Галопом-автостопом. Глава8

Анастасия Игнашева
 ДЕНЬ 6.19 августа. Великий Устюг, гостиница.
Выспались. Да, вобщем-то мы и в другие дни недосыпом не страдали. В наших планах было выходить сразу после завтрака. Нужно было снять немного денег, узнать где именно этот паром через Северную Двину и двигать.
 Про паром нам объяснила дежурная за стойкой регистрации. Автобусная остановка почти напротив гостиницы, автобус №3, до остановки ул. Васентина. Про банкомат я знала ещё в прошлом году.
 На улице было солнечно и прохладно. Жару сдуло окончательно. Обидно. Пошла в отпуск - и лето, считай, закончилось. А я-то размечталась, как в Сухоне покупаюсь.
Паром нашёлся быстро. Вернее, из разговоров с ожидавшими на пристани мужичками, выяснилось, что паромных переправы аж две. Одна - в конце Васентина, вторая - чуть дальше. Ту, что чуть дальше, нам и рекомендовали. Там паромы ходят каждый час и для людей бесплатно. Деньги берут только за транспорт. А на этом билет стоит 15 рублей с носа. да и ходит он всего 3, или 4 раза в день.Вобщем - решено было идти на другую пристань.
     Паром впечатлял. Его тащил через реку небольшой такой буксирчик, пришвартованный борт-в-борт. На пароме машину поймать не удалось. Они все были забиты под завязку.
Мы сошли на берег, прошли вперёд, за Кузино, поднялись на гору и там обнаружилась удобная позиция. И почти сразу подошёл и застопился "Камаз"-лесовоз до Палемы. Народ! Дороги кончаются в Устюге! За рекой - направления! Хотя когда-то были дороги! Причём - мощёные! Это к мифу о том, что в России всегда были плохие дороги. Ни фига! Дороги в России были хорошие. Если уж просёлки мостили булыжником... Когда-то это был богатый край. Теперь деревни стоят почти пустые...Водила высадил нас посреди деревни, напротив церкви, не действующей и заброшенной, и уехал. А к нам вскоре прибился местный мужичок. Интересно стало - кто такие. Мы поговорили немного. Везде одно и то же - работы нет. Колхоз загнулся. Народ выживает как может. Сейчас все занимаются выживанием. И выживут сильнейшие. Может - так и надо? Может - после этого мы станем ещё сильнее и несгибаемее? Только не слишком ли дорогую цену мы платим за это? Когда-то на Русском Севере веками складывалась и строилась своя, уникальная цивилизация. Советская власть разрушила её - вознамерившись построить на её месте коммунистическую химеру. То, что осталось добивают сейчас. Не слишком ли много мы теряем? И стоит ли приобретённое - утраченного? Совдепия, всё-таки, больше разрушила, чем построила. Палемскую церковь, правда, собираются восстанавливать.
    Местный зазывал в гости - чаю попить, но мы вежливо отказались и пошли дальше. Мы прошли за Палему вперёд километра 2. Там, минут через 40 висения, если не считать того времени, что мы шли, нас забрал очередной "Камаз"-лесовоз. Всего мы в этой Палеме часа 2 околачивались. Водила лесовоза оказался знакомый - подвозил нас в прошлом году до Устюга. Он довёз нас до Лузы. Это уже Кировская область.
 Луза оказалась дырой ещё похлеще Сямжи. Время там будто застыло в совдепии. Но не в 70-е гг., а в перестроечных временах. Совок-совком. На площади мы нашли небольшое, но чистенькое и уютное кафе, где недорого и сытно поели. Драники со сметаной, два пирога с рыбой и чай с лимоном - за 52 руб. Но особенно меня поразил сортир, который запирали на амбарный замок! Отчасти - это оправданно - в туалете проще поддерживать чистоту. Но! Если уж на то пошло - то вы хоть на лампочки раскошельтесь, граждане! Так ведь нет! Ни выключателей, ни лампочек! А туалет - дырка в полу! Попадай как хочешь. Это ж каким надо снайпером быть?!
     Хомку всё увиденное пробило на такое "ха-ха", что мне даже не по себе стало. Ржала она буквально от всего увиденного. До тех пор, пока мы не вышли к выезду из города, где нас почти сразу забрал ЗИЛ с товаром до Лальска. Потрясающий посёлок!
