По лермонтовским местам

Братья Бирт
     В городе Пятигорске есть музей М.Ю. Лермонтова и сейчас я на экскурсии. Небольшие деревенские домики, крытые камышом. За сто рублей серебром Лермонтов со своим, почти ровесником, дядей по фамилии Столыпин, снимали домик на всё лето. В домике была прислуга. Кухонный шкаф и самовар показались мне убогими. Длинные курительные трубки, чубуки, тоже были какими-то архаичными. И только круглый столик как-то высвечивался из всего, что было здесь. Он не был ни древним, ни современным. Он был просто столиком, который поэт выносил на маленькую верандочку, выходящую в сад и писал на нём. Сейчас это был не сад, а просто дворик. Фруктовых деревьев не осталось. Прошло слишком много времени. Два маленьких листочка бумаги залиты  лаком в отшлифованную поверхность стола. На них исправления, перечеркивания, нумерация строф. Как-то мне сразу показалось все это знакомо. И я тут же подумал, что мы с братом непременно подружились бы с Михаилом Лермонтовым.
     Первая дуэль у Лермонтова была с де Барантом под Санкт-Петербургом в районе Чёрной речки в 1840 году. Сначала стрелялись. Де Барант промахнулся, а поэт выстрелил вверх. Потом сражались на шпагах. Только чудо спасло поэта от смерти. Его соперник вложил всю силу в удар и наверняка уложил бы Лермонтова, но под ногу де Баранту попал камушек, удар получился скользящий и только слегка полоснул поэта. Условие было сражаться до крови. Кровь появилась и дуэль закончилась.
     И вот в 1841 году в июле друг поэта, Николай Мартынов вызывает Михаила Лермонтова на дуэль. Он при этом сказал: «Сколько раз я тебе говорил, не шути при женщинах».
Поэт действительно шутил тогда. В доме Верзилиных играла музыка. И вот музыка закончилась и в тишине прозвучало окончание фразы, сказанной Лермонтовым «... большой кинжал». У Мартынова спереди действительно висел большой кинжал. Он понял, что шутят над ним. И это послужило поводом к дуэли. Выходя из дома Мартынов вызвал Лермонтова на поединок. Вот здесь мы и стоим сейчас. Там, на втором этаже, за небольшим оконцем, когда-то гостил поэт.
        Секунданты думали, что всё это закончится между друзьями пикником, прикупили продуктов, вина. Снова секундантом поэта был А. Столыпин. Дистанция дуэли 15 метров. Лермонтов предложил сопернику: «Я готов попросить прощение в любом месте и перед любой публикой». Но последовал отказ. Кто-то из секундантов крикнул: «Сходись», Столыпин крикнул: «Стреляй». Лермонтов ответил: "Я в этого дурака стрелять не буду", - и «выстрелил на воздух». (Но есть предположение, что Лермонтов не стрелял вверх... И всё было несколько иначе...). Но продолжим первую версию. Мартынов слышал, что его обозвали еще и дураком, и стал тщательно целиться. Послышался выстрел и Лермонтов упал, как подкошенный, даже не схватился рукой за рану, как это бывает в таких случаях. В своих воспоминаниях Мартынов писал, что подбежал к упавшему другу и поцеловал его. По приезде в Пятигорск Мартынов явился с повинной. Секундант Лермонтова отнёсся к Мартынову с большим сочувствием. Получилось так, и это странно, что за убитым поэтом приехал позже только извозчик. Ему объяснили, где это произошло. Убитого поэта привезли в тот самый домик и в ту комнату, где сейчас стоит круглый столик.
     Мне всё время думается, что окружающие Лермонтова люди, не до конца понимали, кто это был, чем занимался, что это была за величина в литературном мире. Ведь он трудился не только для современников, а для  всех грядущих поколений, как это бывает со всеми великими творцами в любом искусстве. Для окружающих Лермонтова людей, он был молодой поручик, увлекающийся литературой.
     Обе дуэли возникали как бы из ничего. Игра со смертью в «быть, или не быть»? Думаю, что эти дуэли были закономерны всё же. Писательский талант позволял Лермонтову подмечать определённые моменты, которые и вызывали у кого-то раздражение. А так, как люди в большинстве своём были невежественны, и законы бытия были тоже варварскими, то и не мудрено, что не будь второй дуэли, так была бы и третья. Лермонтов родился не в своё время. Ему надо было бы родиться хотя бы лет на двести позже.
     Похоронили его в Пятигорске, но не на кладбище, а за оградой. Только через восемь месяцев бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, забрала прах своего внука и перевезла в село Тарханы Пензенской губернии. Как-то во всей этой грустной истории мы забываем об этой женщине-страдалице, потерявшей и дочь свою, и любимого единственного внука.
     Николай Мартынов просил, что бы его судил военный суд. И добился этого. Всё наказание вылилось в три месяца гауптвахты и в пятнадцать лет епитимьи, то есть покаяния. Потом Мартынов сократил и этот срок мольбы перед Господом. У него позже родилось одиннадцать детей. Прожил он до шестидесяти лет. До конца своих дней Мартынов глубоко страдал о том, что убил поэта. Его отец, Соломон, построил в Москве дом для бедных во искупление грехов своих и сына.
