Рассказ 14. Война потреблений

Джеймс Александр Даркфорс
  - Каринка, привет, – Анжей обменивается рукопожатием с Кариной Гусейновой. – Ты давно у нас?
  - Со вчерашнего утра. А что?
  - А я об этом узнаю только сейчас. Кто тебя вписал?
  - Даша Медведева. Кстати, Анжей, Аня Кавалерова просила тебе передать, чтобы ты завтра, если у тебя нет семейных каких-то обстоятельств, подъехал к ней и помог в готовке, акция же намечается.
  - Проблемы никакой, завтра подъеду. Кстати, там какая помощь потребуется?
  - Я же говорю, еду готовить надо, там долгая история, работы много, так что тебя там точно будет не хватать. Я, кстати, туда поеду вместе с Дашей.
  - Вопросов больше не имею, хотя… Карин, там будет очень большая акция? Просто ты же знаешь, у тебя у самой друзья такие есть, которые «по вегану»… В общем, это же не мясо готовить, как бы меньше времени надо…
  - Анжей, во-первых, там надо готовить в три приёма, то есть очень много. Во-вторых, нам не будет лишним человек, который аккуратно чистит овощи, а ты это умеешь. Да и тех, кто собрался, тоже ведь голодом не оставишь, разве ты не согласен?
  - С какого бы я перепугу не согласен был? Я могу, если надо, из своих запасов подвезти что-нибудь, раз уж такое дело.
  - Спасибо, Анжей, ты настоящий друг, но нам от тебя нужна только помощь в готовке, остальное мы сами закупим, я как раз поеду с утра докупать овощи, там маловато их, у Ани, в смысле. Ну, если что, ты возьми коляску, мы туда один бачок поставим, чтобы всё в машину не пихать.
  - Вопрос исчерпан… Слушай, а ты сейчас куда собиралась?
  - Сейчас – за картошкой, чтобы завтра не тащить такую тяжесть. Поможете?
  - Ну, если пан Джеймс не против…
  - Не против. Было бы, в чём нести.
  - А вот это уже не ко мне, – отвечает Карина. – Сумки у Даши остались, она сейчас должна подойти.
  Так и есть – минуты через две или три к нашей компании подходит Огненная Фея с парой сумок клетчатых, какие на любом рынке можно купить. Оказывается, Карина просто забыла сумки, когда подъезжала к месту встречи с Анжеем. Мы садимся в маршрутку и едем на рынок, где, по словам Карины какой-то персонаж продавал очень хорошую картошку.
  - Это для «FNB»? – спрашиваю я.
  - Нет, – Фея улыбается. – Это для нас с Кариной Гасановной, ну, и для остальных. Ко мне же тут ученический круг будет приходить, ну, чтобы не было проблем с кормёжкой, я запасы делаю. Дня на три хватит, ну, если не учитывать, что завтра я на акции, так что ещё день можно прибавить. А что?
  - Подумал, что это для акции.
  - Помимо разовых акций есть и жизнь, а она всегда, – тут уже улыбается Карина. – Я лично, к слову, не очень приемлю эту идею, которую поддерживают Иэн Маккей и Генри Роллинз, что жить надо в своём офисе. Где-то это удобно, согласна, но всё-таки надо ведь и отдыхать от этого… Кстати, Анжей, помнишь, вы тут с Саней говорили, когда я с тобой по «аське» общалась? Ну, там немного по «войне брендов» разговор немного был.
  - Каринка, там разговор был совсем про другое, но и «война брендов», точнее, «война потреблений» тоже задевалась.
  - Неважно, главное в том, что я вспомнила просто твою эту фразу – как раз во многом связанную с FNB. Ты как-то сказал: «Надо бороться не с “McDonalds”, а с фаст-фудом».
  - Говорил и так продолжаю считать. А к чему ты это?
  - Как раз к той самой «войне потреблений». «Не покупай у греко-ортодокса, чтобы церковь не получала сильно много пожертвований». Что, кстати, я считаю не очень правильным, потому что человек мог просто попасть под раздачу, а на самом деле он не виноват в том, что делает Гундяев или Дворкин. Хотя, если по гамбургскому счёту, ты прав в том, что ты так уменьшаешь количество пожертвований. Но это же какую надо проводить масштабную акцию, чтобы это заметили.
