183 письма с Севера. 1995 год. Главы 115-117

Леонид Николаевич Маслов
Глава 115


     Несмотря на занятость по работе и моё увлечение видеосъёмкой, я и Люба не забывали о народной медицине, о здоровом образе жизни. Мы старались поменьше есть мяса, а больше нажимали на зелень, салаты. Я стал вымораживать воду, удаляя из неё примеси опасного для почек железа. Среди десятков книг по народной медицине, у меня имелась брошюра «Очищение организма и здоровье», написанная Геннадием Малаховым. Я несколько раз её перечитывал, и каждый раз загорался идеей почистить если не весь организм, то хотя бы его уязвимое место — печень. В рекомендации Малахова говорилось, что для этого самое подходящее время года — весна, март.

     Посоветовавшись с Любой, я решил сделать себе эту процедуру в субботний день 11 марта. Накануне прошли праздники: у меня день рождения (исполнилось 48 лет), потом у Игоря (отметили 23 года), потом 8 Марта... За неделю до процедуры я сел на овощную и яблочную диету, и по совету целителя пользовался кружкой Эсмарха. Купил оливкового масла и килограмма три лимонов. В субботу с утра принял горячую ванну, а потом под правый бок почти на весь день положил электрогрелку — это для того, чтобы максимально разогреть печень. Основную процедуру начал с семи часов вечера. Всё выглядело забавно и необычно, поэтому немного об этом расскажу.

    Перед началом проведения чистки печени, я приготовил 300 гр. оливкового масла, и из лимонов выдавил 300 гр. сока. Методов очищения существует несколько, но два из них основные, это щадящий, когда выпивают по три столовые ложки масла, запивая их тремя столовыми ложками лимонного сока, повторяя это через каждые15 минут, пока всё не будет выпито. И второй, более трудный способ, который выбрал я: сначала выпивается 150 гр. масла, которое тут же запивается 150 гр. сока, а другая часть (150 + 150) выпивается через 30 минут.

     Должен сказать, что, наверно, не каждый сможет за один присест выпить вначале почти стакан слегка подогретого масла, а потом запить его таким же объёмом невероятно кислого (кислей едва ли что бывает) лимонного сока. Потом — ещё раз то же самое. Моя, с детских времён, предрасположенность к жидким маслАм (об этом я как-то упоминал в биографической повести «Бакена. Моё детство») помогла мне без особого труда вдавить в себя последовательно все эти объёмы. Принцип чистки печени этим методом заключается в том, что когда выпивается вся эта атомная смесь (масло + сок), наша любимая печёночка, получившая шок от её количества, с испуга начинает всё из себя не просто выбрасывать, а извергать, и таким образом очищается.

     Что я ощутил, когда всё выпил? Почти ничего. Мой организм с детства был приучен к любой неблагоприятной пище, и для того чтобы его расстроить, надо было сильно постараться. Рекомендации Малахова, видимо, всё-таки рассчитаны на слабые желудки, там говорилось, что буквально сразу после принятия «напитков» человек вынужден бежать к горшку. Я настороженно прислушивался к своему организму и чувствовал, что всё, что я выпил, может быть усвоено, поэтому попросил у жены несколько таблеток сенны (слабительного), и только после этого «процесс» пошёл. Особых выбросов типа плесени, белесых нитей, билирубиновых (жёлтых) и биливердиновых (зелёных) камней почти не видел. Вариантов два: печень или чистая, или сильно забитая.

     Забегая вперёд, скажу, что чистки печени я решил продолжить. Вторую делал на следующий год, 10 марта 1996 года, тогда кроме какой-то плесени вышло 70 камней, похожих на фасолины и разнокалиберный горох. Третью чистку делал в том же году 30 марта, камней вышло очень мало. Четвёртую чистку я предпринял в 1997 году 1 марта. Вот здесь у меня получился рекорд — 292 камня (не поленился, подсчитал! даже на свою видеокамеру заснял) и разные белесые нити. Пятую (последнюю) чистку я сделал 14 марта 1998 года. Этот раз оказался тоже удачным — вышло 205 камней (из них штук десять крупных, жёлтых) и очистилась поджелудочная железа (вышло со стакан чего-то такого желтоватого, как пшенная, на молоке, каша). Значит, и печень, и поджелудочная были забиты.

