183 письма с Севера. 1994 год. Главы 109-111

Леонид Николаевич Маслов
Глава 109


     Сейчас, думаю, самое время рассказать о некоторых серьёзных жизненных ошибках, которые были совершены нами в этот весенний период 1994 года, и которые нет-нет, да и вспоминаются по сие время.

     Начало ошибкам было положено в 1993 году, когда мы несерьёзно подошли к вопросу, куда вложить свои ваучеры. Ни с кем не советовались, не консультировались, и перед самым отпуском вложили их в разрекламированный, но оказавшийся впоследствии практически банкротом ЧИФ «Ямал». Некоторые наши знакомые, вложившие свои ваучеры в акции «Газпрома», смогли на них впоследствии купить по неплохой квартире.

     Следующая ошибка. В марте 1994 года Любе через центр занятости населения предложили должность начальника отдела кадров в «Надымгазпроме» в связи с уходом бывшего начальника ОК на пенсию. Люба согласилась. Она написала заявление на увольнение из ПСО-35 и зашла с ним к заместителю начальника Мисюку, поскольку он исполнял обязанности ушедшего в отпуск Ильина. Мисюк разрисовал перед моей Любовь Петровной радужные перспективы развития ПСО-35, мол, в Приморск-Ахтарске на Азовском море уже вот-вот достраивается дом, в котором одна квартира будет выделена для неё, пообещал прибавку к зарплате и... порвал заявление.

     С центра занятости позвонили вновь, и опять Люба проявила нерешительность. Для колебания причины имелись. Во-первых, болезнь — диабет, которая довела Любу до значительного похудания, и без отпуска ей никак нельзя обойтись. Во-вторых, мы вполне серьёзно намеревались в ближайшее время уезжать с Севера, и поездка Любы в Мыски была как бы разведкой для исполнения этого намерения. В-третьих, Люба тогда не умела хорошо пользоваться компьютерной программой, это её тоже сдерживало от перехода в новую организацию. В-четвёртых, в ПСО-35 она проработала пятнадцать лет, это тоже со счетов нельзя было сбросить. Кроме этого, все знали, что в подразделениях «Газпрома» зарплата всегда была несколько ниже, чем в строительных организациях, кто мог тогда подумать, что через год-другой всё коренным образом изменится?
 
     Одним словом, когда экономическая ситуация в стране стала резко ухудшаться, и на плаву в довольно выгодных условиях оказались лишь крупные монополии, связанные с газом и нефтью, мы с Любой поняли, какой упустили шанс — такой обычно даётся человеку лишь раз в жизни. Значит, не судьба. Посылать же проклятия в адрес Мисюка мы считали делом неблагодарным и неумным, поэтому и не делали, хотя считаем его в большой степени виноватым в нашей несостоявшейся удаче.

     Очередные ошибки оказались помельче, но и они впоследствии вызвали у нас болезненную досаду. Расскажу и о них. В марте этого же, 1994, года из Мысков в Надым приезжала знакомая Муравейниковых Люда Овчинникова, чтобы продать здесь квартиру, в которой жила её семья до отъезда на землю. Овчинниковы были одной из тех семей, которые в 1992 году вместе с Муравейниковыми отправили свои вещи вагоном до Кемеровской области. Их квартира располагалась здесь в старом фонде, выглядела довольно плохо, поэтому и цена у неё оказалась невысокой — лишь четыре миллиона рублей. В принципе, её купить было бы можно, но мы только что растратились на Игореву свадьбу, и к тому же перед свадьбой сваты нам сказали, что для молодых они отдадут свою двухкомнатную квартиру. Мы этот разговор приняли за чистую монету, и о том, чтобы подумать об отдельном жилье для молодых, как-то не задумывались.
 
     Так совпало, что в это время Муравейниковы тоже решили продать свою надымскую трёхкомнатную квартиру, и кое-какие операции по этому вопросу доверили совершить Людмиле Овчинниковой, что она и сделала. Опять у нас имелся шанс сделать подарок молодым, но всё упиралось в деньги. Квартиру Муравейниковы продали в мэрию за 10 миллионов рублей. Когда к осени цены на квартиры в Надыме подскочили почти в три раза, мы поняли, что весной сделали ошибку.

