Штурманская баллада

Виктор Крумм
Я вспомнил еще одну историю из моей морской жизни.Это будет не капитанская история ,а история “штурманская” так она касается того времени, когда я был назначен на пх “Ногин” 2м пом.капитана.Было это время разгула антисимитизма- “дело врачей” итд .Я не очень понимал тогда ситуацию и не очень верил в то, что Сталин готовился решить окончательно “еврейский вопрос”, чего не успел сделать Гитлер.Мы жили тогда на 16й станции Большого Фонтана на ул.Амундсена д.34
Нашими соседями была одна еврейская семья, которая рассказала моей жене Нине
о том, что было уготовлено “космополитам”.Её эта проблема пугала.Я сказал, что если такое случиться ,то по-скольку она русская то должна будет остаться с детьми
в Одессе(декабристки нам не нужны),а я подчинюсь тому, что будет ,хотя я не верю,
что это коснется фронтовиков честно воевавших на фронте.За одно ,я вспоминаю историю 1948 года, когда тоже я был готов пострадать( правда по своей вине).Мой старший сын Володя, родился в ноябре 1947 года в Шкотово(под Владивостоком) Я
был оправдан судом тихоокеанского бассейна по факту аварии и гибели пх “Подольск”    Приехал в Шкотово и жил в доме родителей моей жены.Сынку моему было уже около9 месяцев отроду.У него никак не устанавливался желудочек-все время был понос
.Одна наша приятельница сказала, что у нее есть опиум.Муж ее после службы
в Корее привез.Я ухватился за идею, использовать опиум, как  весьма радикальное средство от поноса.Она принесла шарик опиума и Нина(моя жена)четверть шарика,
который я отрезал ,намазала на сосок груди(сын кормился материнским молоком)и дала сосать моему Володьке.Подождали мы немного и я добавил еще одну четвертушку, которую ребенок высосал вместе с молоком.Через некоторое время
Вова заснул.Прошли сутки, но мальчик не просыпается.Наша подружка ,да и я с женой испугались, что ребенок не проснеться .Женщина давшая опиум испугалась, что в случае смерти ребенка, она с мужем будет арестована.Я будучи убит горем в
ожидании возможной смерти мальчика ,упокоил ее и сказал, что скажу что “опиум принес из тюрьмы я и пойду снова в тюрьму” и успокоил ее.Вообщем, все закончилось благополучно.Мой Вовка на 2 сутки проснулся.Понос у него прошел.и больше не повторялся!! .Продолжаю “штурманскую историю”.Дело в том, что до принятия решения по “еврейскому вопросу”, надо было как то продолжать давать работу таким
как я.Ведь-это морской флот и все сразу будет известно за границей!Но наш начальник отдела кадров , бывший работник органов по фамилии Куренной ,знал хорошо свое дело.Потому посылка на это судно было делом не случайным.Почему-будет ясно из дальнейшего изложения.Я пошел работать на это судно ,грузоподъемностью около 4000 тонн, хотя ранее работал на судах большего размера - это было понижением.Судно совершало рейсы по Черному  и Азовскому .
 морям.Порты были: Новороссийск, Жданов(Мариуполь), Туапсе, Одесса ,Бургас,
Констанца, Варна.Не помню, после какого порта выгрузки мы в балласте(пустые и
чистые трюмы)снялись на порт Бургас.Прийдя в порт выяснилось ,что никому на берег сходить нельзя ,Нас на буксирах подвели к причалу, который был сверху закрыт
деревянной крышей.Пришел на судно представитель порта и сказал, что мы будем грузить урановую руду, назначением на порт Туапсе.Навес над причалом был сделан для
того, чтобы с воздуха не было видно ,чем мы грузимся.Документы на груз оформлялись,
как “железная руда”.В кажды трюм погрузили руду различных фракций от мелкого песка до камушков разного размера.К каждому трюму шло по два образца руды погруженной
в трюм.Один образец находился в большой металлической коробке диаметрем метра полтора и высотой около метра, а второй образец был в большом мешке размером в матрац.Я зная, что наши грузчики могут потерять или перепутать образцы, приказал все
образцы со всех четырех трюмов положить в мою каюту.Я спал в своей каюте в окружении этих образцов.Нам никто не давал дозиметры для определения уровня радиации.Единственное, что мне было сказано, так это следить, чтобы после выгрузки
груза в Туапсе ,”грузчики не оставляли руду на лопатах?”.Так я сделал несколько таких рейсов с этой рудой.Рейсы наше судно с рудой делало не подряд ,а через два или три
круговых рейса с другими грузами.Очевидно, это было связано с поступлением этой руды из Чехословакии.К счастью, руда была не обагащенной.Её из Туапсе грузили на жалезнодорожные вагоны и отправляли в Днепродержинск, где эта руда проходила дальнейшую обработку с помощью центрифуг, как это сейчас делает Иран.СССР стремился тогда по-быстрее накопить запас ядерного оружия.Самое смешное, что в Туапсе место, где мы выгружали руду, было оцеплено двойным кордоном военных.И тем-не менее, весь город знал, что прибыло судно с урановой рудой и, что руда идет в
Днепродержинск.К концу 1952 года, после отпуска, я как лучший грузовой помощник ,был снят с этого судна и послан на пх”Карл Маркс” с повышением по службе.Дело в том, что по пароходству был издан приказ по которому завоевавшие в соревнованиях лучшие
помощники капитана, направлялись на суда большей группы.Начальница комерческого
отдела пароходства стала жать на отдел кадров, чтобы меня, как одного из лучших грузовых пом. капитана послать на большое судно, которое ходило в дальнее плавание.