     Единственное, что меня немного смущало в период чисток, так это каждый раз потеря веса тела килограмма на три. При моей худощавости и скромном весе в 70 кг такая «усушка» была заметной, и  восстанавливалась крайне медленно. Но! Если раньше при приёме жирной пиши у меня в правом богу начинало «ныть», то после всех чисток я полностью забыл об этом тревожном явлении.

     Кое-кто из моих знакомых, узнав, что я занимаюсь народной медициной, с некоторой иронией в голосе спрашивали: «Что, хочешь прожить сто лет?» На что я отвечал: «Проживу столько, сколько отпущено природой, но вот срок этот хотелось бы провести без больниц, врачей и таблеток! А так, как нынче лечат, то зерно здравого рассуждения в моих словах, я думаю, есть». Я рад, что и моя жена Люба, и сын Игорь, и дочь Леночка не только согласны с моим тезисом, но и сами используют любую возможность, чтобы вести здоровый образ жизни.

     *****

     В понедельник, 13 марта, я узнал, что профком выделил мне семейную (на 3 человека) путёвку с 16 апреля по 2 мая в Кабардинку на Чёрное море. Вот это радость! Вот это удача! После чистки печени, это мне в самый раз!

     И в этот же день ещё раз повезло: нам домой позвонила сестра снохи Аллы, Наташа, и сказала, что есть одна бесплатная детская путёвка на экскурсию в Сочи с 15 по 30 марта, при этом спросила, не отпустим ли мы Лёлю в эту поездку? Наташу назначили руководителем этой группы. Мы были благодарны родственнице за заботу и, естественно, воспользовались представившейся возможностью. 15 марта наша дочь с группой других школьников улетела на море.

     Прошло буквально дня три после первого моего «эксперимента» с печенью, как неожиданно по межгороду позвонил Владик (сын от первого брака) и попросил дать ему вызов на проезд в Надым, сказал, что хочет приехать в гости и, возможно, найти здесь работу. Любе это известие не совсем понравилось, но, как человек умный, она пошла мне навстречу — может, действительно, мой сын нуждается в поддержке? Мне самому хотелось посмотреть на взрослого парня, — какой он, чем интересуется? Не виделись мы с ним давненько, лет этак десять. (Как это происходило, я рассказывал в главе 40 за 1984 год).


Глава 116


     В Надым Владик прилетел 27 марта, в понедельник. В дверь он постучался как раз в тот момент, когда, мы с Любой пришли на обед, наверно, уже поджидал нас где-то в сторонке. Я увидел смущённо улыбающегося высокого, худощавого, со знакомыми чертами лица, молодого человека. Одет Владик, конечно, бедновато, в болоньевой курточке, на голове — шерстяная шапочка, в руках держал тряпочную авоську. Мы обнялись. С Любой он познакомился, лишь протянув ей руку.

     Когда Владик разделся, я пригласил его в зал.
     — Ну, как доехал? — поинтересовался я, с любопытством присматриваясь к нему.
     — Да ничего, вроде нормально. С деньгами вот... еле хватило. Мать дала с собой десять долларов... в Москве хотел поменять, подошёл к одному меняле... он взял бумажку в руку, а потом сказал, что милиция рядом и быстро вернул мне бумажку, а сам ушёл. Я посмотрел... а бумажка не в десять долларов, а в один... Обманул. Вот... еле хватило...

     Говорил Владик торопясь, некоторые слова произносил не совсем чётко, слово «ничего» у него звучало как «ницево», а «бумажку» произносил как «бумазку». С первых слов чувствовалась какая-то его неустроенность в жизни. Я спросил:
     — Так ты в Москву прилетел из Белоруссии? А Лебяжье? И потом, что там с работой под Ноябрьском?
     — Работа плохая... За месяц заплатили половину того, что обещали... В общаге клопы, тараканы. Я уволился, потом поехал в Лебяжье, а там друг уехал, его мама сказала: «Езжай, сынок, в Речицу». Ну, я вернулся. Там отчим Миша, Ирка уже большая, в школе учится, и Илья... тесно... Мама дала десять долларов, посоветовала ехать сюда. 
     — Ладно, поговорим ещё вечером, пошли обедать, Люба приглашает.

