Размышления о Го, Многомирии и компьютерах

Семенов Юрий Александрович
...quam angusta porta et arta via, quae ducit ad vitam, et pauci sunt, qui inveniunt eam.

Matth, 7:14

Игра Го - самая поразительная вещь из известных мне. Это бесконечный мир возможностей, не вмещающийся в привычные человеку плоские схемы. Несмотря не огромные премии, причитающиеся каждому, кто создаст компьютерную программу, играющую на уровне мастера, к этому не приблизился еще никто, хотя желающих много и все они уверены в успехе! Все такие программы играют пока на уровне начинающего любителя... Я думаю, что тут надо честно признать, что Го лежит по ту сторону границы, разделяющей доступное мертвой материи, с одной стороны, и божественному духу, с другой. Наверное такой компьютер теоретически существовать может. Но он потребует такой вычислительной мощности, что не хватит всей материи нашей вселенной. И работать будет очень медленно. А человек такую задачу, может быть и не шутя, а тратя на это много сил, но решает. Именно этим меня привлекло Го. Го - это простейшая модель нашего нашего многовариантного и бесконечно запутанного мира. Человек возник и живет в многомирии, и способен решать задачи, которые заведомо не может охватить его разум. Честно говоря, Го - это не единственная такая модель. Таковы математика и теоретическая физика. И в математике и в Го нужны изощренная техника, тесудзи и анзатцы. Перед исследователем или игроком - бесплодная пустыня, в которой можно провести остаток своих дней, не получив ничего. Вероятность обнаружения возможности решения или тэсудзи исчезающе мала, значительно меньше, чем вероятность набрести на оазис в пустыне. Когда мастер наталкивается на такую возможность, вот тут и включается вся та техника, которую он в себе, может быть годами, воспитывал! Но как он набрел на решение? Это чудо! Тем не менее, примеров таких чудес - множество и в математике, и в теорфизике, и в Го. Я думаю потому, что в нас, как в существах многомирия, есть чудесные и божественные механизмы их решения.

Но техника сама по себе бесплодна. Григорий Исакович Салистра, преподававший мне квантовую механику, говорил "мы научим вас теоретической физике, как ремеслу". Уровень ремесленника - это все что можно передать ученику. Божественный свет зажжется в нем позднее, если он достоин такого дара!

Так или иначе, без техники, даже оказавшись в самом центре цветущего оазиса, можно даже не понять этого, или поняв, не знать как оттуда проложить путь обратно. Потому безусловно нужно ее совершенствовать.

Конечно Го - это искусство! Самую большую сложность для меня представляет то, что играя в Го нет возможности проанализировать спокойно разные варианты, а потом спокойно сделать выбор из них, как это делают, например, в математике. В Го надо дать сразу точный ответ, это роднит его с такими исскуствами, как рисование фресок на сырой штукатурке, каллиграфией и фехтованием.

Собственно к Го меня (в очередной раз, и я долго сопротивлялся) подтолкнула в 2005 г. книга Рождера Пенроуза "Тени разума", где он подчеркивает неудачи в создании программ для компьютера, которые бы играли в Го на уровне мастера, и выражает сомнения в возможности этого. Меня всегда манили безграничные возможности разума (а может сознания) и мне кажется смешным мнение обывателя о том, что компьютер превосходит человека во всех отношениях, и что только дело времени, чтобы это было продемонстрировано. Ну как мертвое железо может приблизиться к человеческому духу?

Человек возник и сформировался в многомирии, и должен быть приспособлен к жизни в нем и решении задач многомирия произвольной сложности. Го является хорошей моделью нашего многовариантного мира, а может наоборот Orbis terrarum est speculum ludi.

Когда я был подростком, мы, в отличие от японцев, которые в го играют, все поголовно играли в шахматы, вдохновленные победами Бориса Спасского. Мы по вечерам выходили с шахматными досками и играли - по многу и с увлечением. Я не особенно блистал своими способностями, играл средне, а заниматься шахматами всерьез не хотел, поскольку требовалось заучивать много стандартных вариантов. В ГО их назвали бы джосеками, но в шахматах их больше и есть впечатление, что на них все держится. Наверное потому компьютеризация шахмат происходит успешнее, хотя и тут, боюсь, это просто результат недоразумения.

