Дополнительный модуль

Евгений Черняев
Скейтборд, словно, прилип к ногам. Весенний воздух на полной скорости врывается в легкие, глаза щурятся от пыли и ветра.
Прыжок, и я на ступеньку выше. Пригнулся, резкий поворот, остановка. Яркий луч солнца ослепляет глаза.
Что еще нужно? Только я и доска, разве что…
Дерево в пяти метрах от меня медленно тает, дорога, кирпичик за кирпичиком, теряет цвет, становится бесформенной серой массой.

Снимаю шлем виртуальной реальности.
Чего-то не хватает. Хорошее начало, но просто кататься… этим уже не удивишь… Добавить травму и влюбленность?
Задумался: ладно, к этому сценарию еще вернусь.
Возвращение в реальность раньше шокировала, словно пробуждение, только что было одно настоящее, а теперь вообще другое, но такое же настоящее. Мозг не мог принять и увидеть разницы. Но после прыжков в глубину и обратно многократно, в течение дня, грань стирается, уже все равно, что за сон ты видишь: компьютерный или свой собственный. 
Смотрю на часы. Там я пробыл пятнадцать минут.
Звонок.
Вызывают - совещание.
- Ладно, сейчас буду.

Ну что, давай, что нового? Увеличиваем ощущение реальности? Куда дальше? Без того игроки полностью забывают не только про шлем, но и про существующую реальность. Новые сценарии? Спасибо тем временам, когда снимали фильмы. Сценариев реальности за то время накопилось предостаточно, начиная от легких любовных приключений, заканчивая глобальными катастрофами, пришельцами из космоса и вирусами, которые превращают твое тело в сиреневую биомассу.
Что тебе нужно? Что тебе нужно еще?
Перестаю бесцельно возить ручкой по бумаге. Может послушать, о чем он говорит?
Прислушиваюсь. Босс сух, как всегда.
- …Игроки требуют возможности управлять игрой…

Смешные… Опять за старое. Да как же управлять, игрой если ты не знаешь, что это игра?
Говорю это в слух.
- Босс, как управлять игрой, если ты не знаешь, что в игре?
- Нам нужно придумать дополнительный модуль, который даст возможность перенастраивать игру... Не выходя из нее.
Тоска…
- Это не возможно…
Сопротивляюсь? Интересно почему?
Вероятно, именно я получу работу над этим модулем.
Но это действительно невозможно. Мы достигли максимального погружения. Это означает полное отключение от реальности. Игрок думает, что он живет там по настоящему. Пусть сценарий написан кем-то из наших, пусть все там заканчивается иногда даже быстрее чем обычный сон, но игрок ни на секунду не может усомниться в том, что все происходит на самом деле, включая космических пришельцев, и вирус, разъедающий тело.
А чтобы управлять игрой из игры, нужно, как минимум, знать, что это игра. 

Мчусь по вечернему парку на велосипеде, скорость максимальная, шины мнут сухую осеннюю листву, волшебный запах вечера кружит голову, мышцы приятно ноют после десятикилометрового велокросса, еще один поворот и я спущусь к озеру. Перед поворотом решаю не снижать скорость, но под колесами оказывается небольшая лужица, не справляюсь с управлением.
Падение. Боль.
Ничего не вижу. Боль затмевает все, заполняет все существо. Остается точка, которая давит, точка, которая мешает увидеть красоту.
- Вам больно?
Девушка. Лет двадцати. Симпатичная, кого-то сильно напоминает.
Улыбаюсь в ответ. Где-то в теле просыпается странное ощущение. Странное и невероятно приятное. Слова. Я потерял способность вспоминать слова. В горле сдавленное ощущение и напряжение. Хочу сказать хоть что-то, напрягаюсь…
Реальность тает, сначала исчезает девушка, потом деревья, потом все остальное, как «выкл» в телевизоре, остается только белая точка в центре, потом исчезает и она.
Тысячу раз вижу эту точку, и каждый раз именно она удивляет больше всего.
Снимаю шлем, отключаю коннекткабель.
Еще одна любовная история?
Хватит!
 
Работа над новым модулем досталась мне. Если получится – получу свободу. Во всех отношениях. Мне больше не нужно будет придумывать сценарии. Игроки начнут выдумывать их сами, меняя игру в процессе игры.
Но как это сделать?
Дополнительное оборудование?
Что это даст?
Дополнительные органы чувств в игре?
Но из игры нельзя управлять оборудованием.
 
Последним нашим достижением стал страх. Он сделал игру восхитительной. Этот модуль до сих пор считается лучшим изобретением.
Страх потерять игру. Страх, что игрока может не быть. Тот, кто придумал страх - получил свободу. Он изобрел страх, что можно потерять ненастоящую реальность. Теперь игрок отчаянно сражается с инопланетными пришельцами не потому, что ему интересно победить, а потому, что боится потерять их, и ту реальность, где он их видит.
Улыбаюсь. Всегда улыбаюсь, когда об этом думаю. Гениально – добавить в игру - страх потерять игру.
А сейчас уже наигрались, и в это многим надоело.
Многие требуют возможности управлять игрой, не выходя из игры. Многие хотят создавать игру, прямо в игре.
Как, Скажите?!

