183 письма с Севера. 1991 год. Главы 88-90

Леонид Николаевич Маслов
Глава 88


     «Здравствуй, дорогая мамулечка!
     Получили твоё письмо, сразу пишу ответ и высылаю фотографии Лёли. Отпечатал те кадры, что снимал на её дне рождения. Посмотрите там все, как выглядит внучка в 5 лет. Уже совсем стала взрослой девочкой. Правда, иногда шалит, но это свойственно всем нормальным детям.

     Сейчас в Надыме стало очень тепло, Лёлюшка целыми вечерами гуляет во дворе дома. Комаров ещё не было, но вот сегодня (это 5 июня) к вечеру появились первые кровососы, хотя до 4-го этажа пока не долетают. В выходной буду прибивать на окна сетки. Погода хоть и тёплая, но каждый день идут дожди. Вот вчера стоял солнечный день, а к 4 часам пошёл дождь, да с градом, тут же началась гроза с молнией и громом, как в Казахстане. Даже непривычно. Нечасто такое бывает здесь. Гроза с дождём прошли и сегодня, но когда я отправился в садик забирать Лёлю, дождь перестал. И тут же появилось солнце.

     У нас всё нормально, правда, Люба приболела, её беспокоит жёлчный пузырь. Сейчас в Надым завезли редиску и свежий чеснок, так вот, мы с Любой и Лёлька налегли на зелень — хочется ведь — жёлчный пузырь у моей жёнушки и обострился. Сейчас нашли рецепт, как выводить камни из пузыря. Нужно 0,5 литра оливкового масла и 0,5 литра лимонного сока. За полтора дня всё выгоняют*.

     В субботу в Надым завезли клубнику, Люба принесла с килограмм, так Лёля почти всё съела сама. Там, мамуля, на какой-нибудь грядке посади чёрной редечки, нам будет нужна в отпуске.

     Проблем с питанием у нас нет, хотя всё дорого. Покупаем зелень. Старой картошки до отпуска хватит.

     Как-то в одном из писем ты, мам, написала, что завела кошечку, а вот Лёля спрашивает, когда же бабушка напишет про собачку? Ты там присмотри какого-нибудь мопсика — тебе будет веселее, и детям радость.

     Напиши, мама, подробнее, что там за болезнь у Тани, может, мы сможем помочь какими-то лекарствами. Пусть выздоравливает. Целуем всех. Желаем всем здоровья. Ваши Леонид, Люба, Лёлечка. 5. 06.91».

     *****

     «Маманчик, дорогой, здравствуй!
     Сегодня 16 июня, всё ближе и ближе к отпуску. После тёплой весны в июне вдруг похолодало до +5, да ещё и сыро. Предполагаю, что это лето здесь будет прохладным, в отличие от прошлогоднего, когда из-за жары горела тундра.

     Сейчас оживили работу перекупочные кооперативы. Забросали город зеленью. Капуста, огурцы, чеснок на всех перекрёстках, но дороговато. Даже завезли арбузы. Мы один купили, Лёле очень понравился. И брали черешни два кг. Нажимаем на зелень, делаем окрошку — организмы требуют витаминов. Ох, как требуют!

     Вчера отправил на твоё имя, мама, две бандероли (с сигаретами и чаем) и две посылки с сахаром. И ещё послал маленькую бандерольку с корешками топинамбура, тут товарищ привёз мне из отпуска, как получишь — сразу высади где-нибудь у забора.

     В Надыме стало тихо и тоскливо. Многие в отпуске, а кое-кто и совсем уезжает. 25 июня едут в отпуск Муравейниковы, а мы поедем с середины июля и будем в Ермаке до 5 сентября (обратные билеты из Тюмени в Надым на 7 сентября).
 
     Люба со здоровьем немного оклемалась. В отпуске постараемся подлечиться посерьёзнее. Передаём привет всем родным. Ваши надымчане. 16.06.91».