  - Каринка, вот тут должен тебя огорчить, контраргумент хреновастый у тебя. Смотри, насколько мощная сеть продаж у «Coca Cola» и «McDonalds». А ведь борьба с ними во многих странах идёт (я не про Венесуэлу сейчас) очень успешно, много людей, включая celebrities, отказывается от фаст-фуда, а если человек из этой среды начинает подобной кухней увлекаться, то публика начинает тревожиться, потому что это расценивается, как «заедание проблем». Хороший пример – Бритни Спирс, если помнишь.
  - Анжей, я тебе без Бритни Спирс скажу, что так и есть, – ответила на это Карина. – Я про «заедание проблем». У меня в магазине такая вот девчонка работает, косметику там продаёт. Ну, не гамбургеры, конечно, но нечто подобное, много мучного, причём, вообще у неё именно так всё и происходит. Ладно, извини, не туда полезла.
  - Так вот, Каринка, как раз насчёт методов мы начали. Один из них мы только что начали обсуждать – «эмбарго». Ни копейки производителю или торговой компании, которые по другую сторону баррикад. Те же «Nike». Во-первых, эта фирма-«абибас», в России вещи «Nike» подделывают, что шум стоит, причём, «Nike» носят патриоты, а если взять ещё и то, как это лого наци переделали…
  - Тогда «Ford» – это реклама беспорядочных половых связей, Хью Корнуэлл переделал их лого в «Fuck», – ответила Огненная Фея. – Кстати, Анжей, тебе Аня, веганша, ещё не рассказала про производство «Nike»? В Европе ничего не делают, только продают, всё производство в странах «третьего мира», рабочим платят гроши, условия работы никакие, люди вламывают, как лошади. А «наверху» ни фига не делается для улучшения условий.
  - Фейка, я этот случай уже читал сам, ещё до Ани, хотя она мне услужливо сообщила этот факт, – сказал Фее Водецкий. – Кстати, об одежде, все знают историю «Thor Steinar». Этих погубила клиентура. Да и символика кому-то показалась подозрительной.
  - А это не может быть войной брендов? – спросила Карина. – Конкуренты-то есть, надо же получить больше покупателей, то есть денег. Кстати, парни, это также относится и к пищевым продуктам. Камень в огород Анжея.
  - Понял тебя. Раз есть те, кого не устраивает «шишковщина» от «Ehrmann», а майонез «Чудесница» дважды, как минимум, прорекламирован политически некорректно, почему мы с Джимми его не покупаем, к примеру, кто-то может сделать штуку в стиле «GodMol». Ход конём то есть. Например, пустить жёстко пинающую те же «Солнечные продукты» рекламу или «Дружбу Народов» в Интернет, поскольку метровое телевидение нужная таргет-группа не смотрит. Или слямзить пару звёзд из «авторитетного списка» фирм, чья продукция популярна у модов и «хипстеров», если применительно к нам говорить. Чтобы они словцо замолвили. Ты про это?
  - Молодец, Анжей, правильно мыслишь, хорошо бы, ты так же проницательно на практике работал, – Карина усмехается. Кстати, это не мешает нам ходить по рыночным рядам и покупать продукты. – Тот же Манекен твой отлично видит, как можно этого всего избежать. А ты  ловишься на «альтернативные бренды».
  - Каринка, проблема в том, что это Болта через шмотки можно условно социализировать, к примеру. Или Лолитку, она же тоже любит кеды «Burberry». Кстати, Каринка, ты сама сейчас в чём? В «самостроке»? Тапки-то у тебя «Clarks».
  - Анжей, я в войнушку не играю, как некоторые, те же «Треугольники». Я за дружбу, но не за «дружбу против», сам знаешь.
  - Это если ты смотришь с точки зрения своего викканского хиппизма. А если включить логику, то каждая копейка на счету НСДАП – и против тебя тоже. То есть за то, чтобы или в тебе ведьму убить, или тебя вместе с ведьмой в тебе грохнуть. Или ты веришь в мирный вариант? Так ведь проблема в том, что именно «военные действия», причём, бескровные, позволяют сдержать наглость РПЦ, причём, если это делать с умом, то очень эффективно. И как раз это не «дружба против», как ты говоришь, а немного циничный, но оттого куда более гуманный, чем мордобой, бизнес. Это делается цивилизованно, без ножей и пуль, люди не страдают. Страдает структура, бизнес.
