Неожиданный аргумент

Владимир Никитюк
В старших классах учителя окончательно прекратили попытки вмешаться с процесс нашего рассаживания по партам (точнее, за столами). Рассаживались мы так, как хотели сами. Причём на каждом предмете это происходило особенным образом. Честно говоря, я сам теперь удивляюсь, как мы не путались.

Были, конечно, и конфликты - когда два ученика претендовали на одно и то же место. В частности, однажды у меня случился подобный конфликт с одноклассником по кличке Амбал. Он получил своё прозвище за то, что был самым высоким и сильным в нашем классе. Кстати, спешу оговориться, что факт указанного конфликта вовсе не говорил о какой-то моей особой доблести - в этом вопросе у нас силовые методы были не приняты.

Случилось это так. Я, ни о чём не догадываясь, пришёл в кабинет - и вдруг обнаружил, что на моём законном месте сидит какой-то незнакомый верзила. Я дико удивился - ведь была середина учебного года. Появление нового ученика в это время было маловероятно.

Тут я присмотрелся, и увидел, что это не новенький, а хорошо знаковый мне Амбал. Но в каком виде! Его самая красивая в классе причёска превратилась в стрижку наголо.

А произошло вот что. Слишком длинные волосы, как я уже говорил, учеников заставляли стричь сразу. А вот если причёска была "на грани", практиковался компромиссный вариант: ученика допускали к занятиям, но с условием, что уже на следующий день он придёт с короткими волосами.

Так вот - Амбал ухитрился в таком состоянии протянуть целую неделю. Каждый день он обещал постричься, но наутро приходил с той же причёской. Наконец в последний день учебной недели Амбалу чётко заявили: в понедельник он должен прийти коротко подстриженный - а иначе его просто в школу не пустят.

Вот он и подстригся - самым неожиданным образом. Как потом рассказывала его мать: "я послала его в магазин за картошкой, а он вернулся наголо подстриженный".

Честно говоря, его новый вид произвёл на меня такое сильное впечатление, что даже место своё я отстаивал как-то вяло. И в конце концов махнул рукой и занял одно из свободных мест.

Хотя Амбал и просидел один урок на моём месте и, тем самым, приобрёл на него некоторые права по "прецедентному праву", моя позиция всё-таки считалась более сильной. Я вполне мог продолжать "качать права", и, в конце концов, отстоять своё место.

Но я не стал делать этого.

Во-первых, новое место оказалось тоже очень неплохим.

А во-вторых - я был потрясён и даже восхищён той формой протеста, на которую решился Амбал. А с героями вступать в конфликт как-то неудобно...