    Ближе к маю, в один из погожих дней, я случайно встретил на улице Анатолия Молоканова. Кто внимательно читал эту рукопись, знает, что Молоканов являлся моим начальником в период моей работы в Автоколонне № 4 (об этом я рассказывал в главе 32), а сейчас работал водителем в какой-то конторе. У Анатолия имелась личная автомашина ЕРАЗ-762, по форме похожая на «батон» скорой помощи. Когда мы встретились и разговорились, он сказал, что подыскивает покупателя, чтобы продать её. Цена недорогая — 5 миллионов рублей ($ 1.000), и отдать их можно не сразу, а в течение полугода.

      Вечером о нашем разговоре с Молокановым я рассказал Любе и, посоветовавшись с ней, мы решили автомашину ЕРАЗ купить. Позвонив Анатолию, сказали ему о своём решении, и когда сделка состоялась (оформили через нотариус и ГАИ), я несколько раз проехался на машине в присутствии хозяина — техника бегает вроде ничего, правда, люфтил руль, довольно поношенным  и заезженным выглядели и двигатель, и другие детали, но посчитал это делом поправимым. Поездив некоторое время на этой телеге и увидев массу других недостатков, я стал корить себя за самонадеянность — надо было до начала покупки всё-таки посоветоваться с опытными водителями.

     Есть такая присказка, в которой говорится, что автолюбитель бывает счастлив два раза: когда покупает автомашину и когда её продаёт. В июне 1994 года я был счастлив: у меня появилась машина, на ней я буду ездить сам и буду катать свою семейку, на этой же машине при желании будет ездить Игорюха, ведь он так любит рулить.

     Чтобы не возвращаться к теме машины, сразу доскажу эту историю. Ездил я на ЕРАЗике всё лето, некоторое время по выходным дням пытался таксовать, но большой выручки не было. Один раз какой-то пьяный мужик выскочил на дорогу и ударился головой об мою машину. Хорошо, что я ехал медленно, поэтому сразу остановился и вышел к лежащему человеку. Тот оклемался, встал и пошёл дальше, приговаривая: «Извини, мужик, я виноват... извини...» Могло быть и хуже.

     Расскажу о мистическом случае, про который иногда со смехом вспоминает Игорь. Ближе к осени, когда Люба уже приехала из отпуска, мы со сватами и с семьёй Игоря ездили в лес за ягодой и грибами. Когда грузили в машину вещи, я Игорю сказал, что надо взять с собой канистру с бензином — мало ли чего. Взяли. Когда поехали, решили по пути остановиться у супермаркета «Амикан» (ныне «НИГО»), чтобы купить хлеба, водки, а детям мороженого.

     После магазина я снова сел за руль, развернулся на небольшом пустырчике, и мы покатили на природу. Через какое-то время заметили, что водители обгоняющих нас машин жестикулировали руками и подавали нам знаки обратить внимание на что-то позади нашей машины. Первой мыслью у меня было то, что могли не работать фонари поворотов или тормозов. Мы остановились. Я и Игорь вышли из машины и увидели, что из бензобака, который располагался под салоном в задней части машины, струйкой вытекал бензин. Я сразу и не понял в чём причина, подумал, что открутился штуцер, но, заглянув под машину, понял — в баке пробоина. Кое-как нашли деревяшку, чтобы заглушить течь. Бензин в баке вытек почти весь, пришлось использовать запас из канистры. С горем пополам, но на природу мы всё же съездили, правда, ездили недалеко.

     После возвращения я не поленился и сходил на тот пустырчик у супермаркета, и увидел там торчащий из песка небольшой арматурный прут. Мне подумалось, что вот надо же — столько места вокруг магазина, а меня угораздило остановиться и затем разворачиваться именно здесь! Не дальше и не ближе.

     Гаража у меня не было, и с наступлением холодов на зиму машину я поставил прямо на улице рядом со своей пятиэтажкой. Зимой несколько раз вокруг ЕРАЗика приходилось откапывать снег. В 1995 году мы на своей машине ещё ездили,  а перед отпуском в 1996 году я продал её одному любителю поковыряться в технике по той же цене, что и купил. И вновь был счастлив. Покупку старой машины я считаю ошибкой, но это помогло нам осенью 1994 года избежать ещё более серьёзной ошибки. О ней расскажу чуть позже.