     За столом Владик вёл себя скованно, кушал мало, ссылаясь на то, что недавно перекусил. Как только мы вышли из-за стола, сын на минутку вышел в коридор на лестничную площадку, я следом выглянул и увидел, что он закуривает. Это меня неприятно поразило. Мы сказали Владику, чтобы он располагался в детской комнате, и здесь отдыхал, а когда Лёля приедет из Сочи, она будет спать с мамой в спальне. Я сам оккупирую диван в зале. Сделав такую расстановку, мы ушли на работу.

     Вечером за ужином Люба сказала, что договорилась насчёт работы Владику в ПСО-35, он будет работать по вахтам в Аксарке, это на Оби, северо-восточнее Салехарда 50 км. Уже завтра можно оформляться, а выезжать туда — 15 апреля. По пути Люба купила ему красивый свитер. Я из своих запасов выделил Владику кожаный сварочный костюм, утеплённые сапоги, и отдал ему хорошую меховую шубу и шапку из сурка. Короче, приодели парня по северному варианту.
 
     После ужина я решил посидеть с сыном у телевизора и поговорить о жизни. Смотрю, Владик молча стал надевать сапожки, куртку, шапочку. Спрашиваю:
     — Далеко?
     — Пойду, погуляю.
     Меня это несколько обескуражило, внутренне я напрягся.
     — Владик, мы с тобой очень давно не виделись, я хотел посидеть с тобой и поговорить, мне интересно узнать, как ты жил, как учился, какие планы на будущее, а ты — гулять. Тем более что на улице уже темно, да к тому же и холодно.

     Владик и глазом не повёл, как будто я обратился к стенке, продолжал одеваться. Вижу, Люба из кухни настороженно посматривает в нашу сторону. Я начал закипать:
     — Владик, завтра погуляешь, время будет много, пойдём, посидим.
     — Пойду, хочу погулять. Я человек свободный, почему не могу погулять?
     Всё-таки не послушал меня, пошёл на улицу. Мы с Любой переглянулись.
     — Неплохое начало, — сказала она. — Хорош у тебя сынок...

     На следующий день Люба с утра взяла Владика с собой в контору и выдала ему документы на прохождение медосмотра.

    30 марта с Чёрного моря прилетела наша дочурка, ей там всё понравилось, кроме погоды: солнечными оказались лишь несколько дней, никто не купался, все ездили на экскурсии. Но всё равно личико дочери светилось счастьем, потому что она впервые увидела настоящее море. Как же обрадовалась Лёля, когда мы ей сказали, что 16 апреля снова, теперь вместе, летим на юг, на море!

     2 апреля нашей Леночке исполнилось 9 лет. На дне рождения кроме нас с Любой и Владика пришли Игорёк с Аллой и Мисюки — Борис Иванович и Любовь Сергеевна (с Любиной конторы). Вечер прошёл весело, Владик, Игорь и я под гитару пели песни. Мы подарили Лёле золотые серёжки, но больше всего ей понравился подарок Мисюков — они подарили ей куклу-хохотушку. В той находилась батарейка, и когда выдёргивалась соска, кукла начинала истерично хохотать. А Мисюк в течение всего вечера нет-нет, да и поглядывал то на Игоря, то на Владика, видимо, пытался найти какое-то сходство между братьями.

     Алла и Игорёк, как я уже упоминал, жили на одной с нами площадке, в квартире напротив, поэтому практически каждый день мы виделись. Маленькому Виталику исполнилось уже почти четыре месяца, он стал кругленьким хорошеньким бутузиком, научился держать головку и иногда мило улыбался. На день рождения его прикатили в коляске, и он, несмотря на шум в зале, почти всё время спокойно спал.

     Как-то через неделю после приезда Владика, Люба мне говорит:
     — Пока мы на работе, Владик непонятно чем занимается. Ты знаешь, куда он ходит по вечерам под видом погулять? Я случайно увидела, как он шёл со Светкой, которая живёт в соседнем подъезде на пятом этаже. Я слышала, что она в своё время лечилась от гонореи, и теперь даже не знаю, как быть — вдруг у них имелся контакт? Ведь он моется в нашей ванне и ходит в наш туалет, а у нас маленькая дочь, да и я сама брезгливая. Я заметила, что от него часто пахнет спиртным. И потом, ему уже почти двадцать пять лет, он здоровый мужик, и меня очень стесняет, ты же знаешь, что у меня диабет, мне постоянно и ванна нужна, и туалет. Я не могу свободно ни одеться, ни переодеться...
     — Я понимаю, но что предлагаешь?
     — У нас в ПСО есть хорошее общежитие, я могу добиться, чтобы ему дали отдельную комнату.

