Русские морские офицеры на службе Болгарии

Егор Брацун
Генерал-адъютант, Вице-Адмирал Зиновий Петрович Рожественский, в 1883 – 1885 гг. командовавший Флотом Болгарии.

Посвящаю памяти Адмирала Григория Павловича Чухнина, подавителя революционных беспорядков на Чёрном море в годы первой «русской» революции, и павшего от рук агентов мирового антирусского интернационала.

 Одним из итогов Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. стало создание в северной Болгарии автономного княжества. В нём сохранялась российская ад-министрация и временное русское управление. Стоял вопрос о создании бол-гарских вооружённых сил. Если сухопутная армия Болгарии имела основу в лице болгарского ополчения, которому уже приходилось сражаться в войну 1877 – 1878 гг., то болгарский флот, создаваемый для защиты Черноморского побережья, и водных путей по Дунаю, приходилось создавать практически с нуля. В приказе № 23 князя Александра I Баттенберга от 17 июля 1879 года в структуре военного министерства Болгарии, было создано морское управле-ние.[1] Немаловажную роль в становлении Болгарского флота сыграли офице-ры русского флота.
Правительство Российской Империи передало в дар Болгарии пароходы: «Опыт», «Горный Студень», «Пордим», «Взрыв», а так же железную паровую шхуну «Келасуры», семь паровых катеров, несамоходную баржу и пять греб-ных шлюпок.[2] Эти суда и составили костяк флотилии. Официальная передача судов состоялась 31 июля 1879 года в городе Русе.[3] Торжественно спустив Андреевские флаги были подняты Болгарские национальные флаги. Вместе с кораблями, в дар Болгарскому флоту передавались и судоремонтные мастер-ские на нижнем Дунае.[4] В это время, русский Черноморский флот переживал не самые лучшие времена, восстановление его после отмены статей Парижско-го договора в 1870 году, только начиналось. В Русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг. на Чёрном море против турок, действовали только лёгкие корабли и пароходы. Передача в дар Болгарскому флоту даже тех немногочисленных су-дов, что были у России на Чёрном море, свидетельствует о высокой степени дружбы двух народов.
 Первым командующим болгарской флотилией стал капитан-лейтенант Александр Егорович Конкевич.[5] Он так же командовал пароходом «Опыт».[6] Кадровый костяк кроме командующего составили 9 офицеров и 58 унтер-офицеров и нижних чинов флота России.[7] В составе инструкторов были водо-лазы и несколько специалистов по ремонту судов.[8] На фоне политической не-стабильности в Болгарии, и частой смены кабинета министров и урезания фи-нансирования на болгарскую флотилию, служба русских морских офицеров протекала крайне напряжённо. Препятствием служило и отсутствие на Черно-морском побережье Болгарии, а также на Дунае оборудованных портов и доков. Об отсутствии финансирования, говорит хотя бы факт нахождения во всей фло-тилии всего одного фельдшера, до 20% личного состава ежегодно проходило через госпиталь.[9] Однако, развитие флотилии понемногу шло вперёд. Для подготовки болгарских кадров была создана машинная школа. Военные занятия в ней вели русские офицеры. В 1882 году по их инициативе 12 болгар, были на-правлены на учебу в Кронштадт в военно-морские училища России.[10] А.Е. Конкевичу удалось добиться заказа на строительство на французских верфях 360 тонной, небольшой для своего времени, колёсной паровой яхты «Алек-сандр I». В военное время предполагалось использовать яхту в качестве транс-порта и минного заградителя. Это судно оказалось первым, купленным Болга-рией на свои деньги.[11] На приёмочно-сдаточных испытаниях во Франции присутствовал сам А. Е. Конкевич, а так же его помощник лейтенант В.И. Шишмарёв. Они то и привели судно в Болгарию в мае 1883 года.[12] По ини-циативе А.Е. Конкевича были подняты три затонувшие турецкие баржи, кото-рые после ремонта вошли в состав флотилии.[13] 
 В 1883 году, по сфабрикованному делу о нарушении отчётности и при-своении государственных средств отпускаемых на флотилию, А.Е. Конкевич и В.И. Шишмарёв предавались суду с наложением штрафа и прекращением вы-платы жалования.[14] Капитан-лейтенант А.Е. Конкевич пытался протестовать против несправедливости, а лейтенант В.И. Шишмарёв 20 июня 1883 г. покон-чил жизнь самоубийством. Александр Егорович провёл в тюремном заключе-нии пять месяцев и был полностью оправдан болгарским судом. Но этот инци-дент весьма негативно сказался в отношениях двух стран.
