Дом тысяч глаз

Елена Друбецкая
Пожалуй, музей кукол по праву может называться одним из самых необычных музеев Москвы. Наверное, сказывается сама атмосфера, дух этого места. Заходя в небольшой зал, сразу чувствуешь на себе внимание множества глаз, будто изучающих нового посетителя. Из  стеклянных витрин с грустью, хитринкой, радостью смотрят на людей куклы. В этом светлом, наполненном шелками и кружевами платьев маленьких человечков помещении, чувствуешь себя по началу жутковато. Куклы настолько естественны в своих позах, выражениях лиц, что кажется: вот-вот они встанут и заговорят. Просто удивительно, как одна женщина, страстно увлекающаяся собиранием редких кукол, смогла создать такую впечатляющую коллекцию.
А начиналось все так. Будущая обладательница тысяч кукол, а тогда еще маленькая девочка Юлия Вишневская неожиданно обнаружила в бабушкином сундуке старинную куклу. Постепенно любовь к куклам из невинного детского увлечения переросла в настоящий профессиональный поиск этих игрушек. Итог пятнадцатилетнего коллекционирования – создание в 1996 году дома-музея кукол. В экспозиции представлено около 300 фарфоровых, восковых и деревянных кукол. Они были созданы мастерами Франции, Германии, Англии и Японии в 18,19 и начале 20 века. Самая старинная кукла – фигурка младенца, использующаяся в рождественских мистериях в далеком 17 веке. Основу же музейной коллекции составляют прекрасные фарфоровые куклы. Никакая пластмассовая Барби с глуповато-восторженным выражением лица не может соперничать с этими красавицами! Они делались вручную из дорогих материалов. Лица этих куколок имеют совершенно естественный оттенок, глаза из горного хрусталя ясно и проницательно смотрят на мир, крошечные жемчужные зубки слегка выступают из приоткрытых губ, прекрасные натуральные волосы локонами ложатся на плечи. Костюмы куклам шили самые прославленные кутюрье, с любовью вышивая каждую оборочку на платье, каждый узор на башмачках. Интересно, что маленьким барышням даже прокалывали уши, чтобы одевать драгоценные сережки. Такие куклы не были игрушками, поскольку были слишком хрупки и дороги. Обыкновенно они становились реликвиями семьи, им покупалась модная одежда в специальных бутиках для кукол, аксессуары в которых отличались от настоящих дамских только размерами.
Некоторые куклы особо почтенного возраста были просто восстановлены по частям, поэтому, несмотря на былую красоту лица, выглядят они жутковато: ввалившиеся глаза и потрескавшаяся кожа, полуистлевшая одежда пугают посетителей музея. Но таких экспонатов немного. Есть среди куколок и русские красавицы, личики которых отличаются особой душевностью. К сожалению, они представлены лишь несколькими уникальными экземплярами: дело в том, что бедные куклы подверглись  практически полному уничтожению после революции 1917 года, так как считались проявлением ненавистной властям буржуазии в советской России.
Есть в музее  и прославленная в фильме «Три толстяка» кукла Суок, есть японские куклы для игр наследника японского императора, есть мишка, побывавший в космосе и мишка, прошедший со своей маленькой хозяйкой все годы Великой Отечественной Войны и страшное время репрессий, есть славянская птица вещунья с девичьим лицом Алканост…
Музей закрывается, пора уходить. И вослед последнему посетителю устремляются живые взоры маленьких людей, которых кто-то когда-то назвал куклами.