     Возвращаясь к разговору о весне 1994 года, скажу, что незадолго до Любиного отъезда в отпуск, нам из Мысков позвонил Володя и сказал, что в Ермаке ему удалось продать квартиру, и что маму, Любовь Максимовну, он забрал с собой, — она будет жить с ними. Теперь Люба точно знала, что отпуск проведёт в Мысках, по пути и деньги брату отвезёт, которые получила по доверенности в мэрии за их квартиру. Улетели Люба с Лёлей в середине июня по такому маршруту: Надым — Новосибирск самолётом, а до Новокузнецка — поездом. Там их встретил Володя.


Глава 110


     «Здравствуй, дорогая мамуля!
     Давненько от нас не было писем. Сейчас, когда Люба с Лёлечкой вернулись из отпуска, и поднакопились кое-какие новости, можно садиться и писать послание. Ну, с чего начать?

     Лето у нас в Надыме нынче стояло сухое и тёплое, а для нас самих — суетное. В мае решали вопрос с отпуском. Мне он нынче не положен из-за того, что я в конце зимы перешёл работать в новую фирму, а Люба всё не знала, куда ехать, то ли в Ермак, то ли в Мыски. Но когда узнала, что Володя забирает маму к себе, взяла билеты на Кузбасс. С 17 июня по 5 августа Люба с Лёлей гостили в Мысках, отдохнули хорошо, загорели. Климат Любе пошёл, голова практически не болела, давление нормализовалось. Поправилась. А я почти два месяца жил один, и всё это время мотался по командировкам то в Пангодах, то на Ямсовее — это новое месторождение.

     Перед самым Любиным отпуском мы купили автомашину — микроавтобус ЕРАЗ с рук, сейчас по субботам и воскресеньям гоняем в лес за грибами и ягодой. Микроавтобус на 12 мест, по форме, как РАФик скорой помощи. С гаражом проблемы, но попытаемся что-нибудь решить. Номер получили «блатной» — В 222 АА 89 RUS.

     Сейчас сбылась наша давнишняя мечта — мы впервые купили себе японский телевизор «Фунай», показывает обалденно.
     После свадьбы Игорь устроился работать электриком на керамзитном заводе, от его работы до моей — расстояние меньше ста метров, я забегаю к нему часто. Живут с Аллой нормально, сейчас перешли жить к её родителям. За лето Игорёк купил стиралку «Вятку-автомат» за 800 тыс. рублей и стенку за 1млн. К нам приходят часто. Алла по хозяйству управляется нормально, всё постирано, и на кухне наварено.

     Лёля готовится в школу, пойдёт во второй класс. А первый закончила круглой отличницей, с похвальной грамотой. Молодец!

     С питанием в Надыме нормально, но всё дорого. Молоко уже по 1800 р. за литр, Хлеб — по 800 р. Овощи тоже дорогие: огурцы, помидоры, картошка, лук, чеснок — всё это от 3 до 5 тыс. рублей за кг. Скоро начнётся заготовка овощей за зиму. А какие будут цены — не знаем.

     Люба узнавала цены на дома в Мысках. Дороговато. Средние дома — 20-25 миллионов руб., а хорошие коттеджи — 50-60 млн. и выше. В Апшеронске строительство обещанного жилья затянулось, а Север надоел. Но придётся ещё потерпеть. Любе климат в Мысках понравился, Володя зовёт туда жить, но цены на жильё кусачие... Вот такие дела. Кстати, Люба рассказала, что Володя свою квартиру в Ермаке продал казахам буквально за пять видеомагнитофонов. Хорошо, что мы в прошлом году успели продать свою, а то сейчас могли бы её потерять.

     Ну ладно, мама, пиши о своих делах, о здоровье, что нового у родных? Горячий привет всем родным. Скучаем, целуем. Твои Леонид, Люба, Лёля.

     Привет всем от семьи Игоря. Он только что приходил к нам с Аллой и Алёнкой. Попили чай и пошли гулять. 22.08.94 года».

     *****

     «Здравствуй, дорогая мамочка!
     Две недели назад отправил тебе письмо, ответа ещё не получил, но решил написать ещё одно.

     В газете «Аргументы и факты» попалась статья, где рассказано о компенсациях советским людям, угнанным и работавшим в Германии во время войны. Я надеюсь, мама, что ты ещё не забросила это дело, доведи его до конца.

     У нас всё нормально, мы работаем, Лёлюшка ходит в школу. У Игоря тоже всё благополучно. Алёнку они определили в детсад, что интересно, в тот же, куда ходила Лёля — в «Улыбку».