13 июля 1883 года новым начальником флотилии становился капитан-лейтенант Зиновий Петрович Рожественский, который в годы Русско-японской войны в чине вице-адмирала будет возглавлять русский флот в сражении у ост-рова Цусима. По совместительству Зиновий Петрович командовал и яхтой «Александр I».[15] Из-за политической нестабильности в Болгарии З.П. Роже-ственский был окончательно утверждён начальником флотилии только 14 фев-раля 1884 года. На начальном этапе своей службы он добился передачи Болга-рии от России двух миноносок «Бычок» и «Черепаха»[16] каждая водоизмеще-нием около 20 т. Более того, передавались и 40 якорных мин, 200 пудов грему-чей ртути, а так же другие материалы.[17] В городе Русе предполагалось соз-дать судоремонтное предприятие.[18] Соратниками Зиновия Петровича были такие видные русские офицеры: Иван Николаевич Лебедев, заведовавший во флотилии минной частью и внесший большой вклад в обучение болгарских ми-нёров. Этот офицер погиб в Цусимском морском сражении 16 мая 1905 г. ко-мандуя крейсером «Дмитрий Донской». Инженер-механик Павел Дмитриевич Кузьминский изобретатель газовой турбины, в Болгарии он был известен как создатель военно-морского музея и морской библиотеки.[19] Штурман, пору-чик И.И. Широков заведовал во флотилии штурманской частью, ему же при-надлежит идея создания в городе Русе метеорологической станции.[20]
 Нередко, в связи с вопросом о финансировании возникали острые кон-фликты с болгарским правительством, которое то и дело стремилось урезать, а то и вовсе распродать болгарский флот с молотка. Однако железная воля и ши-рокие взгляды в деле развития флота, помогали Зиновию Петровичу каждый раз отстаивать право флота на жизнь. Вот, в чём он видел цель флотилии: «На первое время должна предоставлять собою наличие средств для обороны вод-ных границ страны. Быть, рассадником личного состава, приохоченного к мор-скому делу, образованного по разнообразным его отраслям и способного с те-чением времени провести в народе сознание силы взяться за дело частного су-доходства» и « возродить страну на поприще морской всемирной торговли». «С течением времени военная флотилия княжества должна иметь в своём составе плавучие средства, необходимые и достаточные для содействия сухопутным силам в военное время».[21]
В 1884 году начинается интенсивное развитие флотилии. Кроме постоян-ных перебоев с финансированием, развитию флота мешал слишком маленький срок службы болгарских моряков, всего два года, тогда как в русском флоте он составлял семь лет, что не позволяло применять систему подготовки нижних чинов по русским уставам. Зиновий Петрович первые в истории болгарского флота разработал уставы  по организации боевой подготовки. Где предусматри-вались занятия по самым разнообразным направлениям. Гребля, парусное дело, такелаж, минное дело, изучение морской терминологии. Впервые вводилась шлюпочно-сигнальная книга, а так же была упорядочена организация бранд-вахтенной службы.[22]
В это же время в Болгарии находился популярный русский военный жур-налист и писатель, Василий Иванович Немирович-Данченко. Интересны его за-писки о деятельности Зиновия Петровича в деле создания болгарского флота: «На одной из улиц Рущука как-то встречаю своего старого знакомого. Моряк Рожественский – в русской форме. Оказалось, что он командует болгарским флотом, являя из себя нечто вроде болгарского адмирала. Впрочем, смутно сам себя он называет адмиралом швейцарским. Тем не менее, у него делается на-стоящее дело. До его назначения болгарский флот представлял зрелище в выс-шей степени оригинальное… Рожественский, разумеется, не