Но у нач.кадров были свои соображения.Он не хотел меня пускать на судно уходящее
в дальнее плавание и нашел выход! Я послан на судно плавающее только по Черному
морю ,но с повышением по службе!На “Карле Марксе” начальником радиостанции был
мой старый приятель Нюма Цунг.Когда я ему рассказал, что меня посылают старпомом на судно где он работает-он схватился за голову.Выяснилось, что капитан судна уже
успел списать, что-то около 8и старпомов!?”Витя”, сказал мне мой приятель:”Учти, что на судне 2й пом.капитана Толя Гарагуля и он же парторг судна.Капитан с ним в очень
хороших отношениях и ты сейчас получил назначение, вместо очередного старпома, которого капитан списал с судна по причине конфликта старпома со вторым помощником.Витя ни в коем случае не связывайся с Гарагулей !””Что значит не связывайся?.Я старпом и ему прийдется выполнять мои приказания! Иначе я работать не могу.Я постараюс не подаваться на провокацию на которую попался предыдущий старпом”.Итак я прибыл на пх “Карл Маркс” и принял дела у списываемого с судна старпома.Будучи в отпуске перед назначением на пх “Карл Маркс” у меня начались сердечные проблемы.Они выражались в сердечной слабости и болях, кроме того, я стал
интенсивно лысеть.Моя левая нога ,где на пьятке была зажившая трофическая язва-
снова открылась.Вобщем, как я понимаю, дало знать облучение, которым я подвергался
на пх “Ногин”.Много лет спустя, когда я был на курсах усовершенствования капитанов.
Было такое мероприятие-через каждые 5 лет необходимо было пройти курсы на которых
работники пароходства читали нам лекции по новым разработкам Нач.юротдела п-ва
стал рассказывать о том, что некоторые суда пароходаства перевозили урановую руду.Все члены экипажа потом получали страховку и увы никого уже в живых не осталось!!.Я сообщил ,что я перевозил такую руду и ,что я жив и хочу получить страховку”.А как вы докажете что вы перевозили урановую руду?” “Очень просто.Ведь в
ЧМП должен быть перечень судов перевозивших этот груз и остались списки экипажей по этим судам”.”Вы ничего не докажете так как груз числился как железная руда!” Конечно
я и не собирался получать страховку.Просто было интересно видеть, как наш юрист стал
выкручиваться из создавшейся ситуации.К стати, ничего нового на этих лекциях нам не сообщали.Просто думаю, что это был дополнительный заработок для работников ЧМП  .Единственные лекции было интересно слушатю-это по валютным операциям ,которые излагал доцент Брухис.Нам капитанам было очень полезно знать ,как вести учет и экономить валюту для пароходства.Его сын  Саша Брухис потом некоторое время был моим групповым диспетчером, когда я был капитаном пх “Уэлен”.Продолжаю рассказ.Итак
Я принял дела и приступил к работе.Первое ,что выяснилось так это то, что наше судно в
комерческом отделе пароходства числилось одним из самых первых по количеству коммерчиских актов, составляемых портовой таможней, по недостаче и просчетам грузов.
В резултате п-во несло большие неоправданные убытки.Оказывается ,мой прешественик
не давал 2му пом.капитана тех матросов, которх хотел  2 пом. использовать на счете груза.
