Истории бабушки Лиды

Лидия Петренко
               
               
                Глава 5
                ИСТОРИИ БАБУШКИ ЛИДЫ
               
     Чуть подрос мой маленький внучонок Андрюшка и стал «почемучкой», как все дети. Вопрос за вопросом задавала его маленькая головка. А однажды попросил – «Расскажи мне, бабушка, о том, как ты маленькой была!» Стала я перебирать в памяти своей, что  помню. Да рассказывать своему Андрюшке. Заодно и вы послушайте.
               
                ***
     Родилась я у ласкового южного моря. Лето там длинное, жаркое. Больше полугода тянется. А ещё прямо на улице растут  фруктовые деревья: алыча, вишни, жердели, шелковица. Созревают и падают прямо нам под ноги. А мы даже на них не смотрим. Только куры, утки, да гуси подбирают перезревшую вкуснятину. Здесь, в далеком северном городе не увидишь такого.
               
                ***
      Хата наша, дом  то есть, была маленькая. Состояла из  коридора, комнатки и кладовки. Крыша черепичная была, полы глиняные, стены из самана сделаны. Это такой самодельный  кирпич. Глину с рубленой соломой месят, заливают в квадратные  формочки, высушивают на жарком солнце, вот тебе и саман! Строй себе хату на здоровье! Сверху саман белят известью и внутри стены тоже белят два раза в год - к майским и ноябрьским  праздникам.
               
                ***
     В комнате у нас две железных односпальных  кровати стояло. На  одной  мы  с  мамой  спали.  И  я  маму  по  ночам  все   время  колотила. Нечаянно, конечно. Тесно ведь было. Только в девятом классе у меня отдельное спальное место появилось. На второй кровати бабушка спала. И еще у нас был самодельный стол,  табуретки и комод. Одежда висела на стене, на гвоздях, прикрытая ситцевой занавеской. И больше ничего не было. Нет, еще лампа керосиновая стояла и примус, на котором мы готовили себе еду. И я обожала в лавку керосиновую ходить. Там так вкусно пахло керосином!
                ***
     Игрушек у меня не было. Я их сама мастерила из разных щепочек, цветочков. Правда, как-то  сшила бабушка мне куклу из   кусочков материи. У неё даже лицо было, нарисованное химическим карандашом и платье красивое – ситцевое, всё в  цветочках. Не расставалась я с этой куклой, разговаривала с ней,  как с живой. И вот однажды мне пришло в голову проверить, а бывает ли ей больно? Достала с печки спички, чиркнула  между  кроватями и к кукле поднесла проверить, заплачет или нет? Хорошо, что бабушка в комнату вошла, а то был бы пожар.

                ***   
     Летом есть такой церковный праздник, Троица называется  В тот день в нашей комнате пахло душистой травой. Полы устилали ромашкой, чабрецом. И всегда на Троицу белая акация цвела. Душистая и вкусная. Мы, дети, её  ели,  потому  что  нектара в  ней  много. И  ветки  белой акации  развешивали на Троицу по стенам. А здесь, на севере, ветки березы ставят в домах в день Троицы.
               
