Об Е. А. Евстигнееве

Мита Пе
Где-то я читала  версию о том, как умер Евгений Александрович.
Его готовили к операции на сердце и накануне операционного дня в палату  к нему зашёл врач-хирург. Евгений Александрович поинтересовался, как будет происходить предстоящая операция, и врач начал свой ответ со слов: "Представьте себе, что Ваше сердце остановилось..."
И Евстигнеев, как человек яркого артистического воображения, настолько реально представил своё остановившееся сердце, что оно остановилось на самом деле.

В том, что Евгений Александрович Евстигнеев великий актёр - ни у кого нет сомненья!
На любой фильм или спектакль с его участием мы шли,  не раздумывая, потому что удовольствие от  встречи с этим удивительным и уникальным человеком  было гарантировано!

Я хочу вспомнить Евгения Александровича в роли Фирса в спектакле "Вишнёвый сад" московского театра  "Сатирикон". Это была буквально одна из его последних ролей, потому что вскоре Е.А. ушёл  из жизни. Раневскую в том спектакле играла Татьяна Васильева, а Гаева - Аристарх Ливанов. Роль Фирса была не главная, но при каждом появлении Фирса-Евстигнеева  зал аплодировал, потому что даже такая молчаливая роль в  исполнении Евгения Александровича звучала гениально!

Особенно мне запомнилась сцена, когда Фирс понимает, что его заперли в пустом доме  и пытается дойти до двери. Е.А. исполняет это так, что у меня текли слёзы (и не только у меня) и сердце выпрыгивало из груди от волнения, сочувствия и жалости. Бедный Фирс понимает свою обречённость и хочет подняться на ступеньку, чтобы дойти до запертой двери, он поднимает ногу, но она  не слушается, он топчется на месте, пробует поднять другую ногу, опять неудача, мелко перебирает ногами,  понимает, что ступеньки ему не осилить и замирает....  поникшие плечи, склонённая голова, тяжёлый прерывистый вздох смирившегося человека и - занавес!
Потрясённый зал молчит, потом взрывается овациями!  Люди не жалеют ладоней!
Всего несколько минут топтанья Фирса на ступеньках, но в этих мгновеньях - величие таланта артиста Евстигнеева.
Я бесконечно рада, что  видела и этот спектакль и  игру Евгения Александровича. Мне всегда и приятно и гордо осознавать, что я была современником великого актёра.