Первое, что я сделал –это позвал к себе в каюту 2го помощника и предложил ему выбрать тех матросов, которых он хочет поставить на счет груза.Толя Гарагуля выбрал тех, кого хотел.Короче-когда мне надо было сделать ему замечанее, я вызывал его к себе в каюту
и там с ним говорил.Вобщем, наши отношения были вполне нормальными и я, лично для
cебя не видел с его стороны ничего плохого.Он вел у нас политзанятия.Тема :“Экономические
проблемы социализма в СССР” написаную Сталиным.Но, когда Сталин умер, тема изменилась  поскольку
Хрущев сообщил Советскому народу, что: “Социализм уже в СССР построен”, а Сталин говорит
только об “Oсновах социализма!”А у нас скоро наступит” эра коммунизма!” В полном соответствии с этой установкой, Толя Гарагуля и показывал нам на ошибки нашего умершего
вождя.Точно:” Король умер-Да здравствует король!”Интересная сцена, которую я хорошо
запомнил.Стоим мы в порту Варна(тогда порт Сталин)Судно загужено так что верхняя грузовая палуба на одном уровне с причалом.Начинается выгрузка..Только два дня назад пришло известие ,что товарищ Сталин умер.В красном уголке стоит в траурной рамке портрет
усопшего вождя.На судно непрерывно приходят на судно болгарские делегации и произносят
скорбные речи.У портрета  стоит в полной капитанской форме  наш капитан, а рядом наш
парторг Толя.Капитан стоит и хлюпает носом и молча демонстрирует скорбь, так как  не может и никогда не мог  связать двух слов.Вспомнил фамилия у него Кацупеев имени и отчества не помню.Может Петр Васильевич Ответные речи произносит Толя.У него
это получается очень хорошо.Не зря он окончил одесскую высшую мореходку с красным
дипломом.Я вышел на палубу и вижу на причале хорошенькую тальманшу(онa будет на
одном из трюмов вести счет груза, выгружаемого с судна)Она беленкая.Как правило болгарки
брюнетки.Чувствуется турецкая кровь.Я спрашиваю девушку ,кто у нее в родне русские?.Она улыбается и говорит, что у нее русская бабушка.Я тоже улыбаюсь.В это время появляется
Толя.”Виктор Федорович ,как вы можете смеяться, когда у нас такое горе?” “Ну что вы-я не
смеялся”.Вобщем такая сценка.Впрочем расстались мы с Толей довольно хорошо.Он даже выразил мне благодарность за помощь по грузовым делам.В дальнейшем Гарагуля стал
капитаном большого пассажирского судна “Грузия”.Он сменил рано умершего очень 
хорошего капитана Тангиза Макацария.Скоро в живых не будет капитанов военного и послевоенного времени.Помяну их в своих воспоминаниях Еще парочка эпизодов.Но, хочу чтобы знали, что когда то, в царское время, капитаном пх”Карл Маркс” был лейтенант Шмидт.Тот самый, который был потом расстрелян..И "дети"(для тех кто забыл- самозванцы) которого, описаны в “Золотом Теленке.” Одесситам это должно быть интересно.На пх “Карл Маркс” был боцман Степан Григорьевич Лобода.Старый опытный моряк с которым в 1946 году я в должности 4 пом.капитана зимовал в бухте Ногаева.Вполне понятно, с каким уважением я относился
к этому человеку, будучи старпомом.Я всегда с ним советывался и все работы проводились с учетом его мнения.Теперь перехожу к происшествию, которое произошло на судне перед
уходом из Одессы на Варну.В те годы, креплением груза погруженного на палубу, занималась палубная команда.Потом, через несколько лет ,эту работу стал выполнять порт.Груз, который
грузится на палубу, должен быть хорошо закреплен.В Одессе зима.Дует пронзительный холодный нор-ост.Все матросы во главе с боцманом уже вторые сутки без отдыха крепят груз
стальной проволкой.Груз трактора и другая сельхоз техника.Я тоже появляюсь на полубе
