070 Грабарёвы Бабушки

Артём Киракосов
Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ







070               
“ГРАБАРЁВЫ БАБУШКИ”


После разорения “Горбачёвой Перестройки”, резни в Сумгаите (27, 28, 29 февраля 1987), Кировабаде, Баку, начавшейся войны в Карабахе, Землетрясения в Армении (07.12.1988), беспробудного и беспросветного пьянства и алкоголизма и безысходного умирания музея-заповедника «Абрамцево», куда я устроился на работу `художником-реставратором`, попадаю в Мастерские реставрации живописи (масляного отдела) ВХНРЦ имени академика Игоря Эммануиловича ГРАБАРЯ (Кржижановского 35/34). (Надо было срочно – за три месяца – сделать к выставке три работы: Репин, Коровин, Квост  /импрессионист, которого купил в Париже ещё сам Мамонтов, Савва Иванович/. Я справился.)

Наверное, это и есть тот целительный «!!*ОАЗИС*!!», воспоминания о КОТОРОМ, ощущение КОТОРОГО будет и останется со мною НАВСЕГДА! Нечто целительное, неземное. Мне было слегка за 30. И женщины (все до ужаса обаятельные, улыбчивые и ласковые) в белых халатах, в добрые руки которых я безнадёжно и бездыханным почти опустился, представлялись мне “бабушками”. Наверное, не столько по возрасту, сколько по воспринятому мною ощущению… бесконечной доброты и ласки! заботливости и простоты обращения, проявленными ими в отношении меня, а позже – и в отношении всей моей семьи, за что я им чрезмерно благодарен: я – это моя семья!

Я надел свой чёрный до пят халат художника – весь в ярких звёздах разноцветных красок-пятен: трагичных! и но и одновременно таких радостных! Ведь ЖИЗНЬ – это бесконечная череда касаний! – то боли! то сладости! – Что это такое? Ну-ка сними быстро! – нам тут маляры не нужны, – сказала мне чётко достаточно строго Светлана Васильевна БЛИЗНЮКОВА, к которой меня распределили. Разницу между профессиями я почувствовал сразу! Объяснили: художник – “больной”, мы – “врачи”! потому в белых халатах!

Некая внешняя опрятность отныне – обязательная спутница… Аккуратность – признак добросовестности и способности работника. День всегда начинался с того, что я получал комплименты за вид! Это были труды жены. Обращали внимания на абсолютно всё. Некое напряжение! – Но тихо-тихо оно превратилось в привычку, которой следую до сих пор (вот настоящая ПЕДАГОГИКА!); помогает. Особенно, это важно для педагога, ежедневно по многу часов контактирующего…  РЕСТАВРАТОРЫ всегда выглядят изысканно и великолепно! С большим знанием стилей, покроя, запаха самого времени… (Чувствуют ДУШУ самой ВЕЩИ!) И очень! очень-очень скромно, надо сказать. Вообще, профессия тех, кто «ЗА»: автором, за автора, за произведением, за произведение. Во всём знают толк! И все аспекты жизни им интересны! – из реставрации вытекает десяток смежных профессий, которыми можно СЛУЖИТЬ ЛЮДЯМ. Ключи от многих ‘ларцов’ в руках нашей профессии! Подтянутость! Собранность! Концентрированность! Ответственность! Устное слово также весомо, как подпись… Надёжность и долговечность – максимально возможные! Без внешней при-влекательности нету и внутренней, глубинной. Все детали туалета дня ИНСПЕКТИРОВАЛИСЬ пристально строго! С тех пор – до самой новой своей профессии ‘педагога’ – считаю внешнюю опрятность обязательной. Таковы были требования. И строгий «БАБУШКИН РЕСТАВРАЦИОННЫЙ СОВЕТ» встречал меня каждое утро. Обсуждалась каждая новая сегодняшняя деталь: свежекупленная рубашечка, шевелюрный причесон, моднючий туфлён!.. Пришлось моей жене трудиться – отправляя меня на учёбу-стажирование ежедневно: перед выходом из дома – проходил строгий жёнин КОНТРОЛЬ! И гардероб ОБНОВЛЯЛСЯ! – разве бывает реставратор без денег? (“Отсутствие денег? работы – значит, плохой реставратор”.) Вот это была НАСТОЯЩАЯ ШКОЛА! И!.. – Ни разу не пропустил, ни разу не опоздал, ни разу не ослушался – строгое подчинение. Строгое следование решениям, ‘Заданиям’ «Реставрационного Совета»: “мероприятия”, “процессы”, “методика”, “методы”, “рецептура”, “приёмы”… Следование ~ : и Cлежение ~ : Движениям Педагога. Водитель – не только за рулём автомобиля, Водитель – Тот, Кто Ведёт твои руки, твой глаз, твой ум, сознание, дух! – Учитель, Мастер.

