Теория эмоциональной эквивалентности

Олег Басин
            Саморегулируемая система существует за счёт обратной связи, а обратная связь требует постоянной оценки. Это всё банально и непреложно.

            Существуют и сложные виды саморегуляции, при которых обратная связь должна осуществляться не только по одному параметру в одном чётко обозначенном месте, но и между различными частями системы при том, что и параметры тоже различны. В этом сложном случае саморегуляция системы возможна, если между параметрами оценки выверены эквивалентные отношения.

            Эквивалентность — это вид отождествления, при котором качество считается условно неразличимым, а количество устанавливается в заданных определённых соотношениях. Условная неразличимость качества достигается его количественной оценкой, количественным назначением, количественным выражением (это уже в статистическом смысле). Допустим, мы хотим определить качество зажигалки. Для этого произведём с ней сто попыток зажигания; и отметим: сколько раз из ста попыток она зажжётся — это и будет оценкой её качества посредством количественного параметра. Такой перевод, безусловно, приводит к потере следственно-причинных связей, это же касается и категории эквивалентности (помните фразу: «деньги не пахнут»?), но только лишь за счёт него приобретается возможность быстрого регулирования в сложной системе. Качество продуктов становится неразличимым, а единственное различие между ними поддерживается их происхождением от различных источников и назначается в эквивалентных соотношениях согласно установленному порядку (Столько-то сюртуков на столько-то топоров. Помните, как у Маркса в «Капитале»?).

            Эмоциональная функция обеспечивает именно такое эквивалентное сложное психическое саморегулирование за счёт универсализации оценки всевозможных телесных параметров. Именно через тело мы определяем качество того или иного объекта окружающей среды, но, прежде всего, мы определяем качество своих собственных состояний, а потом уже то, как на них влияют окружающие объекты. Мы воспринимаем качественные состояния  своего тела, своего организма, а качество окружающих объектов определяем через их влияние на наше качество.

            Восприятие пронизывает и наполняет собой всё наше существование. Восприятие делится на две основные категории: восприятие собственного тела и восприятие окружающего. Восприятие внутренних наших состояний и позволяет определять их качество до мелочей, поэтому даже внешнее восприятие является вторичным по отношению к восприятию внутреннему. Каждый уголок нашего тела во время его действия испытывает на себе некий физиологический расход, который покрывается частично, полностью или с избытком физиологическим доходом. Эта разница, собственно, и оценивается путём эмоционального возбуждения, как правило, мелкого и мимолётного, так что довольно незаметного, если не концентрироваться на нём специально.

            Эмоциональное возбуждение — это ещё не эмоция, так как эмоция характеризуется общим подъёмом многих ощущений и их массовым выбором. Эмоциональное же возбуждение — это подъём, выделение и оценивание одного локального ощущения с точки зрения его пользы для всего тела. Точнее, конечно, пользы не самого ощущения, а фактора, вызывающего его.

            Каждая мышца нашего тела, например, обладает способностью ко внутреннему ощущению соотношения расхода и дохода, что может вызывать эмоциональные возбуждения различных направлений: либо привлечения к данному действию, либо отстранения от него. Можно создать приятное мягкое напряжение для мышц, например, при потягивании тела или при лёгкой разминке, а можно почувствовать дискомфорт.

            Эмоциональное возбуждение — это тот перевод качества того или иного действия внутри нас в некий универсальный параметр, обладающий лишь количеством и регистрацией источника. Эмоциональное возбуждение, таким образом — это средство установления эквивалентных отношений между процессами тела. Участвуя в сложном процессе, мы испытываем как локальные перерасходы, так и локальные сверхдоходы; и обобщаем всё это в единой системе нашего тела за счёт эквивалентных возможностей эмоциональной возбудимости. Т.е. где-то мы теряем в ощущениях и в физиологии, а где-то тут же приобретаем, и путём суммирования того и другого можем компенсировать некоторые умеренные допустимые неблагоприятности, создавая общее сложное суммарное эмоциональное возбуждение.

            Если эмоциональное возбуждение сопутствует ощущениям, то эмоция сопутствует впечатлениям. Впечатления — это комплексы ощущений, заблаговременно, т.е. значительно раньше, прикреплённых условными рефлексами к определённым врождённым психическим реакциям. Впечатления подобны аккордам на музыкальном инструменте, когда задействуется некоторая комбинация клавиш из всего набора. Если каждое внутреннее ощущение способно нести свой потенциал эмоционального возбуждения или расходовать его в расчёте на компенсацию, то впечатление упорядочивает этот процесс путём комплексности подхода. Отличие впечатления с его эмоцией от ощущения с его эмоциональным возбуждением — это как отличие предприятия от кустаря-одиночки.

            Эмоциональные потоки, будь то просто эмоциональные возбуждения (простые или сложные), полученные от одного или нескольких ощущений сразу; или эмоции, принадлежащие впечатлениям — это средство эквивалентного упорядочивания, перерасчёта и общего регулирования в системе организма. Только эмоциональный способ оценки своих собственных состояний позволяет саморегулироваться сложной системе и определять тотальный выигрыш или тотальный проигрыш, а также создавать предпосылки для восприятия и оценивания всего окружающего.