  - Вот тут, Анжей, я с тобой никак не могу согласиться, потому что подобные действия не настолько бескровны. Первыми пострадают не недополучившие десятину попы, а люди, которые производят «греко-ортодоксальный» товар. И уже немного позже – те, по кому удар должен был прийтись в самом начале. Предприятие не в силах платить работникам – они оказываются на улице. А не у всех есть дачи, на которых можно что-то вырастить, да и поездки на дачи не бесплатные. Так что тут есть свои этические сложности. Это те же акции «FNB» помогают. Тем, кто реально нуждается в еде, у кого ситуация такая, что он завтра может умереть с голоду, потому что его выбросили на улицу родные. А воевать с «греко-ортодоксальными брендами» – это немного глуповато. Хотя есть выход. И он очень простой: сказать своё решительное «нет» всем без исключения брендам. Делать всё самому или заказывать у знакомых. В этом есть масса и оккультных плюсов тоже. Вещь с конвейера «бездушна», в неё ничего не вложено, разве что желание заработать эти деньги, чтобы прокормить семью. И опять же, Анжей, хорошее дело превращается в оружие. И вот это-то и плохо.
  - Не спорю, но есть, что ты сама понимаешь, печальная необходимость. Если греко-ортодоксам не противопоставить «силовое решение», они подомнут под себя всё, это их природа. Вся их доброта и терпимость, когда она есть – торг. И их рекламе, их торговле нужно чинить препятствия, но – в рамках приличия, как минимум, пока нет «военных действий».
  - Так в том-то и вся проблема, Анжей, что «пока» и «как минимум», – Карина идёт на кассу со своими покупками. – И что препятствия нужны. Опять вся дружба – против кого-то. Опять вся жизнь – борьба. Опять: «Права не дают – их берут». Опять война, как средство решения проблем.
  - Каринка, Табачник за стол переговоров по доброй воле не сядет. Или тебе до сих пор на «Контакте» не было видно? У Юли, пока там группу не заблокировали, в «Маятнике» и «Братстве Еретиков»… Ни Табачник, ни его люди не пойдут на переговоры – здесь же «их» земля. И тебе, кажется, в две тысячи шестом это хорошо объяснили – помнится, твою губу хорошо отлечивали тогда. И я сейчас говорил не о мордобое, что само по себе – мера не рядовая, исключительная. Я говорил о бескровных способах снизить доходы и влияние NSDAP. И ты согласилась, что самострок хорош.
  - Да, но я не сказала, что это должно становиться оружием. Тоже нельзя так. И ты очень некорректно сравнил греко-ортодоксов вообще с казаками, которые на наш ковен в Омске напали. Многие так не будут действовать.
  - Каринка, а чем «духовная битва» лучше «войны брендов»? Та же агрессия.
  - Анжей, а ты уверен, что это делает каждый греко-ортодокс?
  - А они что, не чтут Библию и Христа? Не верю.
  - Анжей, это очень сложный вопрос, и кому, как не тебе, это прекрасно известно. Ладно, вернёмся к «эмбарго». Чтобы это имело вес, нужно очень много тех, кто объявит бойкот «фашистской» продукции. С «буржуями» проще, их во всём мире гоняют сильно. А вот с антикультистами… На Западе это не проблема давно. Вторая проблема – это опасность в пылу борьбы вместе с водой выплеснуть ещё и младенца. Как ты сам любишь говорить, Александр Македонский герой, но стулья ломать из-за этого…
  Между делом мы всё же продолжаем закупать необходимые продукты. Карина и Анжей ненадолго отвлекаются от обсуждения «войны потреблений». Кстати, всё закупленное распределяется для транспортировки относительно ровно, то есть Карина не сваливает этот вопрос только на нас. Соответственно, часть картошки и зелени до места назначения дотаскивают и Карина с Феей. Местом назначения оказывается квартира Феи, которая сразу же после размещения, куда предполагалось, принесённых продуктов переходит к своим аквариумам (время кормить рыбок и тритонов). Карина же в это время начинает готовить суп, поскольку, как выясняется, они с Феей с утра только позавтракали, а время уже обеденное. Анжей помогает Карине – делает какое-то жаркое, судя по всему, это был не его рецепт: Карина многое поясняет по ходу, впрочем, вернувшись-таки к разговору о «войне потреблений».