     Алла уже беременна на шестом месяце, живот заметен. К декабрю будем ждать ещё одного внука. Если будет мальчик, посоветуем его назвать Женей, нам нравится это имя, да и под отчество хорошо звучит — Евгений Игоревич.

     Дома тепло, отопление уже дали. На улице ночью доходит до –3, а днём ещё плюсовая. Из ягоды набрали брусники 15 литров, голубики — 3. Шишек кедровых набрали два ведра. Пока снега нет, в лес поедем ещё. Всего доброго. Твои дети, внуки и правнуки. 14.09.94».

     *****

     Люба вышла на работу 25 августа. В этот период произошёл случай, о котором следует рассказать.

     Как-то в один из осенних дней Люба пришла с работы и сказала, что у неё в конторе некоторым сотрудникам, включая и Любу, выдали ссуду по 9 миллионов рублей на приобретение автомашин «Волга» — именно по такой цене, через организованную где-то под Москвой, кажется, в Подольске, фирму «Властилина». Автомашины «Волга-31029» в это время стоили по 18 миллионов рублей, но вот пошёл не только слух, — многие автолюбители уже ездили на приобретённых там по дешёвке машинах.

     В ПСО-35 главным идеологом мероприятия по рекламе «Властилины», а затем сбору денег с сотрудников и поездке за машинами оказался личный водитель Ильина — Юрий Зиялов (кстати, он родной брат того самого Гены Зиялова, о котором я рассказывал в главе 34). Ссуду получили: начальник ПСО-35 Ильин, его заместитель Мисюк, главный бухгалтер, начальник планового отдела Цветкова, ещё какие-то два сотрудника и моя Люба. Когда деньги оказались у нас дома, мы стали размышлять — отдавать их на приобретение «Волги» или нет? Над всей этой затеей висела тень какого-то шулерства, и это больше всего беспокоило нас.

     В один из октябрьских дней Зиялов на работе подошёл к Любе и сказал, что все сотрудники, взявшие ссуду, отдали ему деньги для приобретения машин, и что осталась только она. Люба ответила, что ещё раз на эту тему посоветуется дома с мужем, то есть со мной. Целый вечер мы ломали с ней голову, как поступить, наконец, рассудили так: одна машина, хоть и старая, у нас есть (ЕРАЗик), да и та находится на улице под открытым небом, и ставить рядом вторую машину в таких же условиях не хотелось бы, — значит, покупать не будем.

     Этим же вечером Зиялов пришёл к нам домой и долго убеждал нас в том, чтобы мы вложили деньги в приобретение машины, но уговорить нас так и не смог — мы остались при своём мнении. Юра ушёл, как мне показалось, обидевшись на нас, и вскоре с деньгами доверившихся сотрудников уехал в Подольск. А мы взяли свои миллионы и пошли на базар, ну, а что там купили, расскажу в очередном письме маме.

     Вся эта история с машинами закончилась громким скандалом: руководитель «Властилины» Валентина Соловьёва, оказавшаяся мошенницей, — с огромной суммой денег куда-то неожиданно исчезла, а сотрудники ПСО-35, как и тысячи других обманутых  жителей страны, обещанных им машин так и не дождались, и денег своих лишились тоже. Иногда нет-нет, да и вспоминаем с Любой этот случай с дешёвыми машинами от «Властилины» — ведь что-то удержало нас от ошибки, которую могли допустить...

     В начале девяностых годов, когда нашей страной руководили Ельцин и его команда, начался разгул экономического и предпринимательского беспредела*. Создавалось огромное количество всевозможных коммерческих банков типа «МММ» и «Тибет», обещавших вкладчикам баснословные прибыли в 400, 500 и более процентов. Человеческая алчность и глупость просто безмерны, — миллионы вкладчиков, желая получить надурника (на халяву) большую прибыль, несли в такие банки не только кровно заработанные деньги, но порой и вырученные от продажи своего жилья. Через некоторое время банкиры с денежками исчезали, оставив доверчивых вкладчиков с носом.

     Мы с Любой оказались людьми не алчными, и поэтому ни одной копейки не вложили ни в один банк. Должен сказать, что в большей степени это заслуга моей жёнушки — какое-то шестое чувство ей подсказывало (Люба по гороскопу — змея) о нездоровых намерениях непонятно откуда взявшихся банков, а я, проявляя благоразумную осторожность, прислушивался к её мнению.