     *****

     Работая на кирпичном заводе, я познакомился и поддерживал дружеские отношения с парнем, которого звали Володей Севостьяновым. Работал он киповцем**. Я с ним очень часто играл в шиш-беш, он как раз один из ассов в этой игре (в скобках замечу, что на чемпионате кирпичного завода по нардам я его обыграл, и он так расстроился, что недели две не заходил в нашу бытовку). Был он худощав, среднего роста, возрастом далеко за тридцать, но выглядел не старше двадцатипятилетнего. Он не курил, я никогда не видел его выпившим, к тому же, это я узнал чуть позже, он не ел мяса — вегетарианец. Меня всё время удивляла его эрудиция, он мог поддержать разговор на любую тему, особенно хорошо разбирался в военной технике — в самолётах, танках, стрелковом оружии.

     Севостьянов заинтересовал меня совершенно неожиданной стороной своих познаний, в которой оказался довольно искушённым докой, и которая в нашей стране ещё мало пропагандировалась — лечебным голоданием. Он уже успел где-то достать книжку американского врача Поля Брэгга, проштудировал её, и ненавязчиво просвещал тех, кому была интересна эта тема. Поскольку я оказался дисциплинированным слушателем, Володя при любом удобном случае садился на своего любимого конька и начинал «натирать» мне уши.

     В один из дней он принёс несколько книжек и папку с вырезками из газет и журналов на тему народной медицины, всё это разрешил мне взять домой и прочитать. Проблема здоровья в нашей семье с некоторого времени начала становиться всё острее и острее. Моя жена заинтересовалась темой народного целительства, в её лице я нашёл единомышленника.

     В своём очередном письме маме я не преминул рассказать ей о своих открытиях, тем более что и мамулечка имела к своему возрасту некоторые недуги. О некоторых я знал, это такие, как варикозное расширение вен, некоторая полнота, ишиас (защемление седалищного нерва, при котором вызываются боли в области бедра), мокнущий лишай между пальцами правой руки, вызванный стиральными порошками. Я горел желанием хоть чем-то помочь маме.

     __________
     *Народной медициной мы с Любой всерьёз занялись лишь в 1994 году, когда в продаже появились книги народных целителей В. Белова «Жизнь без лекарств», Г. Малахова «Очищение организма» и другие.
     ** КиП — контрольно-измерительные приборы. Завод ими буквально напичкан, особенно сушильные камеры и печь: здесь нужен строгий тепловой режим, иначе кирпичи будут или недообожённые, или пережжённые.  Киповец — слесарь, обслуживающий эти приборы.


Глава 89


     «Здравствуй, дорогая мама!
     Получил твоё письмо, и сразу сел писать ответ. Сейчас сижу дома с Лёлей — что-то утром у неё поднялась температура до +37,8. Пошёл с дочуркой  в поликлинику — отправили на больничный, выписали «Олететрин» и «Парацетамол». Сейчас я за доктора. У Любы много работы в кадрах: то отпускников надо оформить, то вахтовиков, поэтому больничный оформили на меня.

     Лёлюшка всё время пристаёт с вопросом: «Сколько осталось до отпуска, два дня, да?» — «Да нет, доченька, — объясняю ей, — ещё почти месяц». — «А это долго?» Так уж ей хочется в отпуск! Сейчас в её детском садике полупусто, из четырёх групп детей свели в одну, это человек пятнадцать. Лёля привыкла к друзьям, а те разъехались с родителями по отпускам, и поскольку чужие ребятишки ей не нравятся, то в садик идёт без охоты. 
      
     У Любы с жёлчным пузырём стало полегче, тьфу, тьфу, тьфу... За последнее время мы с ней прочитали несколько книжек и различных вырезок по народной медицине, понемногу будем внедрять полученные знания на пользу личного здоровья. В этой связи кое о чём хочу написать тебе.

