Рассказ деда Мирона

Владимир Корниенко 2
                Рассказ деда Мирона.

Вот какую быль, еще в детстве, рассказал мне мой дед Мирон Луговой.

Из старых летописей: »… въ  1798 году и въ 1799 годах зима жестокая и лютая; саранча и засуха; бурьяну не было; голодъ; на людей моръ и на скотъ страшный падеж… Саранча двигалась огромной тучей, затмевая солнце…». Засушливым было и следующее лето 1800 года. После необычайно высокого «разорительного» половодья наступила чрезвычайная жара, от чего много садов и разного дерева повысыхало…».
Это был високосный год.
«Страшные засухи, будучи сами по себе великим бедствием и ведя за собою ряд других еще больших несчастий для народа – либо голод, либо моровое поветрие, либо тяжкие повальные болезни,.. Посему-то Святая Церковь, болезнуя о людях и природе видимой и желая предотвратить народные бедствия, от засухи происходящие, издавна составила молитвенный обряд, или последование в бездождие,– обряд весьма трогательный, исполненный глубочайшего сокрушения и пламенных молений».
В Покровском соборе г. Ахтырки, что на Сумщине,  был написан список из Чудотворной иконы Ахтырской Божей Матери. Май – первые дни июня 1800 года. Дождя нет, на Слобожанщине стоит жара, земля высушена, выгорели сенокосы, люди устали от зноя.
  Харьковская епархия, на просьбу местных приходов и прихожан, благословила крестный ход с Чудотворной Иконой Ахтырской Божей матери от г. Ахтырки по слободам и селам  на Старобельщину. Дорога дальняя, более 450 верст. Крестный ход совершается только против направления движения Солнца. Путь от Ахтырки на Старобельщину отвечал этим условиям Православной церкви. Идти надо было на юго- восток, против хода солнца. Все приходы, по пути крестного хода, были заранее извещены и готовились встретить и продлить путь. Крестный ход, от всяких бед, сопровождали по своей территории отряды гвардейцев Ахтырского, Изюмского и Острогожского полков. Питьевую воду везли на подводе в дубовых бочках накрытых толстым слоем соломы. На второй подводе везли продукты и утварь тех крестоносцев, которые шли весь длинный путь.
« Крестный ход есть служение под открытым небом, когда природа превращается для людей в храм. В дороге «вера наша да довлеет вместо всех, та да освещает, та да покажет причастника» славы Божьей.»


                И.Репин
Торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией… В назначенный день все собрались в Покровский собор г. Ахтырки и, отстоявши утреню и литургию, подняли образа и хоругви и отправляются в путь.. Впередии - священник, облаченный в фелонь и епитрахиль, несет крест; за крестом Чудотворная икона Ахтырской Божей Матери  и другие иконы; сопутствующий клир поет богородичны гласы и разные духовные песни; за клиром следует народ разного пола и возраста: мужчины, женщины и даже дети разного возраста. С молитвой  шествие движетсяся в другой пункт, куда нужно в этот день прийти. И так каждый день. Нигде без молитвы не идут, просят у Бога дождя.  Переходы по 10-12 километров, это приблизительно два часа ходьбы, затем час отдыха, и снова в путь. Пять дней в неделю идут, два дня – субботу и воскресенье – отдыхают. . Устают, но идут с молитвой, так легче идти. Особенно тяжело было церковным служителям, т.к. надо было идти в полном облачении. В отдельные, знойные дни, шли ночью или рано утром.
Этот крестный ход, как теперь выражаются, носил эстафетный характер. Состав и численность богомольцев постоянно менялась от слободы к слободе, от села к селу, от города к городу, через которые проходил крестный ход. К нему присоединялись жители тех населенных пунктов, через которые проходило молитвенное шествие. Менялись и иконы и хоругви, не менялась только Чудотворная икона Ахтырской Божей Матери. Она передавалась из рук в руки, приближаясь к своему новому чуду.
Шли на Бахмутъ по губернской дороге. Расстояние от населенного пункта до следующего было 30-20 верст. Приходилось ночевать в гаях у родников, на берегах рек и озер.
От Ахтырки путь лежал на Богодухов, Люботин (Гиевка), минуя Харьков на Марефу, Ново-Серпуховск (Бакалея), Богородицы, Изюм, Святые Горы (монастырь был закрыт, здесь перешли на левый берег Донца), Долгенькое, Славянск, Бахмутъ. От Бахмута повернулись на Высшее (3-я рота), Боровское, Смоляниново, Аристово.
Молились в Богодухове в церкви Бога Духа Святого, в Люботине в церкви Святой Великомученицы Параскевы, в Марефе в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в Балаклее в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в Изюме в Вознесенской церкви и других церквях по пути крестного хода.
На тридцать девятый день пути, помолившись в церкви Святителя Николая в Боровском, крестный ход направился в сторону Смоляниново. Переночевали у часовни (церкви еще не было).  Рано утром, на сороковой день пути, помолившись у часовни, крестный ход с молитвами пошел в сторону слобод Нововоскресенской, Арентовой и Веселой.
 В слободе Нововоскресенской. на горе,  у дома помещика Василия  Римского-Корсакова, собрался многочисленный народ, встречая крестный ход. Помещик слободы Нововоскресенской Римский-Корсаков и помещик слободы Веселой Вергильев в саду накрыл столы для угощения крестоносцев. Были здесь прихожане из: Капитаново, Муратово, Безгиново, Суходола, Веселой, хутора Арентова  и других, близлежащих слобод, деревень, сел и хуторов.
Крестный ход движется по слободе Веселой по улице Щегловой, переходит Ерикъ, поворачивает на Кучанiвку и возле переулка, через  мост пересохшего ручья от ставка, сворачивает к дому помещика. Уже на подходе к дому, несшие  Чудотворную икону Ахтырской Божей Мотери, увидели, что икона замироточила. Из глаз иконы закапали слезы, ударил гром, собрались тучи, трое суток лил дождь, и засуха прекратилась. О новом чуде иконы Ахтырской Божей Матери стало известно Харьковскому епископу преосвященному Христофору Сулиме и он благословил основать Ахтырскую Богородичную церковь в слободе Нововоскресенской в честь Чудотворной иконы Ахтырской Божей Матери. Основание церкви эаложили в месте, где икона замироточила. Встал вопрос о средствах на строительство церкви. Сначала церковь предусматривалось построить трехглавую.









 Впоследствии построили церковь одноглавую на средства княгини Марфы Петровны Оболенской. Закончили строительство церкви в 1807 году и освятил церковь  Старобельский протоирей Андрей Понятовский. После основания церкви слобода Нововоскресенская стала называться село Нововоскресенское (Ново-Ахтырское).                В.М.Корниенко