     *****

     Теперь о работе. С 26 сентября 1994 года я стал работать сварщиком самого высокого, шестого разряда. Расскажу, как это произошло. Когда в феврале этого года я устраивался на работу в УМ-1, в трудовой книжке имел запись сварщика шестого разряда, но в штатном расписании управления таких разрядов не было, поэтому и приняли меня именно по пятому — потеря в зарплате ощутимая. А в бригаде участка почти все слесари и электрики работали по шестому разряду. Это не давало мне покоя. В ОТИЗ (отдел труда и зарплаты) заходить бесполезно, там начальником отдела работала очень недобрая женщина, которую звали Мариной. Я однажды к ней заходил, но безрезультатно.

     В один из сентябрьских дней я зашёл в контору, чтобы получить аванс, и случайно через приоткрытую дверь увидел, что на месте начальника ОТИЗа сидит другая женщина. Собравшись с мыслями, я зашёл к ней в кабинет. Передо мной сидела довольно миловидная, полноватая женщина, которую звали Натальей Николаевной Данильченко. Я в нескольких словах рассказал ей о моей ситуации с разрядом. Она внимательно меня выслушала и попросила, чтобы я зашёл к ней завтра, за это время она должна будет ознакомиться со штатным расписанием работников.

     На следующий день в назначенное время я зашёл к ней. Она сказала, что в управлении на надымских участках шестых разрядов по сварщикам нет, есть лишь одна штатная единица, но она находится на участке в Пангодах, и, кажется, никем не востребована, то есть никто по этому разряду там не работает.

     — А перевести её в Надым можно? — вырвалось у меня.
     — Попробовать можно. Зайдите денька через три.
     В успех этой затеи я сильно не верил, поэтому смирился с безысходностью и успокоился. К концу недели так, между прочим, заглянул к Наталье Николаевне, и каково же было моё изумление, когда она, увидев меня, буквально воскликнула:
     — Пишите быстренько заявление и бегом подписывайте у начальника.

     Единственное, о чём я в это мгновение подумал, так это об Иванове, начальнике управления, решил, что уж он-то точно не подпишет мне, нахалу, заявление. И тогда я решил немного схитрить — подождал, когда Иванов отлучился из управления, и на подпись с заявлением зашёл к главному инженеру Сергееву. Тот особо в детали не ударялся, увидел на заявлении пометку, сделанную в ОТИЗе, и подписал документ. Я его тут же отнёс в отдел кадров. 

     Осчастливленный успехом, я на своём горемычном ЕРАЗике съездил в магазин, купил пять бутылок шампанского, полсумки шоколада и всё это занёс в кабинет Натальи Николаевны. Она бурно запротестовала, но я оказался неумолим, ещё раз искренно поблагодарил её за хлопоты и вышел.

     Теперь расскажу о тревожащем меня по жизни моменте: когда 16 января 1971 года умер мой отец, ему исполнилось 47 лет и 8 месяцев, по человеческим меркам возраст небольшой, хотя для меня, паренька, отец казался мне тогда человеком в возрасте. Так вот, я нередко с какой-то тревогой задумывался о том психологическом барьере, который предстояло перешагнуть 10 октября 1994 года — именно в этот день мне тоже  исполнилось 47 лет и 8 месяцев. Время подошло, со мной ничего не случилось, — и я стал старше своего отца.
     _______________
     *Беспредел — современное, почти жаргонное словечко, имеющее такие значения, как разгул, беззаконие, самодурство, тотальное бесправие и др.


Глава 111


     «Здравствуй, наша дорогая мамуля!
     Почти месяц назад получили твоё письмо, узнали обо всех новостях. С ответом немного подзадержался, причины в том, что почти постоянно приходится работать не в самом Надыме, а в Пангодах. Домой вырываюсь только на выходной, но он пролетает так быстро! Сейчас в Пангодах почти всё сделали, буду ездить туда реже.

     Наша жизнь идёт своим чередом, работаем. ПСО-35, где работает Люба, переименовали в АОЗТ «Гилан». АОЗТ — это акционерное общество закрытого типа, теперь должность у Любы такая: зам. генерального директора по работе с кадрами. В управление накануне объявили конкурс на лучшее название конторы, мы тоже приняли участие, поступило предложений десять, но выбрали наше: Гилан, — и Люба получила небольшую премию, которую в конторе начальники и пропили.

