Это вам не баран чихнул!..

Беспамятных Леонид
                ***
       А недавно нам было семнадцать...
      И, казалось, так будет всегда...
      Мы учились тайком целоваться...
      И дружить и любить на года...
                ***

    В школьном драмтеатре предложили  роль Елеси играть по пьесе А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
   - Соглашайся, - говорят. - Ты, Леня, человек решительный.  Не каждому доверят такую роль.
     "А чего не согласиться? - думаю, - Елеся - дворовый парень веселого нрава, выпадает ему в финале счастье в судьбе. За милую душу сыграю".
      - Об чем разговор! Конечно, согласен!
      - Вот и хорошо! - обрадовался Николай Андреевич, наш режиссер.

      А вот когда началась первая читка пьесы, то обнаружил казус - по ходу пьесы Елеся должен целоваться с невестой своей Ларисой. Причем, дважды. Лариса же та - блудница. Богатая, а вот замуж никто ее не берет.


   Николай Андреевич на этом месте остановил чтение - все разом повернули головы в мою сторону. Тишина воцарилась, слышно, как муха  летает. Не заметив моего замешательства, продолжили читку.

         Слушаю текст, а в голову мысли полезли разные - ведь не приходилось в жизни   целоваться...  Иду из школы домой, ругаю  себя: «Что же натворил, зачем согласился?» 
   Предстояло одно из двух: или срочно отказаться от роли, или  начинать  учить. Всю ночь не мог заснуть, на полатях ворочался с бока на бок.


   Утром пошел к Николаю Андреевичу с твердым намерением отказаться от роли Елеси. А он, как назло, в город уехал на курсы. Деваться некуда - пришлось учить роль, сроки поджимали. Время шло. День премьеры приближался.
               
                ***
 ...И вот генеральная репетиция на сцене клуба. Облачился в сюртук, шелковую  рубаху, надел хромовые сапоги.

   Стою у крыльца овощной лавки купца Епишкина. Скрипнула дверь лавки,  обернулся: она!
Действительно, это вышла  Лариса: ямочки на розовых щечках,  в цветастом шелковом платье.
  "Надо же!" - сильно стушевался, замер, как статуя, когда увидел ее. Она посмотрела  с крыльца и улыбнулась:
  - Елеся! Вы умеете целоваться?
   Чувствую, как щеки мои огнем полыхнули, отвечаю согласно текста:
  - Само собой. Похвастаться против вас не смею, а так думаю, что занятие это немудреное.
   Она и говорит:
  - Поцелуйте же меня...
   В прищуре ее глаз  отчетливо увидел насмешку. Мне тут надо  по ходу пьесы ответить: "Даже очень приятно",  но молчу, как немой, все слова забыл. Ноги  стали каменными, два шага пройти, а не могу… Чувствую, что грим с лица на сюртук потек. Вижу, суфлер из - за занавеса губы дудкой вытягивает… Бесполезно, я совсем растерялся.


    Заметив  замешательство, она не растерялась, упустила часть диалога и продолжила далее по тексту пьесы:
  - Нет, вы не умеете. Я Вам позволяю, вы забудьте свое звание и целуйте не взирая...

   Далее Елеся должен со словами: "Только за смелостью и дело стало?" - снова поцеловать ее. Причем, в тексте пьесы черным по - белому было написано "Крепко целует Ларису".

  "Засудачат  деревенские - не остановишь, - вдруг подумал я. - Обсмеют так, что по улице потом не пройдешь".

 - Николай Андреевич, извините, но ничего у меня не получится, - опустив глаза, сознался я и, махнув рукой, присел на крыльце лавки. - Будет столько народу... Стыдно  перед всей деревней целоваться. Честное слово!

     Ох, и досталось в тот вечер от кружковцев! Чего только не услышал в свой адрес.
  - Этого еще не хватало! Ты что, оробел? - стыдили одни. - Людей не смеши! Ведешь себя, как первоклашка... Где - то бойкий на язык, а тут не можешь девушку поцеловать. Ну что здесь трудного? Чего проще?..
  - Да уж, не повезло так не повезло нам. Извини - подвинься,  таких чудиков в драмкружке не надо!- возмущались другие. А кое - кто даже пообещал и бока мне намять, если сорву премьеру.
  "И, правда,  накостыляют... Что же  делать? - лихорадочно рассуждал я. -  Вот влип в историю, так влип".

   Тяжело было ловить косые взгляды ребят.   Лишь один человек защитил меня - Миша, мой друг.  Он роль купца Епишкина играл.
  - Охолонитесь! Чего цыпляетесь к человеку, глупости разные говорите?  Напрасно, видали мы таких смелых! - сказал он, - Тут ничего зазорного нет. Целоваться принародно - это вам не баран чихнул!
   Шлепнул пятерней по колену, обвел всех взглядом:
  - Думаю, что он не глупый, успокоится. Аль не так?
 
    На сцене воцарилась тишина... Все глаза смотрели на меня. Растерянность, укор, обида, все было в этих глазах. Кружковцев можно было понять: премьера - то срывалась, так как дублера у меня не было.  А на деревенских улицах уже были расклеены афиши, приглашаюшие всех посмотреть пьесу"о несчастной любви и чванливой глупости, о горькой бедности и скупости"... 
   Миша прервал тишину:
  - Все обойдется, Леня! Вот увидишь!
   Куда  деваться? Генеральная репетиция продолжилась.

  Назавтра почти вся деревня в клубе собралась, а я опять, как заколдованный:не в  силах двинуть ни рукой, ни ногой. Направо посмотрел – мне Николай Андреевич знаки делает руками, мол, успокойся, все будет нормально...

  Этот спектакль потом возили по деревням, и благодарные зрители очень тепло  встречали. Праздник был и для них, и для нас. Мы сами делали себе праздники.