     У меня на работе я познакомился с одним товарищем, который увлекается народной медициной, при этом его здорово привлекает тема лечебного голодания. Мы-то всё хи-хи, да ха-ха. Но он дал мне литературу, в частности, книгу Поля Брэгга «Чудо голодания». Я кое-что оттуда законспектировал, почитал дома — практически по всем позициям Люба меня поддерживает. Я привезу в отпуск тетрадку, можно будет кое-что почитать. Но пока хотелось бы для информации или пищи для размышления сделать пометки, читая Брэгга. Письмо получится длинноватое, но ты уж потерпи, мамулечка, речь идёт о вещах серьёзных. Итак, читай.

     Каждому человеку природой предначертано прожить не менее 120 лет, об этом сказано в Библии. Человек из-за бесстыдной невоздержанности в еде и напитках умирает, не прожив и половины отпущенного ему природой срока.

     Человека постоянно бомбардируют грязь и яды. Грязный воздух, загрязнённая вода (с хлоркой), яды в овощах и фруктах (фосфорные соединения, нитраты, ДДТ и другие пестициды). Яды почти не разрушаются при приготовлении пищи.

     В период голодания — когда прекращаем есть — вся жизненная энергия, которая исподволь использовалась для усвоения пищи, теперь тратится на выведение ядов из организма. За 24 или 36 часов голодания (воду пить можно, желательно дистиллированную) можно избавиться от большинства коммерческих ядов (ядов, потребляемых с некачественными продуктами). Если чувствуете, что не можете с ними справиться, проведите 7-9 дневное голодание, задайте организму хорошую чистку.

     Если человека, который хвастает своим здоровьем, посадить на 5-6 дневной режим голодания с дистиллированной водой, то его организм станет выводить яды с дыханием и уриной, которая обретает тёмный цвет и жуткий запах.

     Эти яды, постоянно, годами накапливающиеся в организме, таят в себе будущие болезни человека. И когда природа захочет извергнуть эти яды, она избирает «взрыв», который именуют болезнью.

     У мертвецов болезней не бывает. Все проблемы возникают, только если вы живы. Голодая, вы помогаете природе выводить продукты распада и яды, накопившиеся за долгие годы в вашем теле. (При болезни нет аппетита — это природа требует, чтобы вы поголодали).

     Соль — тоже яд. Опасный продукт. Соль не переваривается, но усваивается. Она не имеет питательной ценности, в ней нет витаминов, органических и питательных веществ. Соль вредна и приносит массу неприятностей почкам, жёлчному пузырю, мочевому пузырю, сердцу, артериям и другим кровеносным сосудам.

     Почему после потребления солённого появляется ненормальная жажда? Это желудок реагирует на чужеродный продукт, предпринимая быструю попытку вымыть его с током воды через почки. Излишки соли откладываются в различных частях тела, особенно в ступнях и нижней части голени. Чтобы защитить ткани от этого яда, организм автоматически стремится растворить соль, накапливая воду в участках отложения солей. По мере того, как ткани концентрируют воду, они начинают разбухать. (Вспомним — ноги опухли).

     Вредна соль и для сердца. Она — причина повышенного артериального давления. А там и атеросклероз — отвердение артериальных стенок. Не за горами в этом случае и смерть.

     Что делать? Для еженедельной очистки от соли поможет 24-х или 36-часовое голодание. (До 4-х дней, если надо). Человеческая норма соли в день — от 0,5 до 1 г. Любители соли превышают эту норму в 20-30 раз. Много соли в сыре, колбасе, консервах, ветчине, беконе, солёных овощах и др.

     Как питаться? Больше зелени. В рационе её доля должна быть 60%. Перед любым приёмом пищи ешьте салат из сырых овощей и сырых фруктов.

     Мясо следует есть не чаще, чем 2-3 раза в неделю. При малейшем недомогании нужно немедленно вернуться к овощной диете. Для печени вредны жиры и сахар, особенно в больших дозах.

     Короче, если вас из-за необычного питания будут считать чудаком, не обращайте внимания. Помните, что вы живёте для себя, а все эти чудачества спасают вас от кладбища. Пусть смеются так называемые стопроцентно нормальные люди. Вы будете смеяться последним.