и понимаю, как тяжало приходиться людям.Скоро еще через 2-3 часа груз будет закреплен и народ наконец сможет хоть немного передохнуть.Вдруг на судно прибыл отряд пограничников для оформления отхода.Но судно еще  не готово к выходу!!Поле того как груз будет закреплен , прибудет на борт представитель капитана порта, проверит крепление груза,
составит соответствующий акт и только после этого ,можно вызывать наряд кпп для оформления отхода.На палубу выходит капитан Кацупеев и начинает отчитывать меня за плохое
руководство креплением груза.Вся палубная команда работает на пределе возможностей.Я не докладывал ,что крепление закончено.Почему без моего доклада вызван наряд на оформление отхода?Короче, я “напхал этому капитану полную пазуху” да так ,что он в страхе убежал с палубы.Начальник наряда ,мой знакомый сказал, что наряд не быдет уходить с судна и подождет, когда закончится крепление и мы получим разрешение от дежурного капитана порта.На следующий день, 3 пом.км Петя Голенев написал приказ с обявлением “старшему помощнику капитана Крумму, строгий выговор за задержку отхода судна врейс.!!А еще через 2 дня меня вызвал к себе капитан и вроде, как бы стал извиняться за выговор, который он мне объявил, да и не говорил о том, как я его прогнал с палубы.Я мог только гадать что случилось
Потом выяснилось.Оказывается ,ему пришла радиограмма о замене(очевидно за старые
грехи)Увы, я не помню фамилии и имени этого человека.Я думаю, что мой мозг отключает
память о тех людях, которые мне делали плохо.Я забываю таких.Чувство обиды и желание
мстить отравляет жизнь!Зато всю жизнь помню тех кто, когдато мне помог.!Точно по завету
Иисуса Христа и никак по завету моего еврейского Бога “Око за Око Зуб за Зуб” . Впрочем ,ведь
христианский Бог родился вначале евреем.! За одно расскажу свежий анекдот.Дел в том, что
в связи с большим дефицитом, которыий испытывает московская мерия, Лужков –мер Москвы
решил пополнить бюджет путем продажи тела Ленина, которое много лет лежит в Мавзолее без всякой пользы.О предложении сообщили всем странам и, все отказались от покупки за
исключением Израиля.Лужков 2 суток не давал ответа, а потом Израилю отказал в продаже
“У вас,  когда то уже один воскрес!” (Для недогадливых-Иисус Христос).Для тех, кто когда-нибудь будет читать эти записки хочу сказать :Я еврей ,но не националист.Это значит, что мое
отношение к человеку абсолютно независит от его национальности и веры.За свою жизнь
я встречал в любоий национальности и хороших и плохих людей.И не люблю, когда человека
определяют по национальности или вере.Хотя должен признаться ,что фанатиков исламистов
ненавижу.Да конечно не все стороники Ислама= террористы ,но все террористы ,которые
взорвали башни Нью Йорка –исламисты.Продолжаю рссказ о моей морской жизни .Действительно с приходом в Одессу на судно прибыл новый капитан Дондуа Сергей Леванович.Меня это несколько озадачило.Дело в том, что  несколько лет назад я был 2 пом.капитана на пх “Белоруссия”.Перечисляю тех, кого помню: капитан Соловьев Эмануил Иосифович, старпом Ковалев Павел Яковлевич, 2й пом-Я Крумм Виктор Федорович, 3й пом.Дондуа Сергей Леванович ,4й пом.-не.помню.И вот сейчас мой товарищ, который был
по должности ниже меня, стал моим капитаном.Разумееться, я постарался по-скорее уйти
с судна.Что и сделал, хотя потом весь экипаж пх” Карл Маркс” поехал на приемку нового
судна во Францию.Там ЧМП закупило суда типа “академикПавлов”, “академик Пирогов”  итд.
