В семье не без Ирода Ещё раз о Тарасе Бульбе

Григорий Рейнгольд
В семье не без Ирода
(Ещё раз о Тарасе Бульбе)

                «Неверующий человек может стать зверем.
                А верующий никогда»
                (Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл)

В прошлом году вышел фильм «Тарас Бульба». И, надо сказать, я был сильно разочарован. Вообще, ставить классику дело тяжёлое, ведь для этого надо самому иметь соответствующий уровень. Кроме того, очень тяжело из прозаического произведения сделать фильм, или спектакль, это ведь совсем другой язык. То есть, у авторов фильма было две трудных проблемы. Как они с ними справились?
На мой взгляд, очень неважно. Фильм даже близко нельзя поставить рядом с гоголевской повестью. Авторы фильма поставили себя в глупейшее положение, в нескольких местах переврав сюжет повести... Нет зверств запорожцев против мирного польского населения, но аналогичные действия поляков есть (убийство матери и разгром полка Тараса, чего у Гоголя нет в помине). Может, авторы фильма надеются, что публика у нас уже совсем не читающая? Не дождётесь.
Хотя отдельные удачные моменты есть, например, казнь казака за убийство товарища.
В общем, фильм слабый, я о нём бы и писать не стал, не интересно.
Но, не удержался и ещё раз перечитал знакомую с детства повесть. С восторгом и ужасом. И возникла потребность написать о гоголевском Тарасе и гоголевских запорожцах.
Именно о гоголевском Тарасе. Не о киношном, и не о реальном прототипе, который наверняка был.
И так по порядку. Гоголь пишет об оккупированной поляками Малороссии. Цитата: «Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу.»
Ой ли? А откуда тогда ПОЛЬСКОЕ обращение «ПАН», которым пользуются все запорожцы? И одеваются они совсем не по-русски. И причёски у них такие, какие носила на Руси знать до принятия христианства. А у кого перенято бритьё бороды? А курение табака? И это лет за 200 до Петра I в России! Не думаю, что без бороды и с трубкой пан Тарас был бы принят в Московии за своего. И ещё одна мысль: а что, русская знать жила не в роскоши? Не имела многочисленной прислуги, соколов, ловчих и прочее?
Ещё вопрос: если запорожцы православные христиане, почему они в подавляющем большинстве не женятся? Но это так, мелочи. Не будем мелочиться. Давайте о главном.
И так, запорожские казаки служат польскому королю, получают от него жалованье во время войны. То, что Украина находится под властью Польши, их не волнует, они служат оккупантам! Впрочем, Запорожская сечь находится ведь не в самой Малороссии, а в дикой степи (будущей Новороссии), информация о положении в родной стране доходит не скоро и нерегулярно. Потом запорожцы узнают, что, оказывается, что поляки-католики, которым они верно служат, притесняют православных украинцев.
И что православные запорожцы? Логично было бы ожидать, что они двинутся на Украину, выгонят с неё поляков, разорвут договор с польским королём, установят в своей стране свою власть. Может, захотят воссоединиться с Русью... Ну, понятно, достанется при этом польским наместникам, может даже ксендзам. Может, католиков запрягут вместо лошадей, как они поступали с православными. Война есть война...
Отнюдь. Вместо того, чтобы скорей идти освобождать свой народ, томящийся под гнётом иностранцев, запорожцы решают «Перевешать всю жидову». Совсем по-рыцарски: по тысяче вооружённых казаков на одного безоружного еврея, включая женщин и детей! Вот это храбрость, вот это воинская доблесть!
Затем, они устраивают чудовищный грабительский набег на южную Польшу, где опять показывают своё геройство.
Цитата: «Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу».
Риторический вопрос: «Можно ли вышеописанное считать подвигом во имя православия, а тех, кто это творит – христианами?» Только не надо юлить, да, или нет!
А в это время бедный украинский народ всё томится под польским гнётом и тщетно ждёт своих защитников. Но защищать свой народ не так интересно, как грабить чужой.
У запорожцев лучше всего получается воевать с беззащитными безоружными женщинами и детьми, которые не могут сами за себя постоять, с вооружёнными мужчинами они воюют не так успешно. Ведь у них нет понятия о воинской дисциплине. В разгар боя они, включая командиров, могут заняться мародёрством и личными проблемами. Как только им противостоит настоящее войско, они терпят поражение. Так случилось и в первом, и во втором походе. И вина самого Тараса в этом немалая. Вместо того чтобы командовать войском, он занялся младшим сыном, перешедшим к полякам, и напрочь забыл о своих командирских обязанностях. Бросил своё войско на произвол судьбы в самый разгар битвы.