  - Понимаешь, Анжей, тут начинается довольно странное противопоставление. У него на себе «абибас», а ты носишь «Iron Fist», к примеру. Ничего не имею против «Iron Fist», сама недавно купила несколько вещей таких. Но получается, что из-за  внешних моментов же опять начинается пусть даже и «зона отчуждения». То есть вот это вот твоё всё частое суждение о «выключении из игры» оказывается просто суждением, а не действием, ты уж извини меня. Всё равно идёт вовлечённость в «игру». Я, конечно, про «Iron Fist» немного загнула,  можно так же подставить что угодно – и не обязательно одежду. Понятно, что ты не пьёшь пиво вообще, но вот это рассуждение о том, что «он пьёт пиво “Клинское” – значит, он дурак», мягко говоря… Это не лучше тех людей, которые говорят: «Сегодня он играет джаз, а завтра “Родину” продаст». И те нацисты из Волгограда… Тебе не кажется, что ты повторяешь где-то их логику? Пусть даже это было и раньше.
  - Вот тут, Карина, ты и ошибаешься. Тут логика вполне определённая. Ты ведь не сидишь в подземельях Пензы и не отказываешься от товарно-денежных отношений?
  - Нет.
  - И я тоже. И мы оба хорошо знаем одну очень простую вещь: если человек имеет у себя в голове убеждение, что он должен отдавать десятину церкви, то получается так, что ты помогаешь нацистам в развитии бизнеса, когда покупаешь какую-либо продукцию греко-ортодоксальных предпринимателей. Ты помогаешь продвинуться бренду, который тоже не просто так существует и продвигает через рекламу вполне определённые идеи. Значит, помогая конкуренту греко-ортодокса, ты уменьшаешь долю греко-ортодоксов на рынке, помогаешь их вытеснению оттуда.
  - А вот тут, Анжей, получается довольно сложная вещь. Купил ты товар у человека, не исповедующего греко-ортодоксию – что ж, твоё право, сумма денег, уплаченная за товар, пошла в доход, скажем, мусульманину или агностику. Но где гарантия, что он не подаст милостыню бабушке с иконкой? Он сам может быть неверующим, но у него, например, могут быть верующими родители. Считай, он помогает им деньгами – то есть опять же поддерживать бизнес Табачника. Услуги священников в церкви платные, свечи тоже. Ты это и без меня знаешь.
  - Ну, это проходит мимо меня. Лично я не даю денег греко-ортодоксам.
  - Но ты же не смотришь, кто человек? Разве ты заглядываешь  под одежду, чтобы точно знать, что он крестик не носит?
  - Нет, конечно. Пока нет агрессии, частная территория уважаема. Единственное, что все настоящие христиане агрессивны. Пусть он не будет резать тебя за пентаграмму на шее и не будет у тебя с шеи ничего срывать, но он будет капать тебе на мозги, что Арийский Готт, что скоро будет Рейх, что Фюрер Господь уничтожит всех «юде»… Стоит сделать так, чтобы у него и его наставников было меньше выходов на медиа, меньше общения (торговля – это тоже общение). Не убить, не покалечить – просто не давать развиваться их бизнесу, не дарить общение.
  - Анжей, это уже война. Пусть «холодная», но это война. И это касается всего. Ведь ты же сам не только не покупаешь товары у греко-ортодоксов и патриотов, не только не участвуешь в их мероприятиях, но и распространяешь информацию о тех, кого стоит на рынке обходить стороной, потому что у них «Гитлер на шее». А это – как раз-таки война, разве ты это отрицаешь?
