Всем миром

Сергей Журавлев
Когда-то давно бытовало на Руси выражение «всем миром». Всем миром строили дома, школы, церкви, целые деревни. Со  временем, эта традиция ушла в прошлое вместе с укладом общинной Руси, но удивительно, что первые объекты атомной энергетики создавались именно так - «всем миром», стирая границы между странами и национальностями.

Уже в начале 1973 года в странах СЭВ начинает создаваться промышленность, способная производить энергетическое оборудование для атомных станций. А в 1979 г. главы правительств стран-членов СЭВ подписали Соглашение о многосторонней международной специализации и кооперировании производства и взаимных поставках оборудования для АЭС.

Крупные специализированные мощности для производства атомного энергетического оборудования были созданы в объединении "Шкода", на Витковицком комбинате, энергомашиностроительном заводе в г. Тлмаче в ЧССР, на предприятии "Ганц Маваг" в Венгрии, на заводах "Рафако" и "Факоп" в Польше.

Вместе с этим расширялись производственные мощности и в СССР. Оснащались новейшим оборудованием Ижорский, Подольский машиностроительный, Харьковский турбинный, Ленинградский металлический и другие заводы. В Волгодонске был построен крупнейший в мире реакторостроительный завод "Атоммаш", настоящий гигант, аналога которому по производственным возможностям в мире не было. Отечественная атомная отрасль была переориентирована на сооружение крупных промышленных АЭС мощностью 4-6 млн. кВт с реакторами «миллионниками», то есть с единичной мощностью 1 млн. кВт и более. В цехах «Атоммаша» размером в несколько гектаров и оснащенных самым современным оборудованием трудились около 30 тысяч человек.

Программа развития атомной энергетики в СССР и странах-членах СЭВ, а также в Финляндии и Ливии предусматривала ввод примерно 7-8 тыс. МВт ежегодно в нашей стране и 2-3 тыс. МВт за рубежом. Страны-члены СЭВ встретили эту идею с энтузиазмом. Участие в кооперации по производству оборудования для АЭС давало им возможность изготавливать современное оборудования, повышать квалификации рабочих и инженерно-технических кадров, осваивать передовые технологии, переводить промышленность на новый качественный уровень, повышать занятость населения и так далее. А там было подробно расписано – для каждой страны, для каждого блока: кто главный конструктор, кто генеральный проектировщик, кто поставщик и что поставляет. Все реакторостроительные фирмы и соответственно страны Запада внимательно следили за ходом этого эксперимента. 

Интеграция была вызвана желанием стран СЭВ участвовать в этом процессе. Да и без кооперации было бы сложнее осуществить такое массовое строительство. ЧССР изготавливала реакторные установки, паровые турбины, парогенераторы, трубопроводы большего диаметра Ду-500 и -850. В ГДР – мостовые краны, полярные краны, транспортно-технологическое оборудование. В  Венгрии – перегрузочные машины и оборудование спецводоочистки. В Болгарии – шлюзовые двери и оборудование биозащиты, конденсаторы, осевые и артезианские насосы. Польша – компенсаторы объема, теплообменное оборудование, резервные дизель-генераторные станции, системы внутриреакторного контроля. Румыны делали гидроёмкости системы аварийного охлаждения, ГЦН. Югославы – мостовые краны, питательные и специальные насосы, оборудование контура многократной принудительной циркуляции и барабаны-сепараторы для реакторов РБМК.

Всего изготавливалось более 140 наименований оборудования, около половины из них  поставлял СССР. На заводы и в организации стран-членов СЭВ было командировано свыше 1700 специалистов из СССР.