Надо сказать, что не все запорожцы принимали участие, как теперь говорится, в геноциде. Многие, особенно молодёжь, применяли оружие лишь против польских воинов. Но, понятно, они ничего даже сказать не могли своим старшим товарищам, убивающим женщин и детей. И для поляков все враги были единым сборищем извергов. Они не проводили дознание, не делали разницы между теми, кто избивал младенцев сам, и теми, кто стоял рядом и смотрел, как это делают товарищи. «Нет уз святее товарищества». Все пленные запорожцы, как военные преступники, говоря современным языком, приговаривались к жесточайшей казни. Таким образом, за своих товарищей, страдали и те воины, руки которых не были запачканы детской кровью. Среди них оказался и старший сын Тараса.
После первого похода в Польшу, была настоящая освободительная война, запорожцы все-таки добились послабления польского гнёта. Им бы остаться оборонять Украину от возможного нового нашествия. Но Тарас, после заключения почётного мира, вопреки дисциплине затевает новый поход «в гости к католикам».
Ещё цитата: «Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!» – приговаривал только Тарас».
Отмечу, что, если в первом походе зверства были из-за отсутствия дисциплины, то во втором походе Тарас отдавал приказы, а запорожцы их послушно исполняли.
В общем, запорожцы опять геройствуют, добывают воинскую славу и грабят. Справедливости ради, надо отметить, что и на этот раз так продолжалось лишь до подхода польского войска. Подошло оно, и разбиты были «лыцари», так успешно воевавшие с женщинами и младенцами. Это, в конце-концов, послужило оправданием для нового закабаления Украины. Можно представить, с каким чувством шли на Украину польские воины, у которых казаки «сожгли родную хату и сгубили семью».
Опять риторический вопрос: «Можно ли считать христианами тех, кто из мести убивает беззащитных женщин и детей своих врагов в огромных количествах, и при этом ни о чём не сожалеет?» Это даже не ветхозаветное «око за око». Это «убей всех соплеменников врагов своих, и всех детей врагов своих!» Новая заповедь! Кто-то скажет: «Что взять с тёмных, неграмотных, диких запорожцев? Время такое было! Они так понимали христианство». Но позвольте, сам-то Тарас – человек с высшим религиозным образованием, духовную академию закончил!
Может, я не прав, но не могу представить наших русских героев извергами. Не представляю Илью Муромца, убивающего детей своих врагов, Александра Невского, избивающего немецких младенцев. Я говорил с фронтовиками, пришедшими с победой в Германию, и вытаскивавшими из огня немецких детей, делившимися с ними хлебом и кашей. Вот настоящие русские герои! Как оскорбительно и кощунственно ставить рядом с ними Тараса с его «воинством»!
Можно понять чувства убитого горем отца, ненависть к захватчикам, готов допустить, что польская сторона в данном конфликте была ничуть не лучше, может и первая начала. Хотя зверств поляков против мирного населения Гоголь не описал. Вообще, Средневековье – время щедрое на жестокости. Но зачем из несчастного, обезумевшего от горя  человека делать героя, с которого молодёжь должна брать пример? Есть вещи, которым не может быть оправданий. Есть граница, перейдя которую уже нельзя называться человеком. Разве вера в Бога не должна удержать человека на этой границе?
Такие вот мысли посетили меня, когда вышел на экраны страны слабенький фильм по великой и ужасной повести.
Когда толпы зрителей пришли в дикий восторг.
Когда руководители всех парламентских партий не жалели хвалебных откликов.
Когда все говорили, что Тарас – пример православного христианина и русского патриота, что с него надо брать пример молодым.
Когда никто из отцов Русской Православной Церкви не сказал, что избивать младенцев не по-христиански и не по-русски. Понятно, что в фильме это не показано, но Гоголя-то надо читать!
И, возможно, молодые люди, которым внушили, что Тарас – герой, прочтя повесть, сочтут и убийство мирных людей, женщин и невинных младенцев геройством, о котором просто не принято говорить вслух.
Сразу предвижу возражения:
Мои рассуждения односторонни.
Тарас – хороший человек, любящий отец, он умный, образованный. Он  смелый, самоотверженный воин, хороший товарищ, как и запорожцы.
Запорожцы и в настоящем бою не трусят. Они не ставят в грош не только чужую жизнь, но и свою.
Они добрые, в глубине души.
Поляки сами виноваты, не надо было Украину завоёвывать. Они сами не лучше.
Нельзя судить людей, живших в 15 веке (а, судя по всему, Гоголь ошибся на сто лет)  по понятиям нашего времени.
Но это всё не по существу.
А можно ли, и нужно ли эту повесть проходить в школе? Я понимаю, Гоголь честный писатель, написал, как в летописях. Написал фактически от имени запорожцев. Но получилась вещь вовсе не патриотическая, если вчитаться.
Вот и всё. Если вы, уважаемые читатели, считаете, что я не прав, поправьте. Я готов выслушать ваши аргументы. Возможно, я чего-то не понимаю. Возможно, что, не будучи христианином, я не понимаю сути христианства. Может, убийство из мести вражеских детей – не убийство? Может, вражеские женщины и дети – не люди? Объясните.