Анти-Бородино

Бунтарь
7 сентября - один из многочисленных памятных дней нашей истории. В этот день произошло важнейшее сражение так называемой «Отечественной Войны» 1812 года - бородинское. Чувство гордости за военные подвиги наших предков при Бородине нам внушали с самого детства. Большинство из нас еще со школьной статьи помнит стих М. Ю. Лермонтова "Бородино":


- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!..


Этот стих, посвященный одной из «героических» дат российской истории, мы зазубривали наизусть, проникались его патриотическим духом, не задумываясь о подлинном значении войны 1812 года для нашей страны и нашего народа. Помним мы и слова Смердякова из романа Достоевского «Братья Карамазовы»: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с»[1].

Долгие годы, имя карикатурного литературного персонажа Смердякова, а также произошедший от его имени термин «смердяковщина» считались политическими ругательствами, синонимами «плебейского» мировоззрения (смерд = плебей), ниспровергающего все святыни общества, одна из которых - патриотизм. Стоит учитывать, что и Лермонтов, и Достоевский были людьми консервативных взглядов, контрреволюционерами и монархистами, а потому вполне закономерным является то, что в творчестве Достоевского нигилисты-революционеры зачастую преподносятся в карикатурной, опошленной форме. Как и Лебезятников в Преступлении и Наказании, так и Смердяков являются пародиями на действительных революционеров. В  пародийной форме Достоевским отражена и пораженческая, «антипатриотическая» позиция революционеров. Как и нынешние фашисты любят изображать антифа и левых интернационалистов «русофобами», так и Достоевский изобразил нигилиста-пораженца Смердякова русофобом, открыто заявляющим «Я всю Россию ненавижу»[2].

Однако, если отбросить русофобию Смердякова, его позиция по войне 1812 года является абсолютно верной. Зададим себе простой вопрос: что нам дала эта победа? Если отбросить патриотический пафос и пустые слова об «освобождении от французских поработителей», то мы вынуждены констатировать: эта победа не дала нам НИ-ЧЕ-ГО. Говоря словами одного из стихотворений Юрия Нестеренко, мы получили:

Для раба хорошего - свежую солому,
Для его хозяина - пышный каравай.
А за свой родной барак пасть порвем любому,
Так, блин, и запомните! Вольно! Наливай![3]

Даже такой архиреакционер, как Солженицын признал в своем знаменитом «Архипелаге», что «Мы настолько привыкли гордиться нашей победой над Наполеоном, что упускаем: именно благодаря ей освобождение крестьян не произошло на полстолетия раньше; именно благодаря ей укрепившийся трон разбил декабристов»[4]. Конечно же, кому-то может показаться, что все выше сказанное - по сути тоже самое, что и ревизия истории Второй Мировой Войны, заключающаяся в «опровергательстве» «главного совкового мифа о Великой Победе», оправдании нацистских коллаборационистов, апологетике Власова и Гитлера (которой сейчас занимается не только махровая фашня и черносотенцы, но и «просвещенные» либералы типа Г. Попова[5] и Б. Стомахина[6], и даже отдельные «левые» типа экс-прорывовца Сержа Зубатова[7] и  всевозможных госкаповцев, любящих пофантазировать о гипотетическом «коммунистическом крыле РОА»[8]).

Однако, нельзя забывать о том, что между Наполеоном и Гитлером есть большая разница. Гитлер нес русскому, и всему советскому народу порабощение и геноцид. План Ост - вот что ждало население Советского Союза в случае победы гитлеровцев. Нацисты предпочитают отмахиваться от этого плана как «жидобольшевицкой подделки»[9], пытаясь представить Гитлера «освободителем русского народа». Забывают нацисты одну простую вещь - гитлеровцами было уничтожено 13 млн. человек мирного населения СССР, миллионы советских людей были угнаны в рабство в Германию. Это само по себе ставит крест на концепции «Гитлера-освободителя». План Ост не только существовал, но и проводился в действие фашистскими захватчиками. Один из нацистских лидеров А. Розенберг еще в 1940 г. писал, что «Сегодня мы ищем не «крестового похода» против большевизма только для того, чтобы освободить «бедных русских» на все времена от этого большевизма, - но для того, чтобы проводить германскую мировую политику»[10]. Геноцид советского народа гитлеровцами  – это исторический факт, который не смогут опровергнуть никакие нацистские псевдоисторики типа Иоахима Гофмана и Вольфганга Акунова, но нигде вы не найдете сведений о геноциде российского народа наполеоновцами!