                ***
     В правом углу у нас висела иконка – святой Николай-угодник. А рядом с  ней лампадка по праздникам зажигалась.  Часто моя бабушка  рассказывала такую историю. Детей у нее    много было. Аж семнадцать душ! Приближался день Пасхи.   Напекла бабушка куличей, накрасила яиц. Но есть всё это можно было только после освящения в церкви. Собрала она узелок,  чтобы в церковь пойти, и говорит своим детям - «Все, что лежит,  не трогайте. Я  вернусь, окроплю святой водой и угощу вас. Если  кто отщипнет  без  меня, Боженька увидит и мне скажет. Накажу!» -               
     Накрыла всё полотенцем и ушла в церковь. А куличи так пахнут! Вот старший брат, Тронька, и говорит: - «Давайте Боженьке глаза завяжем полотенцем и попробуем. Он не увидит  и  ничего маме не скажет» - Так и сделали. Закрыли глаза Боженьке на иконе полотенцем, и давай пощипывать куличи.
     Затем заигрались и не  заметили, как мама пришла. Та сразу  поняла, в чем дело. Ведь полотенце дети забыли снять, да и  куличей поубавилось. Стала их бранить, и говорит  - «Боженька  всё равно мне обо всём рассказал. Он и сквозь полотенце видит»  Больше дети ничего без спросу не брали, боялись, что Боженька  всё маме расскажет.   
                ***
    Просыпалась я по утрам от песен ласточек, что свили гнездо у нас в сарае.Соскочив со своей кровати, босиком бежала на  луг. Там цвели полевые маки. Утром они расцветали, а к полудню уже  осыпались. Я любовалась ими. Вот алый, вот розовый с синей  серединкой, вот белый, вот малиновый с черной серединкой. Как  красиво на лугу утром! Росинки, как алмазы, сверкают. Я осторожно наклоняюсь и слизываю капельки с травинок. Вот и напилась пташка божия, вот и умылась.
     Вдруг слышу – «У-ту-тут! У-ту-тут!» - Это удод, что у нас  под крышей  живёт, меня приветствует. – Доброе утро, девочка!» – говорит  мне на своём птичьем языке. И я начинаю наблюдать за ним. Красивая птичка! Вся в полоску,  да ещё и с хохолком на  макушке. А полоски  то белая, то  темно-желтая чередуются. Найдет в саду букашку, да в клюв её. И тащит в гнездо своим птенцам, кормит их. Целый день снует туда-сюда.
     А вот высоко-высоко в небе маленькая точка мелькает. Это – жаворонок. И заливается он длинной-предлинной трелью, песенки для меня поёт.
               
                ***
    И ещё мне нравилось по пыльной дороге ходить босиком. Пыль  теплая и нежная, как мамина пудра «Лебяжий пух», только серая. И вдруг прямо передо мной свалился орущий комок. Это воробьи подрались из-за чего-то. Так верещат, что мой Шарик  подпрыгнул. Шарик – это наша собака-дворняжка. Стерегла,   стерегла она наш двор, да и уснула. Вот воробьи её и напугали. А   вообще Шарик  очень  умный.  Надоест ему на  привязи  у конуры  сидеть, начинает вертеть головой так, что из ошейника вылезает. И бежит гулять. Набродится, да домой, чтоб не ругали. Бабушка только головой покачает, да потуже ошейник затянет. Бесполезно. Всё равно Шарик гулять пойдет, если захочет.
               
                ***
     А вот у хаты на подсолнухе воробышек молоденький  желторотый  уснул. Сидит, носом клюёт. Я тихо-тихо, как кошка  подкралась, и цап-царап его! Стучит сердечко птички в моих ладошках. Глазёнки испуганные, словно умоляет меня – «Отпусти, девочка, меня на свободу! Пожалуйста!» – Жалко мне стало воробьишку, распахнула я свои ладони. Упорхнул, пискнув,  малый. Наверное, на всю жизнь получил урок, что это страшно,  коль ты на подсолнухе уснул.      
                ***
     Ещё у нас была кошка Мурка. Любила она охотиться. То  мышку в  зубах принесет, то птичку. Словно похвастать хотела, какая она ловкая. Наиграется и съест, что поймала. А однажды так напугала Мурка мою бабушку Фросю, до полусмерти! Принесла в комнату в зубах небольшую змею и отпустила, чтобы поиграть с нею. Увидела это бабушка, закричала. Змейка только уползти пытается, Мурка лапкой останавливает её и опять отпускает.
       Наигралась Мурка со змеёю, как с игрушкой и проглотила её. А потом долго-долго умывалась.               
         
                ***
     Когда я была маленькой, то считала, что дожди льют только в деревнях - на поля, сады и огороды. И что в городе дождей не бывает, там ведь поливают улицы машины. И когда однажды мама  взяла меня в город Керчь, я очень удивилась, что там дождь прошел и даже намочил меня.               
                ***
      Жили у нас в сарае несколько кур и петух. Куры несли нам   яйца в гнезде, сделанном из старой корзины, устланной соломой. Но одна курица - Пеструшка была очень странная, все время неслась не там, где надо. То её яйцо бабушка находила в стогу сена, то в кустах акации. А как-то и сама Пеструшка исчезла. Сначала мы её искали, излазили все кусты, нет. Затем смирились, решили, что собаки её разорвали и перестали искать. Прошло чуть больше месяца и, о, чудо! Возвратилась наша Пеструшка, да ещё и несколько желтых цыпляток с собой привела. Оказывается, эта хитрюля не зря пропадала! Чтоб бабушка её яйца из гнезда  не забирала, так пряталась, что мы и найти её не смогли. Затем три недели отсидела на яйцах и вывела себе детишек. Конечно, измучилась вся, похудела, зато стала  мамой. С тех пор любимицей нашей Пеструшечка стала.
 