     Действительно, интересы семьи нужно отстаивать, поэтому вечером я решил поговорить с Владиком. Непонятно, где он зацепил эту Светку? Было той лет под сорок, но выглядела старше, была как каланча, высокая, худая, на лицо страшненькая, нигде не работала, к ней постоянно приходили мужики, с которыми вместе пила. Кошмар... 
 
     — Владик, есть серьёзный разговор. Тебя видели со Светкой с соседнего подъезда, у неё плохая репутация, она холостая, поэтому мужики у неё бывают часто... Там что-то вроде притона. Нам неприятно, что ты с ней встречаешься...
     Поднял Владик на меня свои ясны очи и говорит:
     — Света девушка хорошая и добрая, она мне нравится. Почему я не могу встречаться с девушкой, которая мне нравится?
     — Ты только что приехал, а мы здесь живём давно и многих знаем, нам небезразлично, с кем ты встречаешься.

     Скажу откровенно, своим поведением Владик меня полностью разочаровал, не таким хотел я видеть своего сына. Когда он мне писал письма, я его представлял несколько иным молодым человеком, поэтому и дал согласие на приезд в Надым. Теперь же я увидел, как бескультурье стали выползать из него. И, как говорится, особого интеллекта тоже пока не чувствуется...

     Я в вежливой форме сказал Владику, что мы договорились насчёт комнаты в общежитии для него, не каждому удаётся так быстро получить её, и что там он будет чувствовать себя хозяином, — работа есть, пора и жизнь налаживать. Он согласился.

     Приближалось 16 апреля — мы готовились к поездке на курорт. А 15 апреля должна была вылетать в Аксарку бригада вахтовиков из ПСО-35, в том числе и Владик. Суббота — выходной день,  мы находились дома. Вдруг в десять часов утра нам звонит диспетчер ПСО-35 уже из аэропорта и говорит, что скоро придёт вертолёт, но не явился один человек, включённый в список, — Владислав Леонидович Маслов, и как быть?

     — Ну, урод, — зло сказала Люба и чуть не заплакала, при этом очень выразительно посмотрела на меня, — ведь вчера специально вызывала его в отдел кадров и предупредила, что на сегодня будет борт на Аксарку. Где Игорёк? Давайте, садитесь на машину и дуйте в ПСО, надо срочно отвезти Владика к вертолёту, потому что без сварщика бригаде в Аксарке делать нечего, а диспетчера я попрошу, чтобы подождали.

     Игорь, к счастью, оказался дома, сели мы с ним в ЕРАЗик и рванули в городок ПСО-35. Владик находился в своей комнате и, похоже, ни в какую командировку не собирался. Я на него напустился:
     — Ну, сколько можно терпеть эти твои выкрутасы? Невероятная безответственность! В конце концов, ты для чего приехал в Надым?
   
     Владик нехотя собрал вещи, и Игорь отвёз его в аэропорт к вертолёту. А на следующий день мы со спокойной душой улетели отдыхать на юг.


Глава 117


     «Здравствуй, дорогая мамулечка!
     Пишу письмо тебе с Чёрного моря, с юга. Прошло уже 10 дней, как мы тут, расскажу обо всём подробнее.

     Путёвку на курорт мне выделили в профкоме, семейную на 3-х человек. Путёвка бесплатная, хотя для профкома она обойдётся на каждого человека по 3 миллиона рублей. Срок отдыха с 16 апреля по 2 мая. Домой будем возвращаться 3 мая, как раз на Любин день рождения. Начнём отмечать в самолёте.

     Прилетели мы на ТУ-154 спецрейсом с другими отдыхающими (всего 80 человек) по маршруту Надым-Анапа. Из Анапы до Кабардинки (через Новороссийск) нас везли на трёх новых «Икарусах», принадлежащих пансионату. Ехали два часа.