Кажется 8 судов.Между прочим в 1958 году, когда после рейса в Индонезию(Читайте “На помощь Сукарно”)я получил предложение в нашем отделе кадров от инспектора Горюхина
Василия Ивановича, пойти старпомом на пх”Пирогов”, капитаном которого был Вайсман Михаил Михайлович(Меер Мойсеевич)Но, я отказался Горюхин был очень удивлен.”Я могу
набрать сто старпомов, желающих попасть на это судно.В чем дело?”.И тогда я ему объяснил в чем дело.”Василий Иванович, если я пойду старпомом к Вайсману, то получится, что 2 еврея
командуют судном.Вайсман на мне будет демонстрировать свой интернационализм ,а я к
этому не привык.Учитывая, что он очень уважаемый в ЧМП капитан, я быстро вылечу с судна
при малейшем непринятии его поведения”.Я еще не забыл, как подобным образом себя вел
на пх”Белоруссии” капитан Соловьев.Я с ним непрерывно спорил и с большим трудом списался
с судна Оба капитана и Соловьев и Вайсман были очень хорошими капитанами, опытными
моряками, но для меня лучше не быть у таких в подчинении.Меня как-то встретил пом.полит
с пх”Пирогов” и говорит мне:” За что ты обидел нашего капитана.Михаил Михайлович очень
обиделся на тебя”.”Я не хотел быть обьектом демонстрации его интернационализма.Зачем нужно, чтобы говорили, что на судне еврейская республика”.”Ну что ты говоришь-у нас что нет парт.организации?.Мы бы не дозволили к тебе предираться”.”А почему же ваша парторганизация не защитила 5 старпомов(правда не евреев), которых списал Вайсман с судна с плохой характеристикой?Они ведь до сих пор на берегу”.Впрочем потом несколько лет спустя когда Вайсман стал капитаном-наставником у меня с ним установились очень теплые
отношения.А, как то Моня Соловьев встретил меня в морской инспекции и громко меня спросил, хотел бы я с ним снова работать на одном судне.Каюсь- я очень обидел старика. Я сказал:” Эмануил Осипович (так его мы звали на русский манер) с вами я с удовольствием пойду в ресторан, но с Вами работать-ни за что!”.Потом я с ним тоже был б хороших отношениях и зла на него не держал.Еще оди эпизод из морской жизни.Возвращаюсь ко времени когда я работал на тх Ногин.Мы шли с грузом(не помню с каким)в порт Жданов
(Мариуполь).Для того чтобы попасть в Азовское море нужно пройти Керченским проливом
Соединяющим Черное и Азовское моря.Мы следовали этим проливом.На мостике были я-вахтенный помощник капитана капитан судна Дворовенко Спепан Филиппович и 4пом.
капитана(фамилии не помню)который только -только окончил ОВМУ но рабочего диплома
еще не имел.В 16.00 я сдал ему вахту а через некоторое время судно село на камень в районе
мыса Такил.Потом мы откачивали топливо из танков и часть груза на тх Чехов.Там старпомом
был как раз Тенгиз Мурадович Макацария(откуда и началось наше знакомство)Он и я
руководили перегрузкой груза от нс на пх Чехов.После того как Ногин всплыл и сошел с камня
мы благополучно последовали в Жданов.Разлива нефти не было так как мы пропороли
балластный танк.Пока мы сидели на камне мимо нас проходили суда.На одном из них работал боцманом наш сосед по Большому Фонтану.Он сообщил моим что пх “Ногин” сидит на камнях.Из дома я получил радиограмму:” Моему волнению нет предела.Нина”.(Это моя покойная жена)Ее состояние было вполне понятно.Ведь она пережила в 1948 году мою аварию на тх”Подольск” и мою 7 месячную отсидку в тюрьме по делу о гибели судна.Сейчас я немного
беспокоился ,так как я сдал вахту человеку не имеющему рабочего диплома.Счастье ,что на мостике в момент посадки на камни был капитан.А где был старпом Миша Сукрухо.Ведь он
должен был быть на мостике при проходе проливом и опекать 4 пом. не имеющего диплома.Как потом выяснилось Миша “долбал” нашу буфетчицу Кондратенко за какую то
провинность по хозяйству.С приходом в Жданов, капитан порта начал проведение дознания
по факту аварии.4 пом. был сразу-же исключен из опроса, как не имеющий рабочего диплома.
Вспомнил ,что имя его было Юра.Он потом ушел быстро с флота и стал преподователем его в родном ОВМУ.Когда капитан порта допрашивал меня, я всячески доказывал и утверждал, что была плохая видимость и всего один пеленг на маяк, который тоже пропадал.Старпом обвинял
капитана в случившемся.Он наверно забыл, что капитан порта сам, когда-то плавал и наверно
ему вряд-ли могла понравиться позиция старшего помощника, который “капал” на своего капитана, когда сам виноват отсутствуя на мостике в сложных условиях плавания.В результате
капитаном занялась водная прокуратура ,но все обошлось снятием Дворовенко с судна.Ну, а
Сукрухо был приказом по ЧМП понижен  до 2 ом.капитана и должен был в этой должности остаться на “Ногине”, а я переводился в старпомы на этом же судне.Я немедленно отказался от такой “чести”.Какая будет работа ,если на судне второй помощник станет командовать бывшим старпомом?.К счастью ко мне прислушались.Миша Сукрухо ушел работать лоцманом в одесский порт.По правде, он был хорошим моряком и в дальнейшем снова стал капитаном
Последнее его судно был, какой-то рефрежиратор.Очень хорошее судно, которое перевозило в
СССР бананы и прочие топические фрукты.Как поется в песне исплнявшейся Вертинским: “Корабли оякорили бухты привезли тропические фрукты привезли узочатые ткани и мечту об океане”.Теперь уже все.
 
   .