     В заключении скажу, мам, что сейчас Полю Брэггу 90 лет. Но его суставы более подвижны, чем у многих людей, считающих себя молодыми. А гибкость тела, как у 10-летнего мальчика. Он выполняет позы йоги, стоя на голове. В этом возрасте подобное есть мало у кого в мире. И это не голые слова.

     Вот у многих болят суставы. Истинная причина — ядовитые кислотные кристаллы в суставах. При голодании (еженедельно не менее полтора суток) все эти кристаллы постепенно выводятся. Брэгг наблюдает лечебное голодание более 50 лет. Оно творит чудеса. Мы рабы своего желудка. Кто-то сказал: «Жизнь — это трагедия питания». Есть ещё такое изречение: «Человек копает себе могилу ножом и вилкой». Каково? Брэгг практикует для себя лично такое голодание: 24 часа раз в неделю и по 7-10 дней не менее 3-х раз в год.

     Парень, с которым я работаю, тоже голодает. Говорит, что после 5-6 дня голодания наступает необычное состояние, лёгкость, прилив сил. Из голодания надо выходить так: делать салаты на завтрак, салат и блюда из варёных овощей на обед, на ужин — тёртая морковь, салат из капусты, варёные овощи. Потом нормальный рацион. Но с минимумом мяса, соли, яиц и молока.

     Мама, мне тут подарили методичку с советами по очистке печени, желудка, почек, суставов. Вышлю её во втором конверте. Сохрани, приедем в отпуск — займёмся. В общем, будем лечиться. Чего и вам советую. Леонид. 18.06.91».

     *****
    
     «Маманчик, дорогой, здравствуй!
     Четыре дня назад отправил тебе два заказных письма с материалами лечебного голодания и очистки организма, письма ещё в пути. Но вот из твоего письма я узнал, что у тебя от какого-то продукта была сильная аллергия. Помнишь, в одном из своих писем я как-то писал, что в начале февраля этого года съел не то апельсин, не то варёную колбасу, короче, у меня покраснели лицо, шея, появилась сыпь на плечах и руках, и всё это зудилось. Прямо аллергия, похожая на крапивницу. Но почему? До сих пор не знаю, но говорят, что от нитратов, которые могут содержаться в этих продуктах. У моего напарника по работе жена работает в аптеке, она передала для меня таблетки «Фенкарол». За шесть дней всё и прошло. Сейчас от цитрусовых воздерживаюсь. И от колбасы тоже. Говорят, что в неё намалывают ужас что — и промокательную бумагу, и кости, и ещё добавляют какую-то соль (селитру, что ли) чтобы колбаса не зеленела на срезе.

     Как получишь письма, предлагаю тебе, мама, — поголодуй дня полтора или два. Накопившиеся в организме шлаки и яды, конечно, все сразу не выйдут, но положительная подвижка будет сделана и приостановится их накопление. В это время пей только водичку, можно чаёк с одной конфеткой или ложечкой мёда. Через некоторое время почувствуешь облегчение. Попробуй.

     Ты пишешь, мама, что в Казахстане стоит небывалая жара. Недавно в «Вестях» по российскому каналу сказали, что в Казахстане и на Урале нынче будет засуха. Это сообщение совпало с тем, о чём ты пишешь. Скорее всего, нынче год будет необычный. Известно, что в природе существует 11-летний солнечный цикл, я об этом читал в книжке, которая называется «Виновато ли Солнце?» Нынешний год — одиннадцатый, самый активный, неблагоприятный. В этот год происходят катастрофы, эпидемии, перевороты в странах и тому подобное. Как-то надо его пережить, особенно он опасен для сердечников.