Был основан как город в 1570 г. Потому что имеет герб, а гербы давались только городам. До октябрьского переворота входил в Вологодскую губ., считался заштатным городом. Сейчас - посёлок Лузского р-на Кировской области. Там есть даже музей, но он оказался уже закрыт и мы в него не попали. Я собиралась заночевать в Лальске - что-то, наверное опыт, подсказывало мне, - что зависнем мы тут до завтра. Но гостиницы в посёлке не было. "Дом колхозника" - совдеповский аналог постоялого двора - ещё в 90-е закрыли и передали интернату для глухонемых. Мы прошли всю главную улицу из конца в конец до выезда и стали недалеко от знака, обозначающего въезд-выезд. Машины шли, но водилы, при виде нас, шарахались, как от зачумлённых. Провисев час-полтора, мы пошли вперёд вдоль реки. К переправе, на которую нам указал один местный дедок.
     Переправа оказалась очаровательным понтонным мостом. В моём детстве был такой - через речку Ашелук в Астраханской области. Мы перешли через мост и зависли ещё часа на 2. машины были всё локал - 50 км. максимум. Лесовозы или рыбаки ехали на рыбалку. До Сыктывкара оставалось 292 км., если верить торчащему тут же за мостом указателю. А всего за день мы прошли 100 км. Из них километров 10-12 пешком.Мы поняли, что никуда мы уже не уедем. Надо вставать на ночлег. Да и холодно, зараза, стало.
И пошли мы в лес, ставить палатку...Похолодало. И довольно резко. Да. Быстро жару сдуло. Нам с Хомой стало грустно. И пошли мы ставить палатку в лес на берегу Лузы. К самой реке было не пробиться, но я нашла укромное местечко в ёлках. Разобрали палатку и, стуча зубами, залезли внутрь. Поели тушёнки с хлебом, запили это дело квасом и полезли в спальники. Холодно, зараза, как осенью.
  И опять, как в прошлый раз - стоило нам разложиться на ночь - как пошли машины. Ну на фиг! Спать! Если не замёрзнем за ночь... За рекой, в деревне, пол-ночи кто-то носился на мотоциклах, потом кто-то бился в пьяной истерике - на реке слышимость просто отличная. Хомка тряслась и стучала зубами - никак согреться не могла. А я пригрелась - и заснула. Что самое интересное - у меня спальник летний, лёгкий. Рассчитан на минимальную температуру +10. У Хомы снаряга получше и спальник понавороченне - рассчитан на 0 и небольшой "минус". Она замёрзла в ледышку, а я прекрасно спала и утром у меня были тёплые руки и ноги. Я её грела!
   Утро нашего последнего дня путешествия было ясным, солнечным и холодным. Ветер был резкий и холодный, хотя солнце грело ещё по-летнему. Мы поели, собрали палатку и потопали на вчерашнюю позицию. Машины, как и вчера, шли всё больше встречные - из Кирова в Устюг. Была даже одна легковушка с немецким номером. В смысле - номер Евросоюза с литерой "D", что означает Германию.
- А ему что здесь надо? - удивилась Хомка, - Ищет, куда его прадед во время войны дошёл?
- Наверное.  Хотя сюда он мог дойти только в колонне пленных. Наверняка ищет, где  прадед топором в плену махал.
     Кстати, в Лузе действительно в войну был большой лагерь военнопленных.
 Минут через 40-45 нас забрал вчерашний "Урал"-лесовоз. Они ещё вчера предлагали нам отвезти нас километров на 50. Но мы отказались. Водила вёз горбыль кому-то в дальнюю деревню. За деревней он нас и высадил, считай, посреди поля. И через 5 минут мы ушли с позиции на легковушке - опять "Лада-Самара". Парень гнал в Киров и взялся подвезти нас до Занулья, где поворот на федералку.Потом был "МАЗ" до Куратова, это когда мы на фетералке стояли, фура до Визинги, где мы поели и от Визинги нас забрал грузовой "Фордик" до Сыктывкара.
В Сыке уже все на ушах стояли. Все - это, конкретно, наша тётушка, мамина сестра. Ну и еёсемейство - моя двоюродная сестра со своими детьми - моими племянницами.
Где-то в 6 вечера мы уже были дома у тёти. Водитель нас довёз до самого дома.
А обратно ехали поездом и это уже не интересно. Тем более, что почти всю обратную дорогу мы спали).