Если Гитлер был представителем крайней буржуазной реакции эпохи империализма, то Наполеон представлял революционный для того времени класс буржуазии. Будучи последователем прогрессивных для того времени идей и наследником Великой Французской Революции, Наполеон нес на феодально-монархический восток Европы дух свободы и просвещения. Наполеон нес германскому (в то время находившемуся в состоянии феодальной раздробленности) и российскому народу освобождение от ига помещиков, попов и государей, от крепостного права, клерикализма и монархии (между прочем, несмотря на то, что Наполеон обладал титулом "императора", Франция по конституции 1804 года была не монархией, а республикой[11]). Как писал Ф. Энгельс: «Французские революционные армии вступили в самое сердце Германии, перенесли границу Франции на Рейн и проповедовали повсюду свободу и равенство. Они прогнали свору дворян, епископов и аббатов и всех тех мелких князей, которые в течение столь долгого времени играли в истории роль манекенов ... Наполеон не был для Германии неограниченным деспотом, как утверждают его враги. Наполеон был в Германии представителем революции, он распространял её принципы, разрушал старое феодальное общество»[12] . Еще до войны, в переписке с русским императором Александром I, Наполеон решительно выступал за отмену крепостного права в России. Отмену крепостного права, сословного неравенства, освобождение от пут феодализма готовил России Наполеон. Однако, этим планам было не суждено сбыться. Почему?

Традиционно, причиной подвига русского народа в войне 1812 года считают пробуждение глубокого патриотического самосознания русского народа. Но так ли это на самом деле? В докапиталистическую эпоху национальное сознание всегда находится в зачаточном состоянии. Русский консерватор К. Леонтьев писал в своей работе «Византизм и славянство», что спас святую, кондовую-толстозадую Русь вовсе не патриотизм, а верноподданство: «Церковное же чувство и покорность властям (византийская выправка) спасли нас и в 12-м году. Известно, что многие крестьяне наши (конечно, не все, а застигнутые врасплох нашествием) обрели в себе мало чисто национального чувства в первую минуту. Они грабили помещичьи усадьбы, бунтовали против дворян, брали от французов деньги. Духовенство, дворянство и купечество вели себя иначе. Но как только увидали люди, что французы обдирают иконы и ставят в наших храмах лошадей, так народ ожесточился, и все приняло иной оборот»[13].

В обществе, основанном на идеологическом принципе: «За Веру, Царя и Отечество», когда отечество стоит на последнем месте после веры и монархии, не могло быть иначе. Если бы русские люди в то время были истинными гражданами и патриотами своей страны, а не верноподданными холопами «плешивого щеголя» Александра I, они обязательно поддержали бы Наполеона. Однако, русский народ, одержимый феодальными и религиозными предрассудками, так и не понял, что его подлинный враг - не Наполеон, а русский православный царь – «помазанник божий» вместе с его сатрапами, в числе которых и такие «герои», как князья Кутузов и Багратион.

К 1814 году Наполеон был полностью разбит, и шанс к освобождению русского народа был упущен. Но не только русский народ пострадал от «доблестной» победы в Отечественной Войне. Вся Европа была ввергнута в болото феодально-монархической реакции, во Франции была реставрирована монархия Бурбонов, а «жандармом Европы» стала царская Россия, начав подавлять прогрессивные выступления народов Европы. Можно ли рассматривать победу России и ее союзников над Наполеоном как предмет национальной гордости, или нет, решать вам, но нельзя не привести горькие слова  Энгельса: «Славная освободительная война» 1813—1814 и 1815 гг., «самый славный период в истории Германии» и т. п., как ее называют, была проявлением безумия, за которое ещё долго будет краснеть каждый честный и разумный немец»[14].

[1] http://magister.msk.ru/library/dostoevs/karama05.htm

[2] Там же

[3] http://yun.complife.ru/verses/parade.txt

[4] http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/gulag.txt

[5] http://novayagazeta.ru/data/2007/69/38.html

[6] http://rko.marsho.net/articl/stalingrad.htm

[7] http://zubatov.com/otkrytoe-pismo-g-nu-fedoseevu/

[8] «Дальнейшего изучения требует подлинная история партизанского движения, соотношение в ней низовой самоорганизации и ломавшего ее НКВДшного контроля, судьба Мелентия Зыкова и “коммунистического крыла” РОА» – М. Инсаров, А. Здоров, К истории марксизма в России http://revsoc.org/archives/2505

[9] http://yun.complife.ru/miscell/planost.htm

[10] http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/19410620.html

[11]
[12] К. Маркс, Ф. Энгельс, ПСС, т.2, с. 563

[13] http://knleontiev.narod.ru/texts/vizantizm.htm

[14] К. Маркс, Ф. Энгельс, ПСС, т.2, с. 563