  - Я её начал? Нет, дорогуша, это начали именно греко-ортодоксы. И если мы им не будем противостоять, то…
  - Анжей, подожди. Я с тобой не спорю, что это начали они. Я ведь тоже не люблю тех, кто так агрессивно навязывает свои взгляды, чем как раз славятся греко-ортодоксы. И тому казаку никогда не прощу, что он меня по лицу ударил, потому что я поняла, что он не раскаивается. Он меня опять бы встретил – опять бы ударил. Но он-то – это он, а не кто-то другой, Анжей. Получается, что из-за одного урода ты наказываешь тех, кто просто под раздачу попал. Как правильно Лада Сергеевна это назвала – «монгольская казнь». С поля боя бежал один человек – весь десяток в расход. Бежит десяток – казнят всю сотню. Бежит сотня – казнят всю тысячу.
  - Ну, Лада Сергеевна давно уже лауреат премии системы «Солнца». А казака того год назад, кстати, за убийство посадили. В Чернолучье две шоблы сцепились по пьяному делу, там какого-то местного по крыше железкой огрели. Это уже дело прошлое, мы не про него говорили. А насчёт «монгольской казни», Каринка, вы с Ладой Сергеевной не слышали Кинчева, а если слышали, то забыли, как он на «НТВ» наехал за то, что они там «Последнее искушение Христа» на всю П*д*р*сию показали.
  - А что он сказал-то?
  - Он сказал что-то в духе: «Я – солдат, и для меня Священное Писание – воинский устав». Понимаешь, это же что у них, что они против тебя же пошли, к примеру? Это «духовная битва». Война. Если ты не с ними – ты против них, так они ставят вопрос. Не мы начали даже «войну потреблений», Карин. Они первые. И отказ помогать им деньгами является просто нежеланием кормить оккупантов или, как минимум, вражескую армию, цель которой – поработить или уничтожить тебя. Как очень правильно сказал Аверин, это или открытая война, или идёт партизанское сопротивление нацистам.
  - Анжей, Аверин (если ты не про того, который монахов резал, а про друга своего) ставит на предельно жёсткий отпор. «На войне, как на войне». А когда-то надо перестать воевать, от войны, пусть даже «бескровной», страдают не только войска противника, но и мирное население. А лишние «разделительные полосы» ещё меньше способствуют мирному процессу. Разве ты не думал об этом? Просто получается так нелюбимый тобой тезис: «Они кичатся своей непохожестью». Последствия той самой «войны потреблений». Был ответ на действия Говорухина и операцию «Неформал» (согласна, это мерзость, и я не на их стороне). Только получается, что за Говорухина и Надежду Чеберякову, к примеру, отвечает человек, который не в курсе, кто такой Говорухин, и откуда взялась эта ваша Чеберякова.
  - Из Киева, – ответила Огненная Фея. – Этот же случай в Киеве был.
  - Фейка, – Анжей улыбается, – так после прихода большевиков таких «любителей евреев» многих перестреляли или выслали на севера – карликовые берёзы пилить. Так сказать, за пособничество царизму. Ну, и Юровских на х** повысылали, если сами не разъехались. Так сказать, в порядке чистки партийных рядов от правотроцкистов и агентов мировой контрреволюции. Киев не катит. А что до Карины Гасановны, так тут она немного зря. Арийский бюргер всё-таки больше на стороне NSDAP, чем на нашей, ему режим удобнее получается. А если человек серьёзно присягнул, а не просто крестик на шею нацепил, то он присягнул. Да и борьба-то, как правило, не ломом по калгану, а просто закрыть общение. Если не хочешь, чтобы тебя обчистили – обходи стороной вора, чья репутация тебе известна. Если человек заводится с полуоборота и не терпит в споре возражений, то ты можешь просто обрезать ему и его друзьям общение, чтобы не давать возможностей для нового конфликта. Если человек использует рабский труд и поощряет его применение, не стоит покупать продукцию его предприятия. С этим ты согласна?
  - С этим – да, – сказала Карина, к которой и был обращён вопрос.
  - Вот. И такая же логика в «войне потреблений». Не хочешь, чтобы тебя «имели» через потребление – откажись от продукции тех, кто стремится подчинить тебя себе. Сделай меньше шансы вербовки потенциальных миссионеров и активуев «чёрной сотни». Тем же отказом от покупки продукции руководимых греко-ортодоксами предприятий. И помоги их конкурентам, чтобы греко-ортодоксы чувствовали себя хуже.