     Живём мы здесь в газпромовском пансионате «Надым» в посёлке Кабардинка, который находится между Новороссийском и Геленджиком. Кстати, из Кабардинки через Цемесскую бухту хорошо виден Новороссийск.

     Поместили нас в 4-х местном «полулюксе». Он состоит из двух комнат, в одной комнате три кровати, а в другой — мягкий уголок, холодильник, цветной телевизор, есть балкон. Сторона солнечная. В общем, лафа для северян!

    Лёлечка наша на весенних каникулах с 15 по 30 марта летала на экскурсию в Сочи. И вот, спустя две недели, отпросили её со школы и снова повезли на море. Учительница написала Лёле задание, и теперь уроки дочь делает прямо здесь. Я на море раньше бывал, и Лёля вот только что летала, а Люба море увидела впервые! Она в восторге!

     Погода переменная, сыпал и дождичек, ну, а когда тепло и солнечно, ходим загорать. Вода в море ещё холодная, даже, можно сказать, ледяная, но мы с Лёлькой любопытные, как обезьянки, — не вытерпели, искупнулись. С визгом повыскакивали.

     От пансионата до моря метров 300, есть свой пляж, вход по пропускам. Пьём пиво, налегаем на редиску, петрушку, укроп и чеснок.

     Вовсю цветёт сирень, скоро зацветут акации, а тюльпаны уже отцветают. И розы скоро зацветут. Начинают распускаться виноградники, плантации на взгорьях — глазом не охватить, их хорошо видно прямо из окон пансионата. Представляешь, мама, в Надыме ещё снег не растаял, а здесь уже всё цветёт. Вот тебе и Кубань!

     Нас возят на экскурсии на «Икарусах». Объездили всё побережье, были в Геленджике, Новороссийске, возили нас на какой-то Михайловский перевал в горах, где показывали могилы из камней — дольмены. Интересно! Ездили мы и на винзавод в Абрау-Дюрсо, дегустировали шампанское и обычное вино, а так как Любе из-за диабета вино пить нельзя, а Лёльке рановато, — всё это я употребил сам. Норма-а-ально! 
   
     Заходил в книжный магазин, попалось три книги по народной медицине, и Лёле купил пять детских книг. Цены на книги — от 2 до 6 тысяч за одну.

     У меня с собой видеокамера, я уже наснимал 2-х часовую кассету. Всё очень интересно, будем потом дома смотреть, и Игорю покажем, и Владику.

     Да, мама, я тебе ещё не писал о том, что мы дали Владику вызов на проезд в Надым. Приехал, был у нас, а с 15 апреля поехал работать под Салехард, будет работать по вахтам — месяц там, месяц — дома, возможно, будет ездить из Белоруссии. Люба помогла ему оформиться в ПСО-35, выбила отдельную комнату в общежитии. Летом в отпуске мы тебе обо всём подробно расскажем.

     Сегодня 25 апреля, с утра тепло, солнце в полудымке, всё благоухает. Я ходил на местный базарчик и купил, кроме всего прочего, Любе букет сирени. Довольна-а-я! А с Лёлей каждый день утром ходим к одной женщине и берём у неё козье молоко, по литру, и потом втроём всё выпиваем. Говорят, очень полезное. Лёльке нравится.

     На завтра план такой: с утра завтрак и козье молоко, потом поездка на Новороссийский базар. После обеда небольшой «сонтренаж» (режим стараемся соблюдать!), после этого к 4-м часам дня всех отдыхающих приглашают на пляж, там будут варить уху из рыбы, которую каждый день ловит в море кто-то из сотрудников пляжа. Говорят, дирекция пансионата выделила к ухе ящик водки. Невероятно! Обязательно пойдём! Заодно и позагораем.

     Звонили Игорю в Надым, говорит, выпал снег... Ладно, маманчик, целуем всех крепко, и всем горячий привет от нас. Ваши Леонид, Люба, Лёля. Кабардинка-Геленджик-Новороссийск. 25.04.95.».

     *****

     Полмесяца отдыха в пансионате пролетели быстро, словно один день. 3 мая мы благополучно приземлились в Надыме. Люба, впервые побывав на море, воскликнула: «Какие же мы дураки! Ну почему каждый год ездим отдыхать в Казахстан? Всё! Теперь каждый год будем ездить на море! И только потом в Казахстан».