     Вчера было письмо от Игорюшки. У него всё нормально, с 10 июня пошёл второй год службы. Занимается спортом, не курит, чему мы рады. Интересно, какой он там стал? Наверно, совсем повзрослел. Готовим ему к дембелю вещи. Купили сапожки, кроссовки, шапку песцовую, рубашки. Шубы-дублёнки есть и у меня и у него.

     Сегодня занимались с Любой по хозяйству, она стирала, а я врезал в дверь ещё один замок. Тут по Надыму начались квартирные грабежи, воруют видеотехнику, которой у нас, к счастью, пока нет. Но замок поставить надо.

     Ответ на это письмо уже не пиши. Приедем — всё расскажешь. Поправляйтесь, не болейте.  Я удивился, что Ольгиному Мише в таком возрасте, а уже сделали аппендицит. Да, мама, напиши Льву и попроси без стеснения алма-атинского медку. Надо лечиться. Привет от нас всем. Твои северяне. 22.06.91».


Глава 90 


     Перед самым отпуском Люба на работе вытянула талон на приобретение стиральной машины, да не какой-нибудь, а голубой мечты любой хозяйки: «Вятки-автомата». Редко в какой семье имелось тогда такое чудо техники. Стоило это «чудо» 450 рублей — примерно месячная Любина зарплата. Я каждый день бегал в магазин «Север», чтобы выкупить стиралку. Сначала там не пришли на них документы, потом не могли найти цену, и так это дело тянулось до тех пор, пока мы не уехали в отпуск.

     На случай, если машинки вдруг поступят в магазин, а мы будем в отпуске, я оставил доверенность на её получение моему напарнику по работе Мише Ермоленко. Через месяц, уже из отпуска, я позвонил ему, но он сказал, что всё тихо и гладко. Окончание этой истории таково. Приехав из отпуска, я на следующий же день рванул в магазин, но стиралками там вообще и не пахло. Что же делать?

     И тут Люба вспомнила, что у её хорошей знакомой — заведующей детсадом ПСО-35 Людмилы Ульяновой — муж работает начальником городского ОБХСС*, и пожаловалась ей на ситуацию. Пошли две дамы (Люба и Людмила) в контору ОРСа, которому принадлежал магазин, Людмила ласково так  и говорит: «Моя фамилия — Ульянова. Тут моя подруга должна выкупить стиральную машинку, которой в магазине почему-то нет...» — «Есть, есть, есть машинка! — чуть не хором ответили работники базы, которые хорошо знали в лицо тех, кого положено знать. — Пусть завтра же идёт выкупать». Короче, приезжаю я с работы с кирпичного завода, а дома стоит новая красивая стиральная машина. Кое-что приходилось выбивать, используя связи. К слову скажу, ОРС успел повысить цены на машинки, и когда Люба рассчитывалась, то отдала тогда за неё не 450, а 1026 рублей.

     *****

     Теперь вернусь к началу нашего отпуска. Билеты мы купили на Тюмень на 2 июля. Лететь приготовились вчетвером: я, Люба, Лёля и Тома. Накануне приготовили вещи, собрали сумки. Я на спинку стула повесил отутюженную рубашку, на неё сверху накинул костюмные брюки и пиджак. В карман рубашки положил (заранее приготовил) свой паспорт и Лёлино свидетельство о рождении, а в них вложил авиабилеты. Самолёт отправлялся в 3 часа дня. Я с утра решил сбегать в магазин «Север», чтобы узнать, не пришла ли туда наша злосчастная стиральная машинка — очень уж хотелось всё решить до отъезда в отпуск. Вернувшись ни с чем домой, я стал готовиться к отъезду в аэропорт. В какой-то момент я попросил Любу проверить, на месте ли наши билеты и документы. Она нашла свой и Томин паспорта, а остальных документов с билетами нигде не было. Перерыли весь дом — нет. Как сквозь землю провалились! Я в панике, лихорадочно соображаю, куда могли они запропаститься. Память словно отключилась. В паническом пылу несусь в агентство, чтобы справиться, как поступить и что делать в случае утери билетов. Там ничем меня не порадовали, сказали, что надо покупать новые. Я приехал домой, девчата мои в слезах. Делать нечего, решили ехать в аэропорт и там сделать попытку купить новые билеты на отлетающий самолёт. Я снял свои одёжки, в которых бегал по городу и стал наряжаться в приготовленный накануне костюм. Надевая рубашку, почувствовал какую-то тяжесть в нагрудном кармане. О, Боже! Меня всего обдало жаром. Это ж надо, просто какой-то провал в  памяти. Нашлись билетики!