                ***
     Когда я совсем маленькой была, то на море купаться меня   мама водила. Очень я любила плескаться в водичке, а плавать еще  не умела. Как научиться держаться на воде? Кругов всяких для  плавания тогда ещё не было, мама брала наволочку от подушки, мочила её в воде,  выжимала и била об воду. Наволочка вздувалась большим пузырём, снизу её руками зажимаем и плывем. Ура! Жаль только, что недолго этот пузырь меня держал на воде. Воздух потихоньку выходил, пузырь становился всё меньше, приходилось его передувать.
               
                ***
     Когда  я   подросла,  мама  стала   отпускать  меня  на  море   со старшими ребятами. Мы очень любили играть на берегу, строили песочные замки, рыли бассейны. Затем собирали водоросли, выброшенные волной на берег. Эти водоросли камка называются.  Мы сворачивали камку в длинные жгуты и ловили  рыбок-бычков, затем в свои бассейны запускали этих бычков. Ещё мы ловили рыбешку – иглу. Длинная такая рыбешка и глупая, руками поймать можно, если незаметно подойдешь. Однажды поймалась большая игла. Мы её в бутылку с морской водой запустили и побежали купаться. Было жарко, плескались мы долго и об игле позабыли. И когда уже посинели мы от купания, покрыли пупырышками, кинулись на берег, погреться на теплом песке.
     Лежим, и вдруг кто-то из  нас как закричит – «Смотрите, вот это дела!..» - в бутылке с иглой куча мальков плавает. Перегрелась на солнышке наша игла и родила иглят прямо в бутылке. Последили, последили мы за иглятами с мамой и решили  в море отпустить. И больше в бассейн свой ловить игл не стали, пусть на свободе рыбешки живут.

                ***
     Когда я пошла в первый класс, у нас был петух-драчун. Мне приходилось каждый день умолять бабушку, чтобы со двора меня провожала. Потому что петух, как завидит меня, крылья распускал и мчался мне навстречу. Видно чувствовал, что я его боюсь. А для меня и, правда, никого страшней на белом свете не было. Он ведь прыгал мне на спину и начинал больно клеваться. И только, когда этот драчун пробил голову моему младшему двоюродному братишке Коле, наступил для Петьки час казни. Отрубили буяну голову, из перышек подушечку-думочку сделали, сварили вкусного борща с петушатиной и завели другого петушка. Тот никого не обижал.
                ***
     Маленькой девочкой я очень боялась темноты и мышей.  Если оставалась одна в комнате, то сидела на кровати с поджатыми ногами. Боялась, что «кто-то» из-под кровати ухватит меня и утащит к себе. Однажды сижу, играю, и вдруг из-за печки мышка выползла.               
     Захотелось ей крошек под столом поискать, проголодалась. Я на табуретку с ногами взобралась. Сижу и дрожу. Думаю – «А вдруг она по ножке табуретки поползет, доберётся до меня и съест!» –  Расплакалась и полезла повыше, на стол. А там посередине горка пшеницы лежала. Я её отодвигать стала, чтобы на серединку стола усесться, подальше от мышки. Пшеницу рассыпала на пол. Мышка наелась и убежала к себе в норку. А я всё сижу плачу. Опять ведь выползти может. Тогда уж точно съест меня! Хорошо, бабушка вернулась. Посмеялась надо мной: «Такая большая девочка, а маленькой мышки испугалась!»
               
