Автомат у стены! Эфиопский дневник 100

Гавриил Иваниченко
Война в Огадене практически закончилась. Хуссейн вернулся в Госпиталь. Мы - травматолог и я -  собрались с ним в кабинете. Обсудили ситуацию в Госпитале. Разделили палаты на троих -  поровну,  и  каждому досталось чуть больше сотни больных.     Рабочая нагрузка теперь была вполне нормальная.  Правда дома, в Союзе,  нагрузка  на  хирурга 20 больных считалась достаточной. Но здесь мы истории болезни оформляли - очень коротко, где возможно … За счёт этого больше времени уделяли лечению больных.   

Днём ко мне подошёл Абдул Кадыр и протянул лист бумаги:
- «Прочтите! Жаль, но Министерство Здравоохранения отказалось  оставить вас здесь, в Харраре. У них другие планы…» Я  прочёл – действительно, на бланке Министерства с грифом «секретно»  в адрес Фронта Освобождения Сомали было отказано оставить меня в этом Госпитале! О дальнейшем решении  Министерство  обещало сообщить отдельно, специально…

Это, конечно, обрадовало,  значит –  скоро уеду отсюда…  В Харраре действительно теперь нечего было делать. Прооперировал всех больных, которых нужно.   Обе эти командировка – в Массаву и в Харрар – были очень тяжёлые, особенно первая из них… Сейчас нужно отдохнуть после предыдущих бурных месяцев с огромными поступлениями раненых… Ведь не известно – куда ещё могут послать…

Заканчивал работу  теперь своевременно. Шёл на виллу Косьминых, и мы спокойно  обедали. Потом – отдыхали,  играли в шахматы. Я ложился в спальне на кровать, читал английские хирургические журналы, которые брал у Хуссейна – он их выписывал из Лондона. Иногда засыпал и просыпался лишь утром. Но обычно ближе к вечеру  вместе с Косьмиными шёл в Офис.

В Офисе вокруг волейбольной площадки были скамейки для зрителей, которых собиралось довольно много. В Харраре работали разные советские специалисты.  Приходили кубинцы из своего лагеря. Всем было интересно посмотреть, как русские ребят играли в волейбол с кубинскими парнями. И те, и другие – силачи и спортсмены на подбор! Удары – «пушечные»…

Эти волейбольные состязания длились до сумерек.  Офис был для всех нас  культурным центром. Все собирались там, если было время.  Когда стемнело - смотрели фильм. Фильм приходили смотреть и чешские специалисты, строившие в Харраре пивоваренный завод. Затем – отправлялись домой. И – спать до утра! Надо отдохнуть, пока это возможно…

За мной  уже не приезжали по ночам! Не было ночных поступлений раненых… Днём доставляли их поодиночке или небольшими группами… Ведь рядом – граница с Сомали… Стычки там происходят… Полного спокойствия всё ещё нет. 

Познакомился в Офисе с нашими специалистами. Они жили в 2-этажном доме, на территории Офиса. Пригласили к себе зайти, посмотреть – как они живут. Это были та женщина, с которой идя по дороге нашёл подкову, и её муж. Ребята – молодые, лет около  тридцати каждому.

Жили они на втором этаже. Двухкомнатная квартира. Первая комната –гостиная. Вторая – спальня.  В одном углу гостиной - шкаф с художественной литературой. Просмотрел заголовки – знакомые книги, читанные ещё  дома. Читать их повторно не хотелось.    У стены – диван.

В  другом углу гостиной - несколько  полуоткрытых  ящиков.  В одном из них -  банки различных консервов…  В другом ящике – гранаты… По моему непросвещённому мнению,  противопехотные… Полные автоматные рожки, россыпью - патроны… Рядом - прислонены к стене  два автомата Калашникова…

- «Не удивляйтесь! Этот арсенал у нас давно стоит!  Ещё с тех пор, как сомалийцы подошли вплотную к Харрару… Пришлось получить всё это – на всякий случай… Вдруг – нападут и на Офис!» - рассказали мне ребята.