     Лёлюшка наша ходит во 2-й класс, за первую четверть у неё все пятёрки (только по математике 4). Игорь с семьёй живёт у сватов, по-прежнему работает электриком на керамзитном заводе. Алла уже на последнем месяце беременности. Вчера мы ходили к ним в гости, отметили приезд свата и свахи из отпуска, они ездили в свой Черкесск. Говорят, там тепло, +25. Сваха сильно болеет, что-то с давлением.

     К зиме мы подготовились вроде неплохо: посолили капусты 4 ведра, картошки взяли 100 кг, когда кончится, будем подкупать, а то пропадает. Муки есть 2 мешка, сахара — 2 мешка, сгущёнки килограммов 40, взяли ящик (48 банок) растворимого кофе, лет на восемь хватит точно. Закупили масло: сливочного — 10 кг, растительного — 20 литров, купили мешок гречки, и бумажный мешок (25 кг) сухого кваса. Даже шиповника сушёного купил в Пангодах 15 кг. По городу какая-то паника с продуктами, хватают, кто сколько может. Подверглись этому несчастью и мы. Понимаем, что глупо, но запас нужен, зима здесь северная, долгая.

     Фруктов и овощей в магазинах много, но дороговатые, к примеру, яблоки, груши, апельсины — в пределах 5 тыс. рублей за кг, виноград, грейпфруты, лимоны, красные помидоры — 8-10 тыс. за кг. Молоко сейчас по 2 тыс. рублей за литр, сметана — по 4 тыс., хлеб — по 1100-1400 рублей за булку.

     С месяц назад Люба взяла в конторе ссуду на приобретение машины «Волга» по льготной цене, но у нас одна техника уже есть (я тебе, кажется, писал про машину ЕРАЗ, купленную нами летом), так что вторую брать передумали, и на эти деньги неплохо приоделись. Уж похвалюсь, знаю, как ты любишь подробности. Я себе купил зимние сапожки, шапку из норки, дублёнку-пропитку, Любе купили зимнюю шапку из финской чернобурки, шубу из серого козлика, сапоги зимние «Саламандра». Кое-что купили и детям: Игорю взяли шапку из крашеной ондатры, унты, перчатки, Алле купили зимние сапоги, а шапку из голубого песца ей подарила Люба. Кое-что купили для дома с рук у людей, уезжающих из Надыма: импортный ковёр 2х3, палас 3х4, современный эл. радиатор (на случай холодов). И ещё купил себе подарок — импортную шлифмашинку, о которой давно мечтал. Вот нахапали сколько! Вроде всё надо.

     Маманчик, мы по-прежнему подумываем о жилье на земле. Вчера я написал письмо дяде Володе в Тихорецк, Краснодарского края, попросил его узнать, какие там цены на дома. Сколько думал, а вот хочется мне всё-таки в те края, где теплее. Туда многие едут после севера.

     Мы могли бы уже и в этом году что-то на земле купить, но дом останется без присмотра, тёща не сможет сама жить, потому что старая, а мы с Севера уезжать намереваемся если не в 1996 году летом, то к весне 1997 года. Как раз и мне тогда подойдёт пенсионный срок  10 февраля 1997 г.

     Мы тут с Любой в «Аргументах» прочитали про Казахстан, прямо душа болит, как вы там? Если бы ты, мама, решилась переселиться в Россию, мы бы ускорили приобретение жилья на земле, даже к весне 1995 года. Жить намного легче, и пенсии повыше, чем там, в Ермаке. Вот и переводы по России можно отправлять в сумме до 500 тыс. рублей, а в Казахстан только до 20 тыс. Я тебе, мама, посылаю каждый месяц по 20 тыс. рублей (разрешается раз в месяц), так что жди переводы, хотя идут, наверное, долго. Трать деньги на себя. А зарплата у нас сейчас примерно такая: у Любы — 1 млн., у меня — от 1,5 до 2-х «лимонов». У Игоря — 1,5 млн.

    Недавно получил письмо от Владика. Он приехал в Ленинградскую область, в посёлок Лебяжье, видимо, к другу, и оттуда телеграммой попросил у меня 150 тыс. рублей. Потом заказал переговоры и попросил у меня ещё 200 тыс. Я ему всё выслал. Он сказал, что поедет работать по контракту в город Ноябрьск, Тюменской области (от нас далековато, область огромная), для этого и нужны деньги. И ещё сказал, что хочет при случае навестить нас в Надыме. Я согласился. В Ноябрьск он должен был уехать 25 октября, но вот что-то не сообщает, как там у него дела. Сказал, что от Ванды он ушёл, отчим его избивал, выбил зубы. Прямо беда.

