Обзор на произведение Зои Хеллер Правдолюбцы

Елена Карпос
Стоит полюбить автора за одно произведение, как непременно ждешь от него следующего шедевра. Самое комичное заключается в том, что этому практически никогда нет подтверждения. За редким исключением. Но таким исключением новый роман Зои Хеллер «Правдолюбцы», к сожалению, не стал. Вопреки ожиданиям – разочарование. На протяжении первых глав неотступно следует мысль: «Вот если бы это произведение было написано, скажем, лет 30-40 назад, то оно, наверное, пользовалось бы бешенной популярностью у советских читателей. У критиков определенного направления – так уж точно...»  А сегодняшнее его прочтение, словно запоздавший обед из остывшего рагу по-американски, приготовленного в пресловутом мелтинг-пот.

Действие романа начинает увлекать, как ни странно, лишь с момента, когда один из главных героев, глава семейства,  известный адвокат Джоел Литвинов, сходит со сцены. А вернее – со страниц повествования, впав в кому после инсульта. Именно с этого момента по-настоящему начинают вырисовываться и характеры, и взаимоотношения героев произведения.
Возьму на себя смелость предположить, что, не пойди Зои Хеллер на поводу желания написать полу-политический, полу-семейный роман, а сосредоточившись на столкновении характеров:  Одри (жены Джоела), двух ее таких разных дочерей, Розы и Клары, приемного сына, Ленни, а также внезапно появившейся из «ниоткуда» во второй части романа подруги Одри – Джин (самое удачное, на мой взгляд столкновение: преданности и черствости), роман совершенно по-иному бы воспринимался. И действительно мог бы стать примечательным событием в англо-американской современной художественной литературе.

Да, столкновение характеров – вот, что действительно удачно получается у Зои Хеллер. Даже в пределах одной семьи, нет ни одного ее члена, который хоть сколь-нибудь был бы похож на другого, унаследовал бы гены, интересы, приверженности к туманным идеалам своих родителей. Не говоря уже о приемном сыне Литвиновых.

Джоел, ярый сторонник социалистических идей, умудряется впутать (именно впутать!) в их рамки все слои населения Америки: от бомжа до мафиози, - что лишний раз доказывает о его ложно-спекулятивной приверженности равенству и справедливости. Именно на этом базируется его желание стать известным адвокатом «угнетенных». Скандальное имя, так важное для многих американцев, становится идеей фикс. Побоку принципы нравственности: важно доказать, что он один из тех, кто состоялся как «сын свободной Америки». Будучи евреем по национальности, он и его супруга, Одри, почти что ярые антисемиты.  Но одновременно они и ярые сионисты, и атеисты, и марксисты, - и вообще ЯРЫЕ «-ИСТЫ». И не важно, что за этими словами стоит. Главное идти против всего, что тебе навязывают с самого рождения: национальность, религию, страну и прочее… Но противоречие не только внешнее, но и внутреннее.

Особенно четко прослеживается оно в характере самой Одри, которая с презрением относится и к своей старшей дочере-толстушке, Кларе, и к младшей, Розе, не проявляя особой материнской любви ни к одной из них. Роза, не видя в принципе ничего целостного ни в быту, ни во взаимоотношениях родителей, начинает свои поиски Истины. Переступив сначала порог синагоги, а затем, протестуя против правил для женщин, прописанных в Торе, через ломку себя самой, через сопротивление ортодоксальным взглядам на жизнь женщины в настоящей еврейской семье, больше в отместку родителям, чем по убеждениям, она все-таки становится почти что такой же ярой приверженецей ортодоксального образа жизни еврейской семьи.

Жизнь семьи Литвиновых стремительно начинает катиться под гору с болезнью Джоела. Окончательно рушатся внутрисемейные связи, которые и без того зиждились лишь на стервозно-пофигистском характере Одри, держащей на поводу своих дочерей. Приемный сын давно и не без помощи самой матери, подсевший на наркоту, отбивается от общей стаи при первом удобном случае только, чтобы вернуться в круг, когда наступает конец связующей нити между Джоелом и Одри.

С ужасом понимаешь, что это далеко еще не конец, а только начало настоящей драмы, превратившейся на последних страницах романа в гротескную свистопляску. Но нам, увы, не дано о ней узнать больше, чем мы уже знаем…
©Елена Karpos-Дедюхина
(2010)
http://www.goodreads.com/review/show/483447539