     В аэропорту нас встретил Игорёк. Когда мы сели в машину, он «порадовал» нас новостью:
     — Владик в Надыме, болтается по городу...
     — ???

     На следующий день на работе Люба узнала все подробности. Когда Владик прилетел в Аксарку, то к работе приступать особо не спешил, потом связался с каким-то пьянчужкой и пил с ним, пока не закончились деньги. Прораб участка, увидев, что толку от сварщика не будет, и дабы не брать грех на душу (мало ли куда тот может сунуть глупую голову), посадил Владика на попутный вертолёт и со словами «такие работники нам не нужны», отправил его в Надым. При этом у секретарши ПСО-35 по телефону осторожно поинтересовался, мол, кем доводится Любовь Петровне, уважаемому в управлении человеку, этот парень, уж не сын ли?

     Вечером с работы Люба пришла в слезах, с криком напустилась на меня:
     — Такого позора я ещё не знала! Откуда он свалился на мою голову?! Сделай что-нибудь, чтобы его не было в Надыме!
     Я не знал что делать. Владик, чувствуя, что уже прилично напакостил, на глаза не попадался ни мне, ни Любе.

     Прошло несколько дней. Перед самым днём Победы к нам домой неожиданно пришёл незнакомый парень и попросил, чтобы мы его выслушали. Оказывается, наш Владик связался где-то со шпаной, по пьянке началась разборка, и ему набили физиономию. Он пошёл в милицию, показал побои и написал заявление. Парней тех, драчунов, по горячим следам поймали, и им стал грозить срок до трёх лет.

     Мы с ужасом выслушивали парня, Любе едва не стало дурно.
     — Мы-то тут при чём? — не выдержал я.
     — Да этим дуракам идти в армию, а тут на них заводят уголовное дело, могут впаять срок. Родители этого не переживут. Один из этих драчунов мой двоюродный брат, а к вам я пришёл по просьбе родителей пацанов: попросите вашего парня отказаться от заявления, мы ему деньгами скомпенсируем. Хорошо заплатим, — добавил наш визитёр.
     —Я дам вам его адрес, идите и договаривайтесь сами, — зло сказал я.

     Вся эта история закончилась к концу мая. Владик согласился забрать заявление, ему родители тех парней, которые его отлупили, дали вполне приличную сумму (что-то около тысячи долларов). Люба в своём управлении попросила того прораба, который находился на Аксарке, составить на Владика табель выходов на работу. Вскоре нашему молодому сварщику начислили сумму, которая перекрыла выданный ему аванс, и ещё остались деньги, на которые мы купили ему обратный авиабилет. Как говорил один мой знакомый: «Хватит, натерпелись!» Прощаясь с Владиком, я попросил его грамотно распорядится деньгами и, самое главное, пересмотреть своё отношение к жизни, ведь уже совсем взрослый человек. В этом возрасте у меня уже и семья была, и квартира, и работа. Не знаю, прислушается ли...

     Вернусь к 1995 году. Отпуск у нас наметился на 7 июля. Мы с Любой сразу решили, что на море нынче больше не поедем, а вот куда сначала ехать — в Ермак или в Мыски — долго не могли решить. Наконец, решили так: сначала едем в Мыски, потом недельки на две проскочим в Ермак — навестим мою маму, после этого опять вернёмся в Мыски, и уже оттуда поедем в Надым.

     Игорёк на лето оставался в Надыме, так что ключи от машины я отдал ему. На дверях своей квартиры я смонтировал сигнализацию, схему придумал сам. Ключи от квартиры на всякий случай (мало ли чего, сигнализация может сработать или соседи сверху потоп устроят) тоже оставили Игорю. Он пока жил на одной с нами площадке, но летом собирался переехать к свату.

     7 июля мы втроём — я, Люба и Лёля — вылетели в Тюмень, оттуда до Новокузнецка поехали поездом, куда прибыли рано утром 9 июля. Встретил нас там Володин сын Виталик и его приятель Олег, приехавшие на машине «Нива». 

     *****

     Продолжение воспоминаний: http://www.proza.ru/2010/09/08/1321