     Ещё получили письмо от Лиды Калашниковой из ФРГ, пишет, что летом ездила в гости в Ермак. Рассказывает, что в Германии хорошо, живёт с сыном на социальной помощи (на пособии), уже есть машина, все удобства, но не решён вопрос с жильём.

     Люба две недели сидела на больничном, опять кризис с сахарным диабетом. Ездила на процедуры, стало легче. Диабет у Любы — это, скорее всего, наследственное, потому что этим недугом страдает и Любина мама. Хотя в значительной степени в этом Люба винит врача-эндокринолога Мальченкову, которая в своё время не подсказала ей опасаться сладкого и всего, что с этим связано. Мы бы и профилактические мероприятия какие-то придумали, а то когда Люба после комы пришла к эндокринологу на приём, та ей говорит: «Поздравляю, у вас диабет». Представляешь, мам, уровень наших врачей! Поздравляют!

     Сегодня 13 ноября, воскресенье, отметили с Любой мои 16 лет на Севере, по этому поводу жёнушка делала пельмени по рецепту из программы «Смак». По выходным смотрим с Любой по российскому ТВ сериал «Эдера». Нам нравится. Сейчас я на кухню поставил телевизор, теперь у Любы там полный интим.

     Пришло письмо от тёщи из Мысков, болеет, возраст берёт своё. На прошлой неделе отправили ей посылку: большую тёплую куртку и валенки с гамашами, а то совсем голая и босая осталась к зиме.

     У нас тут подорожали квартиры, 2-х комнатная стоит уже 25 млн. рублей, а 3-х комнатная — от 35 до 40 млн. Муравейниковы поторопились, не прошло и полгода, как цены на жильё подскочили в три с лишним раза.

     Пиши, мама обо всём, будем с нетерпением ждать ответа. Твои Леонид, Люба, Лёля. 13.11.94».

     *****
 
     Последнее письмо от мамы мы получили ещё в октябре, и вот, спустя два месяца, вдруг приходит письмо от моей сестры Татьяны. В нём после небольшого предисловия Таня рассказала о том, что произошла трагедия — обворовали у мамы её кладовки, вынесли оттуда всё самое ценное, в том числе и наши книги, которые в коробках стояли там (об этом я уже упоминал в главе 91). Мама сама написать в письме об этом нам не решилась и попросила Таню. Чтобы хоть как-то успокоить маму, я сразу сел писать ответ.

     *****

     «Здравствуйте, наши дорогие мама и Таня!
     Получили сегодня от вас письмо, написанное Таней. Известие о том, что обокрали маму, нас сильно огорчило. Я знаю, как мамуля всё добывает по крохам, когда на учёте у неё каждый гвоздик, и потерять что-то из того, что тебе нужно — это почти трагедия, хотя можно тешить себя мыслью, что не произошло худшего, что все живы-здоровы.

     Бесспорно, жалко все вещи — и тазы, и стиралку, и порошки, но больше всего я расстроился из-за книг, которые скрупулёзно собирал во время отпусков. Когда теперь удастся найти подписки историков Ключевского и Соловьёва? Но что поделать... Бог, он всё видит, и рано или поздно воздаст воришкам, как говорится, по заслугам. А ты, мам, напиши сама подробнее, что там у тебя похитили, и что ещё пропало из наших вещей? И не убивайся от горя.

     Таня написала про неправедно проданный ею чужой кирпич. Зря связалась с каким-то Васькой, такие вещи не прощаются, кирпич надо ему вернуть. Пусть Таня скажет Ваське, чтобы забрал тот кирпич, что остался, и извиниться надо перед человеком. Не в нашей породе жульничать.

     Наши дела идут своим чередом. Люба на той неделе на три дня по работе летала в командировку в Ханты-Мансийск. Мы с Лёлей хозяйничали сами. Из командировки Люба привезла гостинцев, и среди них мне пива, а Лёле конфет.

     Мы с Любой уже настроены на то, чтобы потихоньку готовить себе жильё на земле, настроены на приобретение частного дома, в квартире жить не хочется. Поджидаю письмо от дяди Володи из Тихорецка, может, там что наметится.

