория современной культуры рассматривает культуру как универсальное отношение человека к миру, через которое он создаёт мир и самого себя.

          В настоящее время в понятие культуры понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории. Культура выражает степень познания и практического овладения людьми законами природы и общественной жизни, что составляет необходимое условие существования и развития общества.


             Современная теория культуры, отвечая на вызовы глобализации, в число основных проблем современности выводит вопрос о соотношения общечеловеческого и национального в культуре. Процессы интеграции, культурного влияния и проникновение элементов одной культуры в другую осуществляется при созревании культурно-цивилизационных особенностей или культурно-исторических типов внутри себя. Формирование самостоятельных культурных целостностей, таким образом, является необходимым условием интеграционных процессов в культуре. Интеграционные процессы в культуре описываются некоторым набором понятий, в которых преобладает черта универсализма.
 
        Принцип универсальности находит отражение в таких понятиях как мировая культура, общечеловеческое в культуре, достижения конкретных культур, глобальная культура. Мировые достижения отдельных культур интересны миру как конкретно-национальное явление (это относится к русской литературе ХIХ века, обнаружением общечеловеческого в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

        На сегодня уже сформировались универсальные единицы культуры — мода, образование, туризм, газеты, телевидение, сеть Интернет.

        Личность человека формируется в процессе повседневного общения с окружающими. Культура определенного общества принимается человеком не как нечто внешнее, извне навязанное, но как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

                Практически любая традиция, любой культурный стандарт имеет в своей основе исторически обусловленную необходимость, связь с которой уже потеряна, но, тем не менее, благодаря которой в качестве стереотипов социальное знание живет и передается от поколения к поколению.

            Общественное сознание поставляет информацию в виде цельных, внутренне не дифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, чем осуществляется стабилизирующая функция социального контроля, функция преемственности культуры. Переход определенных «фактов» из информационного поля общественного сознания на личностный уровень мышления конкретного человека происходит благодаря следующим процессам, которые на уровне индивидуального сознания порождают способность к повторению, воспроизведению и констатации того, что общественное сознание «передает» индивиду как некие нормы, правила, не только не требующие теоретического осмысления, но и исключающие его:
Осваивая речь и развиваясь, ребенок усваивает то, что составляет особенности культуры, человеческого способа действия и образа жизни. Многое из этого уходит в подсознание. Ребенок учится быть собственно «социальным существом». Наряду с общими для человека как такового признаками социальной деятельности, ребенок овладевает и данностями определенной культуры.

               Существуют различные общественные условности, традиции, которые фиксируются в общественном сознании и закрепляются в индивидуальном подсознании. Это нравы и традиции данного общества, отличающиеся от нравов и традиций другого общества (эстетическая культура, уклад семьи, взаимоотношения поколений и т.д.). Человек как член данного общества усваивает их, не осознавая, и использует на практике, принимая как данность.


             Частью содержания общественного сознания является также информация, содержащая сообщения, что, где, когда происходит (например, общественно значимые праздники). Знание этой информации необходимо для ориентации в общественной жизни.

             Благодаря этим процессам, человек оказывается «захваченным» определенными данностями, в том числе и стереотипизированными представлениями, являющимися характерными для данной культуры.


           Точно так же, посредством копирования поведения взрослых, усвоения их объяснений своих поступков, ребенок приобретает определенное нравственное знание, которое в своей основе представляется данностью, обладает чертами «аксиоматичности», цельности и т.д.


            Нравственное знание можно охарактеризовать как начальную ступень освоения индивидом морали, информирующей человека о всей системе требований должного (простых правилах нравственности, стереотипах, моральных нормах, принципах, категориях, идеалах) и об оценочной стороне морали (о специфике нравственной оценки и установившихся в данной среде ее критериях).
Нравственное знание является только «внешним» материалом для выработки личностных элементов морального сознания, одним из которых являются моральные взгляды личности.

          Моральные взгляды есть осмысление, понимание личностью нравственных норм, требований, собственная характеристика каких-либо явлений, т.е. есть взаимопересечение нравственного знания и личных моральных оценок. Характеристиками моральных взглядов являются: подвижность, способность опосредовать влияние императивного содержания общественной морали, участие в программировании нравственных отношений личности.


Культуру как явление, изучает специальная наука – культурология. Культурология использует знания философии культуры, социологии, антропологии, этнологии, этнографии.
 
Теория современной культуры состоит из двух уровней:
1)эмпирический уровень, цель которого – обобщение и систематизация знаний о культуре,

2)теоретический уровень – создание законов.

Характер функционирования и развития культуры реализуется в тех функциях, которые она выполняет в процессе развития человека и общества.

            1. Воспитательная функция – воспитание каждого нового поколения осуществляется на основе тех культурных традиций, которые заложены предшествующими поколениями.


           2. Творческая функция – выступает в качестве необходимого фактора развития человека и общества, как совокупность преобразований к творчеству.

          3. Функция социальной наследственности.

        4. Регулятивная функция – культура  выступает как система норм и требований общества ко всем сторонам деятельности людей. Она поддерживается общественным мнением, моралью, правом.

         5. Познавательная функция – культура всегда является критерием степени     власти человека над стихийными силами природы и общества. С этой точки зрения любопытно следующее наблюдение - XXI век начался на Земле почти так же, как начинался век ХХ: среди бурного прогресса науки, на фоне хрупкого политического мира и неуклонного экологического кризиса техногенной земной цивилизации.

         В 20-х годах ХХ века Лев Гумилёв говорил с физиками и математиками об истории как о физике социума! Его физическая гипотеза о пассионарности как о главном движителе эволюции человечества в современном мире может быть объяснена на математическом языке топологии многообразий и представлений групп. Если изобразить биографии пассионариев траекториями экстремального действия, то их культурный эффект легко понятен для  современных математиков. Бурный ХХ век был щедр на природные экстремальные флюктуации, вот и выросло среди землян замечательное учёное сообщество; оно теперь начинает понимать, как и почему оно выросло. И что делать дальше, чтобы интеллектуальный пир людей не прервался, но и человечество не вымерло бы от самоистребления…

           Тогда вечный вопрос о возможном и невозможном в обществе или биосфере станет таким же понятным и увлекательным, как игра в шахматы и в геометрию.