- «Так у вас два автомата!» - спросил я.
- «Да!  Жена умеет отлично стрелять из автомата! В квартире – два окна…И нас двое… Так что голыми руками нас - не возьмёшь! Главное - во время заметить, если готовится нападение… И отбить первый удар! Ведь рядом,   метрах в двухстах, домики  кубинцев… Отряд небольшой, но ребята серьёзные, их побаиваются! Если вдруг что – придут на помощь! Видели -  играли в волейбол?  Геркулесы! Они патрулируют улицу, территорию  Офиса… Во дворе виллы Косьмина – на огромном дереве ещё сохранилась площадка из досок… Там стоял пулемёт, когда сомалийцы наступали. Кубинцы остановили  сомалийские танки… Тогда и докторам выдали автоматы… Генерал распорядился – на всякий случай…»

Я рассказал, как несколько дней назад ездил в Эрер-Готту… Мужчина помолчал, потом рассказал:
- «В прошлом году в Огадену поехала группа специалистов по своим делам на ГАЗ-69, и  - исчезла… Руководство подумало и отправило на поиски другую  группу – вооружённую… Тоже на ГАЗ-69… И они попали в засаду -   их  обстреляли… Один  выскочил из машины, стал отстреливаться… Машина развернулась… Ей  удалось уехать…  А тот, что выскочил -   потерялся в Огадене… Очень жаль его!   Уж лучше бы сидел в машине…Где он теперь?! »    

- «Вот и я, когда ехали в Эрер-Готту, всё думал – что делать в случае, если вдруг  на нас нападут… Думал всю дорогу – отвлекался этим от мыслей, что дорога была минирована… И решил сидеть в машине до последнего – авось водитель сумеет вывести машину из-под обстрела… И лишь если сопровождение бросит машину –  побыстрее  уходить с ними вместе…»

- «Да, только так… А лучше – туда не ездить… Если  удастся!» - подытожил мужчина. «Вот завтра поедем в Деревню, возле Дире-Давы… Там базар, наши жёны  упросили генерала разрешить эту поездку! Ведь сейчас затишье! А то и  конец войне… Вот и хотят наши женщины поехать туда, купить что-нибудь из одежды… В Харраре – купить сейчас нечего… Хотите поехать с нами? Вы ведь не были на том базаре… Спросите генерала… Он разрешит … Одно свободное место в машине есть…»

- «Да, я  свободен завтра! Воскресенье…  Замечательно, что  теперь я не один в госпитале – есть ещё Хуссейн и травматолог. Могу и поехать…»    Поблагодарил за это очень интересное предложение.   

Тут же отправился к генералу.  Тот  не возражал против моей поездки  с его персоналом в Дире-Дпву…Спросил – есть ли у меня пистолет… Удивился, что у меня нет никакого оружия… Сказал, что может распорядиться, и я сейчас же получу  пистолет для самообороны…

Но я категорически отказался. Ведь я человек гражданский! В моей профессии оружие не требуется!  Генерал пожал плечами, мол – «Как знаешь!» Стрелять из пистолета Макарова я умел неплохо, но не в этом дело… Моё дело – лечить тех, кому это необходимо… 

Генерал предупредил, что надо  сейчас подойти  к  руководителю  поездки -  для инструктажа. И строго соблюдать правила, о которых расскажет этот старший. Ну, к дисциплине я привык… Моя профессия, хирургия – невозможна без строжайшей дисциплины. Мне даже казалось, что в хирургии порядки и дисциплина жёстче даже чем в армии. Ведь малейшее нарушение их недопустимо, так как  чревато тяжелейшими осложнениями. 

Вечером, обмениваясь впечатлениями за прошедший день, Косьмин вспомнил, как всем медикам выдали автоматы, когда сомалийские войска подошли к Харрару в недалёком прошлом. Конечно, генерал беспокоился о безопасности медиков… Ведь бой шёл прямо у Харрара, на окраине. Но врачам  стрелять – не пришлось… Агрессоров отогнали кубинцы.

Потом приехал в Харрар Советник Посольства. О том, что доктора получили автоматы - узнал Посол. Он  приказал докторам немедленно отвезти автоматы в Посольство и сдать завхозу. Врачам оружие – не нужно… А приказ Посла – закон… Пришлось им ехать в Аддис Абебу в вагоне узкоколейки, вместе с удивлёнными  эфиопами  и  отвозить оружие.

Ведь без оружия врач – это медицинский работник, а с оружием – становится военным. И нападающие будут поступать с ним как с вооружённым военным. Так что – я поступил правильно, отказавшись от оружия.  Ехать в переполненном пассажирами (местное население) вагоне узкоколейки в Аддис Абебу, что бы отвезти  пистолет завхозу Посольства – было бы  занятием не самым приятным …