     В своём романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает дуэль между Печориным и Грушницким. Это очень жестокая и мстительная дуэль на очень смертельных условиях: с шести шагов, да на краю пропасти. Что это? Подсознательная вариация будущей своей дуэли?
В романах «Вадим» и «Герой нашего времени» смерть витает почти в каждом эпизоде. Писатель Лермонтов пишет: «Ведь хуже смерти ничего не случится». И ещё одна тематика, переплетаемая с первой – это любовь. «Женщины, женщины, кто их поймет? Их улыбки противоречат из взорам, их слова обещают и манят»… Лермонтов был молод, а отсюда и вот это возвышенное чувство чести, поднятое на неимоверную высоту. На вершине этой нет места двум ипостасям: смерти и жизни. Только одна из них может оставаться там.
     Наша экскурсия устремляется ввысь. По канатной дороге желто-красный вагончик со всей группой мчится к вершине горы Машук. На склоне горы, на обнаженной скале, показался наскальный рисунок головы Ленина. Довольно-таки немаленькое изображение. Оно появилось здесь в тридцатые годы прошлого столетия. Видимо уставшие от своих революционных дел деятели, имели такую власть, чтобы облик их вождя появился и здесь. И вот, в наши дни, неутомимый образ Ильича смотрит с горы на Пятигорск.
     На кабардинском языке название Машук переводится как «гора у просяной долины». Вагончик своим днищем ударяется о гибкие ветки деревьев и стремительно возносит нас к вершине. Там мы выходим на деревянный помост. Внизу, под пеленою облаков, остался город Пятигорск. Его невидно. Будто мы летим на самолете, а не стоим на вершине горы. Совсем недалеко возвышается гора Бештау, окутываемая подвижным серым туманом. «Если вам повезёт, - говорит экскурсовод,- то вы увидите Эльбрус. Отсюда до него по прямой девяносто километров. И только он это произнёс, как туман рассеялся и перед нами там, вдали, показалась двугорбая гора Эльбрус в лучах заходящего зимнего солнца. Это продолжалось минут пять. И снова вездесущий туман поглотил эту картину. Затем по канатной дороге мы спускаемся к подножию горы, то есть в Пятигорск. Сюда Лермонтов впервые приехал в 1825 году со своей бабушкой, потом в 1837 году и, наконец, в 1841 году. Один из минеральных источников так и называется:  «Лермонтовский». Здесь он лечился. И вот мы у грота Дианы. Две небольшие колонны и кладка из камня. Но это название «грот» слишком помпезное, как мне показалось. Так небольшая искусственная пещерка. Она создана по проекту братьев Бернардацци в ознаменование первого восхождения российских альпинистов на гору Эльбрус. Эти 5642 метра над уровнем моря удалось покорить только одному из участников экспедиции.
     Здесь в гроте Дианы Михаил Лермонтов был организатором вечера. Вот эта небольшая площадка перед гротом была устлана коврами. Всю ночь поэт готовился к этому балу и успешно провёл его. Многим это запомнилось.
     В центре Пятигорска установлен бронзовый памятник М.Ю. Лермонтову. Средства на его сооружение собирались десять лет и в 1889 году состоялось его открытие. Автор и скульптор А.М. Опекушин. Этот памятник считается самым удачным изображением поэта-писателя Лермонтова. Он сидит на скамейке, устремив взгляд на Кавказские горы. Рядом лежит раскрытая книга.
     И еще я вспомнил, как в одном из писем Михаил Лермонтов пишет, что вёз с собой чемодан наполовину заполненный листками. Он был не только талантлив, но еще и трудяга. И обстоятельства жизненные не совсем уместные для творчества, а человек пишет. Как это здорово! Он не может без этого. Талант идёт из него, как целебный источник из земли. Если талант есть, значит, он есть. Мартынов в своих воспоминаниях написал, что «сочинительство давалось ему легко». А сколько и что мог ещё подарить литературе этот человек!
     В свои молодые годы и столько написать! Надо, видимо, быть не только талантливым, не только трудолюбивым, но еще и одиноким человеком. Так сложились жизненные обстоятельства, что чувство одиночества было знакомо Михаилу Лермонтову с детства.
     Уже почти стемнело, когда мы подошли к месту дуэли. Высокий белый памятник-обелиск скульптора Микешина. Вокруг столбики с цепями и по углам орлы. Это уже работа других авторов: Дитриха и Козлова. Памятник сооружен в 1915 году. Какие только бури ни проносились над Кавказом, а он остался стоять. Сейчас в сумерках, памятник подсвечивается прожекторами и смотрится очень торжественно и красиво. Вообще-то точное место дуэли так и не смогли определить. Даже нашли через сорок лет после дуэли того извозчика, который вёз тело поэта. Но он так и не вспомнил, где же это было. И не столь важно именно место, сколько внимание народа, который вот таким образом внёс свою лепту в память о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Февраль 2009 г.