Культура и личность

Красавица Нюра Орловская
             Приступая к рассмотрению вопроса о соотношении культуры и личности, необходимо, прежде всего, предостеречь от частой теоретической ошибки – отождествляя понятий «человек» и «личность». «Человек» обозначает род Homo sapiens, т.е.  общие свойства данного вида живых существ, а «личность» - единичного представителя этого вида, индивида. При этом личность не является синонимом «индивида» – не всякий индивид  является личностью: индивидом человек рождается, а личностью становится (или не становится) в силу определённых объективных или субъективных условий.
            
            Индивид   –  понятие, характеризующее отличительные черты каждого конкретного человека, животного и даже молекулярного соединения (в естествознании используется понятие «химический индивид»). Тогда как «личность»  – понятие, неизвестное ни химии, ни биологии, поскольку оно обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни, разумеется, во взаимодействии с его врождёнными анатомо-физиологическими и психологическими качествами.

           Тип культуры, зародившийся в Европе в середине второго тысячелетия, определил судьбу всей западной цивилизации от России до Америки (в отличие от упорно сохраняющегося традиционалистского характера Востока, не говоря об африканском Юге и канадско-российском Севере), называют персоналистским, личночстно-креативным или индивидуалистическим. Этот тип культуры утвердил и узаконил права личности, иначе говоря, право индивида быть личностью, не подчиняясь власти традиций.

            Содержание темы «культура и личность» – конкретно-историческое, социально-историческое и регионально-специфическое, она особенно актуальна в современных условиях в нравственном, эстетическом художественном и педагогическом отношении.

           Это заключается в установлении особых качеств, которые порождают в культуре самосознание личности и потребность её самовыражения, т.е. тех качеств, которые формирует в ней современная культура.

           Ещё в античности пытались перечислить собственно потребности личности. В нашем веке это попытался сделать американский философ Э. Фромм. Первой он называет потребность в общении, в межиндивидуальных узах. Изолированный, искусственно выброшенный из общества человек теряет социальные навыки, утрачивает культурные стандарты. Без массовой информации вряд ли сможет в полной мере реализоваться вторая потребность человеческой личности, описанная Фроммом, – потребность в творчестве.

           Животному свойственно пассивное приспособление, люди же стремятся преобразовывать мир. Творческий акт личности всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание своей силы. Творчество неотрывно от свободы личности. Лишь свободная личность может творить.
 
          Налаживание межиндивидуальных связей, реализация творческих потребностей немыслимы без третьей потребности человека как личности – потребности в ощущении своих глубоких корней. Каждая личность стремиться осознавать себя звеном в определённой стабильной цепи человеческого рода, возникшей в праистории. Э. Фромм определяет такие формы как корневые, психологически прочные связи.

         В качестве четвёртой потребности личности Фромм называет стремление к познанию , к освоению мира. Одно из глубоких влечений личности – желание распознать логику окружающего мира, удовлетворить своё стремление к пониманию смыла мироздания.

            Наконец, пятая потребность, является одной из самых глубинных его потребностей, – стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир непонятых вещей и явлений, часто  просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя неким признанным образцом. Такую ориентацию даёт ему именно культура. Поэтому культурная идентичность личности, проблема личности и культуры играет огромную роль в культурологии.

        Стремление человека познать самого себя проявляется ещё в детстве. Личность развивается как существо мятущееся, постоянно меняющее собственные представления о самом себе. Пожалуй, лишь чисто теоретически можно представить себе такую личность, которая проникла бы в ядро собственной субъективности, постигла себя, создала внутренне устойчивый образ своей индивидуальности и уже может забыть о самопознании. Индивид живет в мире напряжённых и противоречивых мотивов, стремлений и ожиданий. Ему постоянно нужна опора. Ему необходимо соотносить своё поведение с персонифицированным образом.

         Культурная идентификация – самоощущение человека внутри конкретной культуры. Причём, чем значительнее личность, тем более она пассионарна, иными словами, тем сильнее она не подчиняется многочисленным культурным нормам этой конкретной культуры, хотя именно с ней она идентифицируется. Лев Гумилёв сформулировал гипотезу, что пассионарность  – главный движитель эволюции человечества, с превращение первобытного стадного общества в цивилизацию, как трансформация культурного процесса по мере развития эволюции.

            С появлением суперкомпьютеров и мощным математическим аппаратом современный учёные могут изобразить биографии пассионариев траекториями экстремального действия, и их культурный эффект уже можно объяснять, а вычисляя и предсказывать на строгом математическом языке «топологии многообразий» и «представлений групп».