                ***
    Была у меня в детстве любимая подружка – Лидка Лебеденко. Однажды мы с нею гуляли по пустырю и среди кустов акаций увидали  гнездо змей. Длиной до полуметра, свернутые клубком копошились они в своём гнезде. Оцепенев, мы с Лидкой наблюдали за ними, затем, не сговариваясь, убежали, сверкая пятками. Рассказали бабушке о встрече со змеями. Та велела взять тяпку и разорить змеиное гнездо, чтоб никого не покусали. Мы взяли тяпки, гадюк всех перебили и разложили вдоль своего огорода по тропке.
     По той тропке всегда ходили старушки  в центр, на базар. И   кто  змею  заметит - «Ой, батюшки!» – вопили,  а мы с подружкой  Лидкой в сторонке хохотали. Бабуси  ведь не знали, что змеи  неживые. И еще мы с Лидкой любили собирать змеиные рубашки.
     Летом  змеи линяют, зацепятся за какую-нибудь сухую веточку и раздеваются. А под старой одеждой уже новая наросла. Вот этими прозрачными кружевными рубашками украшали мы свои песочные домики, «хатками» их называли на местном диалекте.  Занавески из  змеиных кружев делали, скатерти...               
                ***
     На сопках за нашей станицей есть грязевой вулкан. Редко  очень  оживает он – раз за десятки лет, но грязь в одном месте бьет ключом постоянно. Однажды там утонул теленок, отбившись от стада. Пастух не уследил. В другой раз овца утонула, и ягненок без мамы домой прибежал. Нам родители строго-настрого наказывали туда не ходить. А то, мол, свалится кто, греха не оберешься. И тело твоё аж в Черном море найдут! Грязь у вулкана лечебная, в санаториях такие грязи за деньги покупают, чтобы людей лечить. А неподалеку роскошное пресное озеро стоит, заросшее камышами. Вот бы где лечебницу построить! Но пока не находят на это благо денег. И грязь бесцельно течет и сохнет по оврагам.   
               
                ***               
     Мне очень нравились лошади. У них всегда умные и добрые  глаза. Муж моей тети Маруси на конюшне работал конюхом. Звали его дядя Ваня. Так мы с его сыном Петькой часто на конюшне бывали. Там всегда пахло сеном и конским навозом. Лошади фыркали и ждали от нас угощения. Я обязательно прихватывала из  дому ломоть хлеба и маленькими кусочками давала каждой лошади. Поднесу ладошку с хлебом к морде лошади. И та аккуратно брала губами этот хлеб и проглатывала. А губы у нее теплые и мягкие, мягкие!
               
                ***
     Однажды я очень обиделась на бабушку с мамой. Есть меня заставляли, а я не хотела. Мама даже ударила меня по рукам  алюминиевой кружкой, за то, что я яйцо съесть не хотела. Было не так больно, как обидно. Не хочу же ведь! И вот я решила умереть, чтобы наказать маму с бабушкой. И представлять стала, как это будет. Я буду лежать в маленьком гробике вся в цветах. А бабушка с мамой будут бегать вокруг меня, руки от горя заламывать и плакать–причитать – «Что же мы наделали! Это из-за нас Лидочка  умерла!»  – Я  тихонечко  буду  сквозь щёлочки глаз наблюдать за ними. Пусть, пусть поплачут! А когда мне надоест  лежать, встану  и прощу их. Думаю, что не будут после этого, заставлять меня есть.
               
                ***
    Часто во снах мне снилось, что я летаю. Над домами, над   садами, над морем. Парю, как чайка. Всё сверху видно хорошо. Налетаюсь, налетаюсь и домой к маме вернусь. И еще я во снах  могла бегать по поверхности воды, как водомерка. Надо только   быстро-быстро перебирать ногами, тогда не провалишься в воду. На тот берег даже перебегала, до самой Керчи. Погуляю по городу, взберусь на гору Митридат и бегом домой на свой берег, чтобы бабушка не хватилась меня. А то ругаться будет. Маме свои сны рассказывала, а та говорит мне – «Это ты растешь, дочка!» – Вот и вымахала я, как каланча. В первом классе выше всех была. Выше мальчишек, выше девчонок. И даже почти выше учительницы. Просто она очень маленького роста была.
      