- Привет тебя как зовут?
- Нина!
- Нина. Повертел на языке. Красивое имя. Хочешь мороженного?
Она улыбнулась той самой улыбкой, которую я всегда помнил, просто не знал этого. Сейчас эта улыбка разбила меня пополам.
Мы шли вдоль домов. Прохожие, - мужчины женщины, каждый, думая  о своем, проживая свою маленькую и незаметную мне жизнь, каждый отдельно и все вместе, здесь.
Солнце. Скейтборд под рукой и бесконечная весна.
Неожиданно слышу странный громкий звук, это автомобиль вырывается с дороги и прямиком несется на нас.
Все, что я успел – это повернуть голову, увидеть еще раз эту улыбку.
Серая пелена.
Снимаю шлем, отключаюсь.
Нет, так не пойдет.
Перед тем, как выйти, нужно часть игрового времени потратить на предупреждения, - это добавит ощущений.
Пусть они повстречаются. Она расскажет, что ее маму сбил автомобиль, и что она их теперь боится….
Да…
Понимаю, что идея управления игрой в игре – захватывает мой ум  все больше и больше.
Молча смотрю на шлем.
Боязнь потерять себя.
Хорошо, пусть меня сбивает автомобиль, но я не выхожу из игры. Я остаюсь в игре, но после шока понимаю, что это игра.
Интересно чем понимаю?
Но ход правильный.
До этого выход из игры был стандартный.
Как кульминация – боязнь потерять игру и себя в игре, - темное бесформенное пространство, без звуков изображения и эмоций. Дальше возвращение в реальность. А что если не выводить из игры, а из пространства, где ничего нет, возвращать обратно в игру.
Хорошая идея.
Бросаюсь к блокноту, чтобы записать.
Но что нам это дает в плане управления?
Правильно – ничего.
 
- Ты такой красивый. Мне кажется, что мы с тобой вместе уже целую вечность.
Я улыбнулся. Хорошая у меня жена.
- Хочешь, я покажу тебе чему смог научиться?
Она улыбается в ответ. В глазах азарт. Как же я люблю ее за этот азарт.
Я прыгнул на доску. И понесся вперед. Скейтборд, асфальт, прохожие, весна.
Сейчас будет поворот, там дорога шире…
Поворот…
А там автомобиль. И крик, где-то вдали. Это кричит она.
Взрыв. Серая пелена. Нет ни чувств, ни эмоций. Кто я? Где я?
 
Открыл глаза, яркий свет. Лежу в постели, рядом она. Она плачет  и улыбается. Невероятно. Она плачет и улыбается.
- Я так за тебя испугалась!
Я пытаюсь вспомнить, что случилось. Вспоминаю ее крик и серую пелену ужасающей бесконечной пустоты, где нет ничего. Со скрипом выдавливаю из себя:
- Что случилось?
- Тебя сбила машина, но ты остался жив.
Снова хлюпает носом, а потом начинает таять.

Я со злостью откинул шлем.
Не вспомнил… Опять.
Сбивал себя автомобилем, раздавливал бетонной стеной, разбивался из-за неисправности парашюта. В одной игре долго и мучительно болел, в другой меня похитили в плен и в течении двадцати лет избивали и пытали. Уходил в горы к древним мудрецам, они мне долго внушали: тебе все это снится.
Но так и не вспомнил.
Не смог вспомнить про реальность даже когда страх потерять игру превышал все допустимые нормы.
Страх… Замечательное изобретение. Ох как он щекочет нервы в игре. Хотя, что он там, этот страх? Иллюзия. Модуль написанный гением.
Маленькая юркая догадка мелькает в сознании.
Вспоминаю тот день, когда модуль представляли Боссу.
Он взвешивал идею постоянно повторяя:
- Иллюзия потерять себя, говорите?

Снова одеваю шлем.

 
- Привет Босс!
- Ты выглядишь так, как будто открыл новую галактику.
Хитро щурюсь. Люблю выжидать паузы.
- Я написал дополнительный модуль.
Он тоже любитель пауз. Но он сдается первым:
- Показывай.
- Управление игрой, помнишь?
Еще пауза. Он пытается предсказать – действительно ли я нашел.
Нет. Он знает, что нашел, только боится поверить.
Потому, что если я действительно нашел, то он  потеряет меня, - я получу свободу.
Хорошо пусть боится – это мне на руку.
Объясняю.
- Модуль появился на основе страха потерять себя. Механизмы действия на сознание очень похожи.

Люблю паузы.
- Чтобы появилась возможность поменять игру игрок должен выйти из игры. А что если он не будет выходить? Что если игрок получит только иллюзию того, что вышел? Игрок увидит сценарий, где он снимает шлем где он, как будто в той реальности из которой входил в игру. Тогда он сможет создать ТАМ СВОЙ сценарий.

Босс не сразу понимает.
Повторяю.
- Игрок будет думать, что он вышел из игры, продолжая находится в игре.
Босс. Кивает. Улыбается, и кивает.
- Иллюзия выхода из реальности? Что же ты удивил меня… Модуль готов?
Протягиваю ему часть программы. Он вертит в руках, прощаясь со мной.
- Ты выполнил контракт. Теперь ты свободен.
 
Выхожу. Добился.
Игроки получат иллюзию воспоминания, а вместе с ней возможность менять игру, не выходя из игры.

Одно я не сказал Боссу.
Что невозможно управлять игрой, находясь в игре. Иначе игра теряет весь свой смысл.
Не сказал, что получая иллюзию воспоминания, тот самый новый модуль, - игроки не смогут поменять игру, они будут думать, что меняют игру, им будет казаться, что они сами придумывают новый сценарий, что сами совершают выбор. Но все это тоже часть сценария, не более того.
Так что игроки получат лишь иллюзию управления игрой.
Мнимый выбор, хоть и немного не похожий на те, которые проигрывались раньше.

Но к тому времени, когда все это поймут, я буду очень далеко.