  - Анжей, хуже себя почувствуют те люди, которые не имеют отношения к пропаганде и войне. Просто они (если идея «Чёрного Сопротивления» сработает) получат меньше денег, а многие останутся без работы. Такой «мягкий террор» приведёт от силы к росту безработицы. Нет, я не покупаю продукцию «Ehrmann» или тех же «Солнечных продуктов», но не для того же, чтобы сделать беднее Табачника. Для него этот метод будет малодейственным. Ладно, хорошо, пусть здесь ты прав, но есть другая проблема на самом деле. От «войны потреблений» ведь ещё страдают не только (и не столько) те, кто производит «не те» продукты. Попадает на самом деле тем, кто купил в магазине первые попавшиеся тряпки, не имея представления, что это фашистский бренд. Это я считаю в корне неверным.
 - И именно поэтому куда большую эффективность имеют жёсткие методы. Потому что либо в «мягкие» не верят, либо находятся, извини за прямоту, адвокаты без диплома на тех, кто сам себя неплохо защитит.
  - Анжей, извини, я так поняла, что последнее относится ко мне?
  - Нет. Не совсем к тебе. Вообще к явлению. Просто есть момент «тормоза». Если бы в своё время «фракция-67» в лице Лады Сергеевны и прочих не сдержала бы принятие решения по «Братству» поставить кирхенгеноссе Ридигеру и его пастве жёсткую «зону отчуждения», удалось бы большего достичь…
  - …В расколе общества, Анжей. Только лишние трещины по мелочам, пусть даже на уровне того же потребления, когда ты не покупаешь сметану вот в том магазине, потому что её делают на вот этом заводе, а там директор ходит в Свято-Никольский собор. И уж того хуже – когда ты косо смотришь на человека с ленточкой тех самых двух цветов на рюкзаке. Чем мы были бы лучше наци, если бы подражали им? Это точно то же самое, что и глупые атаки на «McDonalds». И опять же, я говорила тебе: в бизнесе ничего без ума не делается, и весь этот бунт на уровне потребления можно использовать для той же самой социализации. Схему я уже обрисовывала: ты отказываешь бренду «Святая Русь» в своих деньгах, потому что они националисты, рядом нарисовывается представитель бренда «8-99». Ты оказываешься вовлечённым в толпу, которая почти не отличается, разве что внешне, от потребителей шмоток «святой Руси».
  - Твои предложения.
  - Полностью выключиться из этой игры. Не придавать значения вещам подобного рода. Тебя не на чем просто будет социализировать – и степень агрессивности социализации не особо имеет значение.
  - А меж тем рядом созревает новое гнёздышко противника, не замеченного дотоле. Каринка, твой идеализм хорош для Голландии, а не для России. Здесь пока ещё не становится катастрофой закрытие сквота, как это один раз в Голландии было, там хотели что-то новое построить на этом месте, и молодёжь взбунтовалась. Здесь просто пригнали ОМОН – и площадка очищена. Здесь до сих пор хулиган, которому на Западе давно бы уже перекрыли кислород медиа, не говоря уже о том, что прямо на улице его за избиение человека по столь неполиткорректному поводу его бы сграбастала полиция… Дворкин-то на телевидении хорошо мелькает. И здесь стоит распространить, в том числе опыт борьбы через потребление, научиться «голосовать кошельком». Тогда действительно борьба будет цивилизованной. А пока хиппи мешаются под ногами и спорят о том, война ли отказ от покупки майонеза «Чудесница» или нет, реально действенными методами остаются разве что бейсбольная бита и кулак.
  - Ладно, Анжей, тебя не переспоришь. Кстати, ты не дал мне договорить. Так вот, раз уж ты так жёстко настроен против «опасных брендов», то на салат стоит использовать кое-что более бесспорное, – Карина достала из холодильника банку с майонезом. – Это мы с Дашей и Светой делали.
  Разговор постепенно отошёл от «опасной» темы, потому что Карине же были куда более интересны вопросы немного другого характера. Анжей согласился, что акцию стоит готовить вовремя, так что разговор о брендах затих как-то…