                ***
     Мы всегда держали коз. Меня ведь растить надо. Ломоть   хлеба,  да  кружка  молока – вот и вся еда. А  летом зелень всякая, фрукты. Жить можно! Да еще бычков ловили и сушили. Вкусная   рыбешка! Бабушка с ними борщи постные варила – объедение! Мяса ведь не было. По великим праздникам курочку или петушка отведаем, и то, слава Богу. Еще мидий на камнях  собирали.   Это  такие  морские  живности в раковинах. Опустишь их в горячую воду, раскроются мидии, а внутри комочек розового мяска.
     Бабушка вымоет от песочка морского, да водорослей, начинит  раковины рисом, да на печку. Плов получался такой, что за уши не оттянешь!
     Но я ведь о козах рассказать хотела. Так вот, Сивка и Марта у нас были. По утрам их в стадо выгоняли. И пастух их по степи  водил, чтобы травку себе пощипывали, да молочка нам побольше давали. По вечерам пастух пригонял стадо в станицу на пустырь, и мы забирали своих кормилиц. Бабушка их доила. Когда я подросла, бабушка стала учить меня доить козочек. Брала я кастрюльку, табуреточку маленькую, ставила возле коз. Сначала вымечко мыла водой, вытирала вымечко куском чистой марли, затем доить начинала. Струйки молока громко по дну кастрюльки стучат. Интересно! Но одна беда – Сивка  дается, а Марта никак не хотела молоко мне отдавать. Только бабушке доверяла. А ко мне рогами повернется, и смотрит, что я делать буду. А то еще и кастрюльку из рук выбьет. Беда, да и только! Без бабушкиной помощи не обойтись.
     И как здорово было, когда у наших козочек козлятки появлялись! Мы их первое время в комнате у печки держали, чтобы не замерзли, не простыли. А то в сарае холодно. Там только куры с петухом, да взрослые козы жили. Подрастают козлятки  и  так   интересно   наблюдать   за   ними!  Всегда они весёлые, скачут, бодают друг друга ещё безрогими лбами! А молочко они пили из бутылочки. Бабушка соску надевала и поила их. Попозже учили их пить из миски. А потом и травку начинали щипать наши козлятки. Взрослеют. Позже рожки  на лбу пробиваться стали.
               
                ***
     Помню, как выдавали замуж мою младшую тетю Клаву.  Свадьба - это ведь всегда интересно. Все родственники вместе собираются, песни поют, пляшут. Столы ломятся от всяких вкусных блюд. И самое вкусное нам, ребятне, достается. И главные на свадьбе – это жених и невеста. Они такие красивые и счастливые. Тетя Клава в белом платье, дядя Вася самый красивый парень на Тамани! Как я им завидовала. Все на них смотрят, любуются, «Горько!» им кричат, а они целуются! И, придя домой после свадьбы, прошу у бабушки тюлевую занавеску.  Связываю её бантом с одного конца, цепляю бумажный цветок и надеваю на голову. Это моя  фата. Я тоже – невеста. Счастье-то, какое!

                ***
      В Керчи жил мой самый любимый дядя. Его имя – Трофим, а  я дядей Троней звала. Приедет он бабушку проведать и обязательно что-нибудь вкусненькое привезёт. Зефир, пастилу, баранки. У меня сердечко от радости замирало. Я ведь таких сладостей дома никогда не видела. Мама в день получки только   подушечки, да горошек покупала мне. А дядя Троня баловал меня.   
      Наверное, поэтому я и любила его больше всех. Он   был   большой   шутник.   Все  вокруг собирались, когда он что-нибудь рассказывал. И руки у него золотые были. Сам дом построил своим двум дочерям. Плотником отличным был. Однажды смастерил красивую этажерку и небольшой платяной шкаф и подарил маме. Они всю жизнь прослужили нам.
                ***               
     Иногда мы держали у себя кабанчика. Выкармливали лето-осень, а к Новому году резали. Бабушка колбасы делала, солила сало и окорока. И всех кабанчиков у нас почему-то Васьками  звали. Все родственники собирались к нам, чтобы помочь с Васькой справиться.
     Тушу Васькину обкладывали соломой, осмаливали щетину. Потом накрывали какой-нибудь мешковиной и заставляли всех   собравшихся детей посидеть на Ваське, попрыгать. Взрослые   говорили, что от этого сало будет нежней. Мы прыгаем, а сами   Васькин смоленый бок щиплем. Вкусно!.. Потом бабушка угощение готовила для всех из свежатинки. А оставшееся мясо делили всем поровну между всеми пришедшими родственниками, чтоб не обидно не было.
                ***
     За всё время, что я на юге прожила, снежные, холодные зимы  у нас редко бывали. Но одну я хорошо запомнила. Я тогда в первый класс ходила. За одну ночь столько снегу намело, что нашу хату с головой укрыло. Мама утром на работу выйти не смогла. Дверь снегом занесло, не открыть. И сидели мы так замурованные, пока соседи с лопатами не пришли и нас откопали. Люди себе ходы прорывали, чтобы на работу идти. Дети, конечно, в школу не ходили. Когда спали морозы, по радио объявили, что уже можно идти учиться. В школе у нас печка была. Её углем топили.               
     Наша школьная уборщица тетя Нюра рано приходила  топить, чтобы детям тепло было учиться. Я, пока дошла до школы,  руки отморозила, и сразу к печке сунулась, отогреться. О, как заломило мои бедные рученьки! Я криком кричала. А тетя Нюра  налила в ведро холодной воды и туда мои руки опустила. И сразу стало легче.
     Оказывается холодом отмороженные места согревать нужно.  И гусиным жиром смазывать. А я, глупая, к печке сунулась.