Сакральны! Сакральны чаепития и беседы! Наталья Андреевна МАРЕННИКОВА – наш Всеобщий Кормилец! “Кормчий и Рулевой” (верный сталинец! но мы не спорим) – с 45-го года таскает с собой на работу на всех обеды: супчики, кашки, гарниры, сосиски, пироги… И моей жене приходилось трудиться ежедневно, угощая «БАБУШКИН СТОЛ» от «нашего скромного армянского стола», чтобы не ударить кавказским лицом в грязь! (И ведь и не ударили! А достаточно было всего одного раза! – его не было: мы просто обрели привычку, СТАЛИ ЖИТЬ реставраторами, по Новым Законам ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ, как ДОБРОДЕТЕЛИ.) Наталья Андреевна – человек! моего беспрерывного и неограниченного ВОСТОРГА! И денег всегда даёт взаймы – молодым. У неё ‘спецсейф’ на работе (уцелел и в нынешнем пожаре подловатом, даже деньги не стащили оттуда! и стол её цел! и всё остальное – святая!.. и стол её ученицы – тоже!.. – точно! святая), который СПЕЦИАЛЬНО! – для того, чтобы брали! чтобы БЫЛО! Удивительный человек! Я писал много! О ней! И напишу ещё! – и отдельно.

Все! – реставраторы «ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ».

Позже я узнал в них знаменитых и маститых мастеров, подвижников и героев: Вероника Николаевна КАРАСЁВА (1916 – 2005), Светлана Ивановна ГЛОБАЧЁВА (1929 – 2009), Валентина Петровна ЖЕЛАНОВА (1922 – 2003 /?/), Лариса Ивановна ЯШКИНА, Светлана Васильевна БЛИЗНЮКОВА и Наталья Андреевна МАРЕННИКОВА. (Да! многих уж нет.) Самые обычные слова говорят как правило в таких случаях… Они уместны. Компетентность, такт, свобода выражать себя, свои мысли и взгляды на всё – профессия, жизнь, искусство… Но есть то, что я встречал только в своих родителях и людях их круга: ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ. И как лечебна ОНА!.. Без показности! вычурности! надрыва! излома! пореза! надменности! несостоятельности превосходства! и помпезности! – настоящая. НАСТОЯЩАЯ. Интеллигентность.