таков. Этот чело-век способен работать 48 часов в сутки. До тех пор ничего не делавший болгар-ский флот тотчас же был пущен в дело… Весь болгарский флот состоит из княжеской яхты «Александр»… из пароходов «Голубчик», «Опыт», «Взрыв»… Названия эти, ничего не говорившие болгарскому сердцу Рожественский пере-крестил в «Царя Самуила» («Голубчик») – Царь Самуил, был единственным из болгарских монархов, искавших выход в море, - «Княгиню Раину» («Опыт»). Сверх того, он заказал первоклассную миноноску, которая будет называться по имени болгарского героя Ботевым. Всё это делает Рожественский не выходя из жалких средств, ассигнованных ему… кабинетом. Для матросов выстроена, не-далеко от развалившегося арсенала, превосходная казарма…».[23] Это указыва-ет на высокую степень знания, Зиновием Петровичем, болгарской истории и традиций, возвратом к которым он стремился добиться более широкого пони-мания задач флота в болгарском народе. Он в частности отмечал о значении флота: «Назначение повествовать всему миру, что жив и свободен болгарский народ». А когда ему пытались внушить мысль о природной неспособности бол-гарина к мореходству, Зиновий Петрович лаконично говорил: «Лишь рабы не бывают мореплавателями».[24] По инициативе З.П. Рожественского команди-ром портовой роты флотилии был назначен пехотный поручик А.Г. Фудулуски, он стал первым офицером-болгарином в национальном флоте.[25]
 В компанию 1885 года,  когда флотилия, наконец, получила должное фи-нансирование, были развёрнуты широкие учения. Было израсходовано более 9 тысяч снарядов и патронов. Шли работы по ознакомлению нижних чинов с приборами и техникой, и ознакомление с районами плаваний.[26]
 В 1885 году был так же разработан проект-положение о «морском офицер-ском собрании», которое было отклонено офицерами.[27]
Зиновий Петрович был награждён болгарским орденом Святого Александ-ра IV класса «в знак нашего особенного благоволения», как было сказано в пра-вительственном указе, подписанном Александром Болгарским.[28]
Однако уже в октябре 1885 г. произошёл разрыв отношений России и Бол-гарии из-за амбиций князя Александра Баттенберга по вопросу Восточной Ру-мелии. Вот как оценивал деятельность З.П. Рожественского на посту главы бол-гарского флота болгарский историк Боев Ради: «Капитан-лейтенант З.П. Роже-ственский был инициативным и деловым человеком. Направил ценные предло-жения болгарскому правительству. Если бы они были приняты, то флотилия в своём развитии продвинулась бы намного вперёд. Капитан-лейтенант З.П. Ро-жественский работал в нашем флоте честно и предано, приложив максимум усилий для его доброго будущего… Как командующий он известен своей на-стойчивостью, постоянством, строгостью и справедливостью – качествами, особенно ценными для военнослужащего такого ранга».[29] 14 октября 1885 года З.П. Рожественский сдал все дела своему приемнику болгарскому офицеру С. Ванкову и русские офицеры покинули Болгарию. Невольно остался только инженер-механик П. Д. Кузьминский, он был в плавании, и узнал об отзыве слишком поздно, когда был лишён как не вернувшийся российского
гражданства. Некоторое время он скитался на границе Румынии и Болга-рии, но вскоре получил разрешение вернутся в Россию.[30]