                ***
      В третьем классе у нас появилась Зоя Шелкова. Новенькая.  Девочка, как девочка. Но одно отличие от всех нас у неё было.  Она умела играть на скрипке. Для нас, никогда не видавших  скрипки со смычком «живьём», это было чудо. Сначала мы об   этом не знали. И только, когда наш класс приготовил к одному из праздников концерт, и собрались все родители, наша учительница  объявила, что Зоя  исполнит музыкальный номер на своей скрипке. Что это были за звуки! Все родители утирали слёзы  восторга, а мы, девчонки, просто плакали вслух от избытка чувств. Особенно, когда скрипачка играла «Реве, та стогне Днипр  широкий» Тараса Шевченко.
     С тех пор игра на скрипке всегда вызывает у меня  волнительное чувство, а перед глазами встаёт  моя бывшая одноклассница – скрипачка Зоя Шелкова.
                ***   
     И что это я всё о себе, да о себе. Могу и про самого Андрюшу кое-что рассказать, и о его маме Оксане с младшей  сестрой Наташей Андрюшиной тёте. Сначала, конечно, об Андрюше. Он  у меня смышленый, умненький мальчонка. Это потому что мама и папа его студентами были, когда он появился.
     Когда внука отдали в детский сад, авторитетом он считался  среди детей. Много всего знал. На любой вопрос мог ответить.  Книжек много ему читали. И даже была детская книжка у него с названием  «Откуда дети берутся». А воспитатели звали мальчика уважительно – Сергеичем.         
                ***
     Как-то на даче познакомился Андрей с нашим стареньким соседом Иваном Петровичем. Так уж совпало, что ни у нас в семье,  ни  в  семье  зятя  никто  не  курит. И  Андрюшка знал, что курить – это вредно. Никотин даже лошадь убивает. Вдруг видит мой внук, что Иван Петрович сигарету курит. Для него это потрясение было.
    Подошел и говорит дедушке, нахмурившись – «Что же ты, Петрович, куришь? Загубишь свое здоровье и рано умрешь. Бери пример с моей семьи. У нас ведь никто не  курит - ни мама, ни папа, даже я не курю!»
               
                ***
    Собирает дедушка Андрея в детский садик. Тот ещё совсем  сонный. Дедушка надевает на лежащего внука штанишки и просит:  «Ну, подавай свою ножку!» А Андрей в ответ: «Что я тебе, слуга, чтоб ножку подавать?»
                ***
    Ещё одну историю припомнила. Про Новый год. Андрею нашему  чуть побольше трех лет было. Соседка по подъезду, чтобы своего внука  удивить, где-то добыла костюм Деда Мороза.  И попросила моего мужа нарядиться, придти к ним, поздравить  мальчика и подарок ему вручить. Договорились, что потом я этот   костюм  себе напрокат возьму, чтоб Андрюшку порадовать. А чтоб не испугался, решила подготовить его к встрече с Дедом Морозом.
    Наговорила, что наступит волшебная ночь, когда всякие чудеса случаются. И если он захочет, я смогу в Деда Мороза превратиться, потом, снова в бабушку. Как ждал Андрей этой ночи! Я приготовила всем подарки. Сложила их в мешок. Костюм в спальне  разложила, посох поставила. Все мы – я, муж, две дочки, зять, сын, внук уселись за стол. На почётное место крысу усадили, год Крысы ведь наступал.
    Под бой курантов стали поздравлять друг друга. А я незаметно ускользнула в спальню - место своего превращения. Быстренько надела костюм Деда Мороза и громко стучу в дверь. Затихли все. И вот вваливается в комнату  настоящий Дед Мороз с  мешком за спиной. Охнули все, не ожидали. А я покряхтываю, да помощи прошу. Устал, мол. Взрослые все растерялись, а Андрюшка подбегает, пыхтит, помогает на табуретку мешок поставить. Потом стих стал мне читать, который я ему для   выступления в детском саду сочинила:
                Добрый Дедушка Мороз!               
                По тебе я так скучал!
                Я замучил папу, маму –
                О тебе всё узнавал.               
                Кажется, я догадался,
                Почему ты вдруг пропал –
                Ты в мешки свои большие
                Нам подарки собирал!
     Похвалила я мальчонку голосом Деда Мороза и подарок ему  первому вручила. Потом остальным раздала. Пока все разбирались со своими подарками, я успела переодеться и со своим подарком за стол села. Весело мы провели эту ночь. Под утро только уснули. А на  другой день внучек мне такое выдает – «Что же ты, бабушка не превратилась в Деда Мороза в  Новый год?» – Не узнал, выходит, он бабушку свою в «деде». Я ему и отвечаю – «Зачем было превращаться? Ты, Андрюша, что, забыл? Этой ночью настоящий Дед Мороз к нам приходил!»
               