Несмотря на свои средние способности, однажды я был свидетелем некого просветления у себя, которое я хочу тут описать. Наверное механизмы тут одинаковы и в шахматах, и в го, и в жизни. Я играл с одним мальчиком, который гордился тем, что занимался ими где-то в секции, имел разряд, у многих, у меня в том числе, побеждал, и это было его инструментом самоутверждения. Я ничего не просчитывал в уме. Я и не умел этого. Мне открылось нечто вроде кристалла, содержащего все варианты развития, и мне для достжения цели нужно было просто правильно повернуть его и это однозначно определяло ходы, ведущие к победе. Иногда нужно было что-то откорректировать после его очередного хода, и я без труда это делал. Всякая удача сопровождалась притоком энергии и я был в состоянии, близком к эйфории. Состояние мне это не казалось странным, собственно, я и не анализировал его. Тогда я победил. Ситуация такая больше не повторялась, да я и не пытался ее повторять. О многомирии я узнал годами десятью - пятнадцатью позднее. Думаю это и было моей первой попыткой прямого поиска пути в многомирии. Сейчас возник образ того, что это было похоже на поиск пути в лабиринте при помощи внезапно открывшихся глаз, тогда как обычная техника ближе к ориентированию наощупь.

Вернемся к компьютерам и к Го! Когда я просматриваю партию на сервере КГС, там есть такая функция как оценка счета. Практически в любой момент (во время партии это запрещено) можно оценить к какому примерно счету приводит данная позиция. Оценка довольно точна, и производится очень быстро. Казалось бы, что мешает написать программу, которая будет оценивать счет в данной позиции, перебирать все возможные ходы, а их всегда меньше 19 x 19 = 361, и делать тот ход, который дает наибольшее увеличение счета? Тем самым была бы раз и навсегда решена проблема компьютерного го! Но не так все просто! Ясно, что примерно так программы для игры в го и делаются, и играют они на уровне начинающих любителей. Все очень просто: оценка счета неточна а иногда и просто неверна, каким бы алгоритмом оценки счета ни пользовались! Любой мастер играет лучше! Не потому что он считает лучше - чтобы просчитать все возможности не хватит вычислительной мощности все вселенной. И времени понадобятся - ну - миллионы лет - столько идет свет сквозь нашу вселенную! ;) А мастер находит правильный ход легко и быстро!

P.S. Возвращаясь домой из японского клуба вместе с Валерой и Сашей - моими учителями Го и друзьями, я поделился тем ощущением, что пример разыгрывания фусеки при игре на равных из книги Харуяма и Нагахара "Основы техники Го", мне ближе и понятнее потому, что в нем сначала занимаются ключевые пункты в углах, симари (ход, ограждающий угол) и какари (ход, препятствующий ограждению) к ним, а уже потом разыгрываются стандартные джосеки для тех или иных какари. Вообще, это будто бы нарушает правильный порядок ходов, какари - это угроза, сенте, ход, на который часто отвечают сразу, а не взаимной угрозой. Саша мне тут же сказал, что после какари джосеки следует доигрывать до конца, Валера вспомнил о корейском стиле игры, когда игроки не завершают те или иные джосеки, и возвращаются к ним намного позже, но для такой игры нужно уметь очень точно оценивать позицию. Мне тут было трудно найти ответ, играю я пока слабо, а позицию оценить верно могу вообще не всегда. Я ответил, что расположение камней образует некое поле влияния, и когда ключевые пункты уже заняты, то мне понятнее их влияние на последующую игру, если же я, по всем правилам, разыгрываю джосеки в одном углу до конца, то эта поляризация оказывается какой-то односторонней, и я могу выбрать ходы менее удачные. Хоть это и странно, раз игроки ходят поочередно, то особой разницы в стиле развития вроде бы нет... На этом разговор закончился, но вчера вечером я его снова вспомнил, и кажется понял в чем тут дело!

Я вижу влияние на позицию уже поставленных камней. А хороший игрок должен видеть и влияние еще не поставленных! Это правда, что камни на доске создают некое поле, но это поле простирается не только в пространстве, но и во времени. Камень, который будет поставлен на доску через несколько ходов, уже оказывает влияние. Более того, оказывает влияние даже то, что он может быть сюда поставлен. Вот один из факторов, которые делают Го многомировой игрой!