Если оценивать деятельность русских офицеров, и тот импульс что они да-ли флоту Болгарии, стоит отметить ряд моментов. В военно-морском флоте Болгарии использовался кортик, полностью идентичный русскому офицерско-му морскому кортику образца 1820-х гг. Ношение этого кортика офицерами болгарского военно-морского флота продолжалось вплоть до 1936 г.[31] Боль-шой вклад русских офицеров был внесён в развитие минных сил болгарского флота. В этом, прежде всего вклад таких офицеров как З.П. Рожественский ко-торый добился передачи Болгарии первых миноносок «Бычок» и «Черепаха» и И.Н. Лебедева, который заведовал минной частью флота. В годы Первой Бал-канской войны, болгарские минные силы стяжают немалую славу, когда в ночь с 20 на 21 ноября 1912 года болгарский миноносец «Дерзкий» одной торпедой успешно атакует турецкий крейсер «Гамидие».[32] 1 января 1899 года в Болга-рии будет создано адмиралтейство, которое станет прообразом штаба ВМФ Болгарии.[33]
 Хотелось бы упомянуть о последующем сотрудничестве двух стран в мор-ском деле. До начала Первой мировой войны в Санкт-Петербурге обучалось 66 офицеров-болгар. Половина из них специализировалась на офицерских курсах в Кронштадте, куда зарубежные слушатели не допускались.[34] В деле укрепле-ния русско-болгарских отношений важную роль играли взаимные визиты рус-ских и болгарских кораблей. Осуществлявшиеся не только одиночными кораб-лями, но и эскадрами. О посещении в 1907 году русской Черноморской эскад-ры, варненская газета писала: «В тот день Варна была свидетелем столь боль-шого народного торжества, что все другие праздники бледнеют перед этим днем.»[35]
 Поэтому можно сделать выводы. На первоначальном этапе создания и ста-новления болгарского флота, материально-техническая и кадровая помощь со стороны России в деле развития ВМФ Болгарии была существенна. Немало-важную роль здесь сыграли первые командиры флотилии, А.Е. Конкевич и З.П. Рожественский, а так же их помощники, кадровые офицеры флота России, пе-редавшие первым болгарским офицерам и матросам бесценный опыт в морском военном деле, которые чуть позже уже используют и сами болгары в деле раз-вития своего флота.

Примечания:
1. Военно-исторический сборник Болгарии № 3. Сф., 2005. С. 15-16
2. Грибовский С.Ю. Вице-адмирал Рожественский. М., СПб., 2002. С. 353
3. Грибовский С.Ю. Там же. С. 353
4. Грибовский С.Ю. Там же. С. 353
5. Скрицкий Н.В. Сто великих адмиралов. М., 2003. С. 339
6. Грибовский С.Ю. Указ. соч. С. 353
7. Грибовский С.Ю. Там же. С. 353
8. Создание болгарской национальной армии// http://www.srpska.ru/article.php?nid=1306
9. Грибовский С.Ю. Указ. соч. С. 355
10. Создание болгарской национальной армии// http://www.srpska.ru/article.php?nid=1306
11. Грибовский С.Ю. Указ. соч. С. 355
12. Грибовский С.Ю. Там же. С. 355
13. Роль русского флота в создании и укреплении болгарских ВМС// http://www.transport.ru/2_period/mir_ok/11-12-97/mkb66.htm
14. Грибовский С.Ю. Указ. соч. С. 355
15. Грибовский С.Ю. Там же. С. 356
16. Чертопруд С.В. Российские адмиралы. Биографический словарь. М., 2004. С. 257
17. Грибовский С.Ю. Указ. соч. С. 357
18. Грибовский С.Ю. Там же. С. 357
19. Грибовский С.Ю. Там же. С. 358
20. Грибовский С.Ю. Там же. С. 358
21. Грибовский С.Ю. Там же. С. 358
22. Грибовский С.Ю. Там же. С. 361
23. Грибовский С.Ю. Там же. С. 361
24. Грибовский С.Ю. Там же. С. 362
25. Грибовский С.Ю. Там же. С. 362
26. Грибовский С.Ю. Там же. С. 362
27. Грибовский С.Ю. Там же. С. 363
28. Грибовский С.Ю. Там же. С. 360
29. Грибовский С.Ю. Там же. С. 364-365
30. Манвелов Н.В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. М., 2008. С. 159
31. Форум «Морская волна» - Морской кортик//  32. Дроговоз И.Г. Турецкий марш: Турция в огне сражений. Мн., 2007. С. 88
33. Военно-исторический сборник Болгарии № 3. Сф., 2005. С. 15
34. Роль русского флота в создании и укреплении болгарских ВМС// http://www.transport.ru/2_period/mir_ok/11-12-97/mkb66.htm
35. Там же.