О материализме, идеализме и духовности

Антон Шумилин
В среде творческой интеллигенции достаточно широко распространены бытовые трактовки понятий «материализм» и «идеализм». Под «материализмом», как правило, понимается «преклонение перед материей» в форме потакания «низменным инстинктам» и безудержного потребления. А под «идеализмом» - вера в победу идеи над материей, и вообще позиция, при которой вера в идеалы сильнее, нежели прагматические соображения.
Разумеется, в этих интерпретациях нет ни намёка на корреляцию с той философской проблематикой, которая на протяжении многих веков рождала и рождает два противоположных решения вопроса о том, что же первично – материя или сознание. Вопреки мнению многоуважаемых творческих людей, материализм- это не синоним меркантильности и похотливости, а утверждение онтологической первичности материи. Идеализм же – не вера в идеалы, а утверждение первичности сознания (духа, субъекта и т.д.) Извращение концептуального наполнения терминов вполне вписывается в идеалистический метод познания действительности и соответствующее мировоззрение. При этом многоуважаемые граждане склонны недоумевать в ответ на утверждения о том, что духовность вполне существует без наличия каких бы то ни было трансцендентных сил. Это логично, ведь в глазах этих граждан «материалист» - меркантильный прагматик, обыватель и похотливое животное. Какая у животного может быть духовность?!
Но данные граждане не правы. Не правы в вышеобозначенных позициях от начала и до конца, если конечно оценивать «правоту» мерками объективной логики и эмпирического познания. Материализм намного более «одухотворён»  нежели идеализм, не говоря уж о том, что он намного более целостен и адекватен реальности.
Материя первична. Материя развивается по общим законам самоорганизации во времени и пространстве. Развитие, как диалектический процесс, протекает в структуризации и разрушении структуры, случайным образом формируя очаги усложнения. Сознание – плод усложнения материи (через эволюцию органики). Сознание – это процесс, и оно не существует в конкретный момент времени. Сознание не материально. Оно – есть свойство движущейся высокоорганизованной материи и, естественно, без материи не существует. Также сознание нельзя свести к материи, т.к. оно является новым качеством бытия.
Духовная жизнь человека – есть осознаваемые чувства, рождающиеся в результате накопления социального и экзистенциального опыта. Нематериальное, будучи производным от материального, тоже развивается и поэтому духовное развитие имеет предел только в рамках сознания, которое на определённом уровне саморазвития воздвигнет над собой сверхсознание.
Материализм в отличии от идеализма утверждает динамичную картину мира. Борьба двух онтологических идей синонимична парам: динамика-статика, совершенство-гармония, будущее-прошлое и т.д. Идеализм ищет мифические опоры для поддержания собственной картины мира в «абсолютной истине», боге, «нирване», но всё это является лишь проекцией образа смерти, небытия. Идеализм – философия смерти, созданная из страха смерти. А разве «абсолют» не является отсутствием всего? Является. Потому что присутствие и отсутствие неотделимы друг от друга, и абсолютное присутствие, следовательно, - это абсолютное отсутствие. Мир существует по причине неравновесности, разделённости, наличия полярных категорий, которые при взаимодействии рождают противоречия. А противоречия – двигатель Вселенной. Следовательно, абсолютный покой, абсолютная истина, и вообще абсолют – это небытие.
Идеализм – это отражение отчуждения человека в переходный этап исторического развития (от примитивного общества социальной свободы к высокотехнологическому культурному обществу свободы через экономически несвободное общество отчуждённого труда). В различных идеалистический концепциях, субъект отчуждён от чего-то высшего и стремится соединиться с ним, или познать его. Это «высшее» - задавленная сущность человека, потерявшего внутреннюю целостность в условиях экономического детерминизма. Идеализм обрекает человека на бессмысленное ожидание приобщения к «высшему», которое заканчивается смертью. Вместо того, чтобы познавать и менять реальность, идеалистические учения предлагают рефлексировать и совершать бесцельные ритуалы. Реальный и осмысленный духовный рост подменяется симуляцией.
«Одухотворённые» граждане часто упоминают важность «прозрений» и чувств. Но отчего-то в этических концепциях различных идеалистических учений, человеческое достоинство не является одобряемым чувством. Гордость (в смысле достоинства) уже с античности приобрела множество врагов, а христианство поставило под сомнение её богоугодность. Этический идеал христианина предполагает всякое отсутствие достоинства (см. «притчу о блудном сыне»), ибо рабы должны терпеть и молчать. При этом достоинство – одно из немногих исключительно социальных чувств, не имеющих аналогов в биологической сфере. Так, любовь – прекрасное социальное чувство – уходит корнями в инстинкты (материнский, продолжения рода и т.д.), ненависть – аналогично (инстинкт самосохранения). А гордость (достоинство) появляется лишь у человека, как реакция на подавление, угнетение. Небиологический характер истоков достоинства подтверждается тем, что оно противоречит  инстинкту самосохранения (эволюционно такой признак должен был бы отсеяться; негры, в своё время смирившиеся с участью рабов, в настоящее время в северной Америке живут и здравствуют, а свободолюбивых индейцев вырезали практически полностью). То есть религиозной этикой не приветствуется чувство, являющееся более прогрессивным, чем другие социальные чувства (из-за отсутствия связи с биологией человека). Почему? Потому что это чувство – чувство новой эры, эры свободного и цельного человека-творца, против которой направлен консерватизм идеалистических учений.
Материализм даёт человеку возможность осознать тенденции развития и приложить реальные усилия для реализации перспектив освобождения от экономического детерминизма и, соответственно, расцвета совершенно новых чувств, рождённых культурой человека будущего. Разотчуждение человеческой личности в будущем должно открыть новые горизонты для любви и эстетического восприятия жизни каждым человеком, но и сейчас, прикладывая сознательные усилия для интеллектуального и творческого саморазвития и взаимодействия с людьми, основанного на как можно более человеческих чувствах (возвышении человеческого достоинства и любви, а также латентных зародышей новых чувств), можно добиться такого духовного уровня, который позволит прожить насыщенную, осмысленную, высокоэстетичную и интересную жизнь.