     И вот мы в Ермаке. Остановились у моей мамы, поскольку с тёщей в своей квартире отдыхали Муравейниковы. Мама освободила нам одну из кладовок, я оббил её крагисом**, забетонировал пол цементом, поставил кровать с пологом. Получилась маленькая, уютная спальня. И во дворе тихо — собачку бабушка так и не завела.

     В письме, которое мама нам прислала ещё в декабре 1990 года, я знал о её беде с почтовым ящиком. Расскажу немного о том, что же там произошло. Начну с предыстории. Раньше, давным-давно, почтальоны разносили корреспонденцию по домам, где на каждой калитке висел почтовый ящик. Это очень удобно. Потом, где-то в шестидесятых годах, «умные» головы из министерства связи разноску корреспонденции «модернизировали»: на улицах установили специальные ящики-короба с большим количеством ячеек для писем и газет (на 10, 20, 30 или 40 дворов). Почтальонам стало работать легче, а жители почувствовали неудобства — сами стали ходить за почтой к этим ящикам. У ящиков имелось уязвимое место — дверцы и замки безбожно портились невоспитанной советской детворой, а если проще, то хулиганами.

     К такому ящику, у которого не оказалось уже почти ни одного замка, ходила за почтой и моя матушка. Не удивительно, что иногда то газетки там не оказывалось, то письмеца. Однажды этот большой ящик на улице Школьной кому-то помешал, и весь его корпус кто-то буквально разгромил. Мамин домик находился на самом краю улицы, и почтальонша ходить туда не соглашалась. Пришлось старушке договариваться с одним из знакомых, чтобы её почту клали в его ящик.
 
     С полгода мама мучилась, ежедневно беспокоя доброхота-соседа. И вот когда я приехал в отпуск, начал разрешать эту проблему. Первым делом поехал на центральную почту, нашёл отдел доставки, мне пошли навстречу — выделили новый, на 20 ячеек, ящик с ключиками, которые потом надо было раздать соседям. Я нашёл краску, на дверцах ящика написал адреса и решил установить ящик там, где до этого стоял старый. Только я приступил к копке ямы, как ко мне неожиданно подошли два хозяина и их жёны из тех домов, ворота которых выходили на этот ящик. Начали кричать: «Ящик нам мешает зимой возить сено, здесь вечно толкутся люди, мы газет не выписываем, ищи другое место». Тут подошла моя мама, мы начали спорить, доказывать, что старый ящик стоял именно здесь. Но дремучие люди оказались непреклонными, и, понимая, что ящик тут долго не проживёт, мы пошли искать другое место.

     Наконец, нашли подходящее место на соседней улице, установили там ящик, и раздали ключи соседям. Пользовалась им мама несколько лет, однако вандалы добрались и до него. Постепенно ящик стал походить на своего предыдущего коллегу — дверцы покорёжены, замки в них выдраны. Поехал я в магазин хозяйственных товаров, купил одноячеечный почтовый ящик и приладил его на заборе соседа, где пролегал маршрут тёти с толстой сумкой на ремне. Кажется, старушка пользуется ящичком  до сих пор.

     ________________
     *ОБХСС — в советское время грозное подразделение милиции: Отдел Борьбы с Хищениями Социалистической Собственности.
     ** Крагис — то же, что и ДВП (древесно-волокнистая плита), строительный материал, похожий на фанеру. 

     *****

     Продолжение воспоминаний здесь: http://www.proza.ru/2010/09/05/1314