Дело было даже не в регулярном чае, обеде, полднике (по строгому, выверенному, никогда не нарушаемому и не нарушенному расписанию – ^^^Рулевой Рулит^^^) за одним столом с “белыми бабушками” (@РИТУАЛ@), впрочем, очень строгими в том, что касается настоящей выучки в ремесле нашем, а в душевном приятии и покое, который исходил, как я понял позже, из самой нашей профессии, вылечивающей из полного помрачения самые безнадёжные творческие порывы человеческого духа в живописи. Свойства характера, которые открыли мне ДРУГОЙ МИР: уверенного обретения БУДУЩЕГО, как Вечной Жизни. Хрупкие и тихие, безропотные и трудовлюблённые, “ГРАБАРЁВЫ БАБУШКИ”, подняли наши музеи и культурное наше наследие из руин Войны, в два года сделали “ДРЕЗДЕН” (собрание Картинной галереи, выставленное после реставрации и перед отправкой домой в ГДР, в Дрезденскую картинную галерею, в Пушкинском музее изобразительных искусств  /мои родители хранили Каталог и Наборы Открыток с Этой Выставки…/), спасали после наводнения живопись флорентийской «Уфицци», оживили и передали жутко спалённое и разбомбленное Грозненское Собрание после последней уже, жестокой гражданской национальной войны-катастрофы, взлелеяли, воспитали и растят до сих пор новые и новые поколения реставраторов, в руки которых не стыдно отдавать МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ нашей громадной многопечальной страны, хороших реставраторов.

“ГРАБАРЁВЫ БАБУШКИ” – вытащили! на своих плечах! – музейное дело, высокие этические принципы, представление о профессии реставратора, как об избранническом призвании к служению ПАМЯТНИКАМ-ШЕДЕВРАМ! и ИХ ТВОРЦАМ-АВТОРАМ! – ДЛЯ ЛЮДЕЙ! ДЛЯ СТРАНЫ! Вытащили Культуру! Россия! – музейная! богатая ЭТИМ Страна.

Они `уходят`. “ГРАБАРЁВЫ БАБУШКИ”, ``Бабушки Грабарей`` – в чистейших белоснежных халатах… Кристально ЧИСТЫМИ! Как великая наша профессия ВОСКРЕСИТЕЛЕЙ из гибели: ОГНЯ, ТЛЕНА, РАЗЛОЖЕНИЯ, НАВОДНЕНИЯ, ВОЙНЫ, ВОРОВСТВА.

Никому, только БОГУ! не давалось ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МЁРТВЫХ.

БОРЬБА СО ВРЕМЕНЕМ – всегда заканчивается ПОБЕДОЙ Бабушек Грабарей.

Не имея права на ошибку, ни разу и не ошиблись!

Гордо ведя свой Центр Грабарей, как Флаг! – ВЕЧНО!победный, ВЕЧНО!воскреси-тельный.

До самого… До пожара…

Нашего прогорелого, проворованного, позорного дня.

…грязный ПОЖАР…

Они выше! – этой мерзости, что за окном, за окном КАЖДОГО ИЗ НАС.

Сгорела ЭПОХА.

<…>

!!!..СИМВОЛИЧНО..!!!

<…>

И этот пожар! – странный, последний… С погибшими пожарными, на похороны которых не явился ни единый сотрудник сгоревшего ~Центра Грабарей~ ! – позор и конец ЭПОХИ “Бабушек Грабарей”. И позор временщикам – псевдоначальству – никчёмные твари! И всё странно и подло! в этой мерзкой истории! – пахнет не дымом, а ПРОворовством. (И где этот наш ‘замечательный’ так называемый `министр` нашей ‘замечательной’ так называемой `культуры`?) Не переживут ПОЗОРА.   

Крушение. Крах. Устроили этот пожар своей ненавистью ко всему человеческому, что осталось ещё в нас. Чванливые министерские жлобы. Поворовали и подожгли.

<…>

Победители Времени! “ГРАБАРЁВЫ БАБУШКИ”!

Поклон и Вечная Слава! И Вечная Память!

И низкий! низкий! поклон! поклон!

<…>

И дело не в `ПОКЛОНЕ, – низко-низко, – который я всегда ношу с собою, им, а в АТМОСФЕРЕ! по сути – уникальной! с торжеством уважения к Произведению и Его Автору! Мы все, стажирующиеся годы и годы, чувствовали это. В реставрации, как в боевых искусствах, – с Учителем до смерти!

Так, кажется, связала нас ЖИЗНЬ!       


1990 ~ ~ 2010
/август 22 ~ ~ 24 август/