В запас!

Юрий Басин
   Когда меня списали из училища, действовало положение, что отчисленным за недисциплинированность время обучения в училище в срок действительной службы не засчитывалось. Я был готов к тому, что мне придётся служить матросом все положенные тогда пять лет. Но неожиданно вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, что курсанты военных училищ, отчисленные со старших курсов, могут сдавать экстерном экзамены по своей специальности по программе 50-дневных сборов, получить воинское звание "младший лейтенант", и уволиться в запас. Таким образом у меня появилась возможность сдать экзамен на штурмана и уйти на "гражданку". Я стал к этому усиленно готовиться, но было одно серьёзное препятствие. Командир нашего дивизиона, капитан 2-го ранга с прелестной фамилией Гузок, выбился в офицеры из старшин во время войны, и люто ненавидел всякого, у кого за плечами было хотя бы среднее образование. Представление в экзаменационную комиссию он мне конечно никогда бы не подписал. Но был ещё начальник штаба дивизиона молодой капитан-лейтенант Арутюнов. Он окончил с отличием наше училище, ежегодно побеждал на конкурсе "Лучший штурман флотилии", короче - был человеком. Он сказал мне: "Гузок скоро уйдёт в отпуск, я останусь за него и тебе подпишу". Комиссия уже работала во-всю, а Гузок всё не уходил в отпуск. Наконец чёрт его унёс, я побежал в комиссию с бумагами, а там сказали: "Милый друг, где ты был раньше? Комиссии осталось работать по приказу ещё десять дней, а экзаменов четырнадцать. Не успеешь!" "Успею", - сказал я, и в срок уложился. Спустя несколько недель, которые показались мне вечностью, знакомый матрос-секретчик из штаба флотилии показал мне издалека свой портфель и крикнул: "Тут кое-что для тебя есть!" Это был приказ Министра Обороны о присвоении звания и увольнении в запас.
   Ребята проводили меня до ворот части, по флотской традиции обрызгали на прощанье морской водой. Я вышел за ворота, помахал ребятам рукой. Прощай, флот! Прощай, Баку! Начинаю новую жизнь!