     Понемногу начал кое-что готовить для хозяйственных нужд на земле. Во-первых, изготовил автоклав для того, чтобы самим делать тушёнку. Во-вторых, сделал для себя сварочный портативный аппарат, пригодится. В-третьих, из моторчика от стиральной машинки сделал электрозаточный наждак. В-пятых, изготовил довольно сложную конструкцию — крупорушку, которой можно делать даже муку. И ещё многое сделал по мелочи: тяпки, грабли, скребки, разные приспособления. Отправим потом контейнером.

     Тут и по телевизору и в печати вижу: в республиках стал проявляться национальный вопрос, будет, видимо, и хуже. В газетах постоянно пишут о беженцах из Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Грузии, Армении и даже Чечни. Теперь вот Казахстан — был родным, стал чужим. Интересно, как там Лев живёт на юге Казахстана, в своём Каскелене? В России жить намного легче.

     Недавно в Надым с Украины вернулись наши знакомые Мельниковы (о них мы тебе, мама, как-то рассказывали, ты должна помнить). Всё, что раньше здесь за 15 лет они нажили, в 1991 году увезли в Украину, в Луганск. Купили там домик, завели скот, но жить там тяжело, потому что были русскими и приезжими. Всё там распродали, денег хватило только на дорогу до Надыма. Вот так.

     Ты, мамуля, не пишешь о своих планах на будущее. Напиши, какие планы у сестёр, нет ли намерения перебраться в Россию? Вопрос для них, конечно, очень сложный, особенно материальный, хотя, говорят, в Алтайском крае жильё не сильно дорогое, в Омской области немного дороже. Но это Россия. А в Казахстане русским детям будет сложно получить высшее образование из-за казахского языка, возможны и другие притеснения.

     Мама, напиши, какие программы по телевизору идут сейчас у вас там? У нас стало 4 канала: ОРТ, Российский, ТВ-6 (это московский,  почти круглосуточный), и Надым.

     Поздравляем всех с наступающим Новым 1995 годом! Пусть он будет годом благополучия! Здоровья всем и счастья.
     Пиши, мама, чаще. Твои Леонид, Люба, Лёля. 5.12.94 года.

     P. S. Дорогая мамочка! Это письмо я писал 5 декабря до 12 часов ночи. Приготовил его к отправке и лёг спать. Слышу — в 4 часа утра трещит телефон, поднял трубку — звонит сваха. Говорит, что у Аллы сильно болит живот, и спрашивает, что делать. Я разбудил Любу, она взяла трубку и сказала свахе, чтобы срочно звонила в «Скорую помощь». Полпятого утра приехала «Скорая» (нам из нашего окна виден подъезд сватов) и забрала Аллу. На улице мороз, чуть не под –35.

     У нас ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ — 6 декабря, во вторник, в 10 часов утра у нас родился внук! Вес малыша 3 кг 450 г, рост — 52 см. По гороскопу — год Собаки, знак созвездия — Стрелец.
 
     В этот день я и Люба отпросились с работы. После обеда Алла уже смогла позвонить, ей показывали малыша, говорит, что вылитый Игорь.

     Люба приготовила в больницу мёд, бульон с индюшиной ножкой, вскипятила молока. Врачи сказали, что нужно коньяку по 1 чайной ложке, мы так и не поняли кому: если врачам, то мало, если ребёнку, то много, если молодой маме — то зачем?

     Сейчас пришёл Игорёк, взял гостинцы для Аллы. Мы с ним выпили по рюмке за благополучные роды, и он поехал в больницу. А завтра у нас на работе по поводу рождения моего внука я устрою гудёж. Люба начала готовить закуски. Всё-таки мы с ней теперь точно — дед и бабка! Лёлька из школы пришла, прыгает от радости, говорит: «Я так и знала, что будет мальчик!» Это её племянник!

     Сваха Лида звонила, и с некоторой завистью в голосе сказала: «Ну вот, род Масловых продлится». У неё самой из двух детей обе дочери. Кстати у Аллиной сестры Наташи тоже две девочки: Аня и Вика. Представь: обе родились 10 февраля! Как и я. Старшая — Аня — Лёлина ровесница. О том, как Игорь и Алла назовут сына, ещё не знаем. Всего вам доброго! 7.12.1994».

     *****

     Продолжение воспоминаний здесь: http://www.proza.ru/2010/09/07/1426