                ***               
    А это история об Андрюшиной маме. Маленькой она очень  любила майонез.  Просто так могла ложками есть его. Я стала  его  прятать. А дочка просит – «Мама, я твоего неза поесть хочу!» - она думала, что майонез зовется – «мой нез».
                ***
    История о Наташе – Оксаниной младшей сестричке. Мы в то время в Эстонии жили, в военном городке под Таллинном. Повезла я как-то девочек в Зоологический музей   в  Таллин.   Ходим по  залам,  любуемся   чучелами животных, выставленных там. Белки, зайцы, волки, ежи и много, знакомых по книжкам животных, увидели. А вот на стене голова лося с роскошными ветвистыми рогами. Посмотрела на неё Наташа, да и говорит – «Пойдем, мама, в другой зал, туловище смотреть».
               
                ***
    Однажды к нам в гости приехал дедушка Ефим и привез  коробку с подарком своим внучкам. Любопытная Наташа ходила, ходила  вокруг коробки, да спрашивает дедушку -  «Что это?»-   Дедушка отвечает - «Угадай!» – Посмотрела Наташа на дедушку, да и говорит – «Дедушка, я Угадая посмотреть хочу!»
               
                ***
    А бывало, расшалится Наташа, никак её не угомонишь.  Говорим ей –  «Как тебе не стыдно!» А она нам в ответ – «А у меня нету Стыдна!»

                ***
    Играет Наташа во дворе после дождя. Сыро, холодно. А она  сидит на корточках, в песке копается. Я говорю ей: «На землю не   садись!» А она мне в ответ: «А я и не сижу, у меня попа висит!»
               
                ***
    Маленькой девочкой Наташа страдала от диатеза. На диете всё сидела. А тут томатным соусом увлеклась. Я ей говорю: «Нельзя много томата есть, он острый!» И услышала от дочки ответ: «Ничего не острый, мама! Видишь, я съела и не порезалась!»

                ***
    Когда девочки уже в школе учились, наступили зимние каникулы. Я продолжала работать, а девочки дома с бабушкой сидели. И который день подряд жалуется бабушка - "Девчонки яйца бьют и на блюдце оставляют, не едят!.." Они как раз гуляли. Вхожу к ним в комнату. Что такое, свет из-под занавески под столом виден? Поднимаю занавеску и...остолбенела!
На полу горит настольная лампа. А в корзинке, свернувшись кольцами, питон лежит и смотрит на меня не мигая! Даже жутко стало от такой неожиданной встречи. Вбегает младшая дочка Наташа, я и спрашиваю: "Что это такое?" - Она побледнела - "Всё, Оксана меня убьёт, ведь ты всё знаешь!"
    Оказывается, у них в школе был живой уголок. Там жили всякие хомячки, рыбки, птички и этот вот питон. На время каникул учительница решила детям раздать зверушек, чтобы в школу не ходить. Их же кормить надо, ухаживать за ними. Вот Оксана и взяла питона к себе на каникулы. Но, зная, что я буду против, пригрозила сестре, чтобы та молчала. Да вот яйца выдали - ими девчонки питомца своего кормили. Отцу рассказала, тот сразу собрался его в лесопарк отнести и там оставить. Еле отговорили. Пришлось всем смириться и несколько дней прожить с таким соседом. Позже я узнала, что это даже не питон был, а какая-то безногая ящерица. Чего со страху не придумаешь!

                10.11.09.