Дорога жизни

Андрей Митченко
Грузовик тронулся с места. Было слышно, как водитель со скрежетом переключает скорости. Дорога была проселочная с небольшими ухабами. Пассажиров, сидевших в кузове машины, то и дело, бросало из стороны в сторону.

Было раннее утро. Вокруг лето. Зелень. Ясное небо. Всходило солнце. Воздух был свежий, очищенный ночным ветерком.

Они сидели на полу кузова, молчали, не взначай, подсматривая друг за другом. Люди виделись первый раз. В их движениях чувствовалась усталость и отрешенность. В глазах прятались догадки, надежды и отчаяние.

Прошло немного времени. Каждый стал потихоньку привыкать к остальным. Пять мужчин разного возраста, телосложения, взглядов начали искать предлог для разговору.

Первым решился самый старший на вид мужчина. Седые пышные волосы, карие глаза, прямой нос. Он сидел, сложив ноги в стиле «почти йога», покачивая головой из стороны в сторону под такт движению машины, при этом, не стесняясь, изучал своих новых соседей.
- Андрей меня зовут. Если кому здесь интересно, – несколько вызывающе обратился ко всем седовласый мужчина.

Все посмотрели на него. Кто поднял голову, направив свой затуманенный взгляд, кто только зыркнул, а кто доброжелательно, с небольшой ухмылкой, принял предложение беседы.
 
- Я – Дима, – тихим голосом сказал сосед справа. Ему было лет тридцать. Худощавый. Внешность состоявшегося интеллигента. Очки в аккуратной черной оправе, из которых смотрели умные глаза, тонкие руки, которые держали только карандаши и ручки, сжатость и смущенность в движениях.

- Анатолий, – выстрелил громким басом здоровый мужлан, сидевший напротив Андрея. Большие ручища, ненакачанные, но хранившие в себе силу, голова буйвола, короткая стрижка, несколько туповатое лицо. Добрые глаза. Ему было лет сорок. Кожа была загоревшая, скукоженная, грубоватая. Казалось, что он только что вернулся с поля, где собрал весь свой урожай.   

- Меня Аркадий зовут, – юношеским печальным голосом сказал паренек двадцатилетнего возраста, прятавшись в углу кузова машины. Назвав свое имя, он отказался от продолжения разговора, закрыл глаза, вновь уткнувшись лбом в сложенные руки на своих коленях.

Оставался еще один потенциальный собеседник, который проигнорировал знакомство. Он сидел слева от Анатолия, повернувши голову, вглядываясь в прорезь, образовавшуюся между частями накинутого на кузов тента. Там, в прорези, удалялась дорога, мелькали деревья, подымалась и опускалась пыль. Позади грузовика ехала еще легковая машина. Она, то приближалась к грузовику, то удалялась от него. Ее очертания то становились четкими, то прятались в клубах пыли. Человек был зрелого возраста. 45 лет. Глаза были красные. На лице читалась усталость. Было видно, что практически не спал. Ему явно не хотелось говорить свое имя. Он был сам по себе.

Но Андрей, который все это начал, решил довести знакомство до конца. Все представились и конечно, ожидали, что тот последний, который не хочет знакомиться, даст возможность замкнуть круг общения, назвав свое имя.

- Уважаемый! – с повышенным тоном в голосе Андрей обратился к незнакомцу. Все остальные, уже ставшие соучастниками по знакомству, повернули свои взгляды на него. Незнакомец не устоял. Резко повернув голову, он демонстративно кивнул и твердо произнес: «Имею честь представиться. Имя мое Ибрагим».

- Но вот и отлично! – продолжил улыбкой в голосе Андрей. – Теперь можно и поговорить!
- Под бутылочку! – проявил фантазию Анатолий.
Все улыбнулись. Общение начинало потихоньку набирать ход.

Никто сильно не горел желанием общаться. Просто каждый понимал, что так он сможет хоть немного переключиться, уйти от себя, погрузившись в общий разговор.

- Погода хорошая! – значащим, философским голосом сказал Ибрагим.
Анатолий попытался схватить нить разговора.
- Я в такую погоду дома не сижу. До вечера пашу на земле, а уж вечерком, могу расслабиться, посидеть по-теплому, что-то смастерить да починить.

- Если такая погода на выходные, - высказал Андрей, - я с раннего утра на рыбалке. С ума схожу по ней. Вся любовь в жизни – жена, дети, внуки и рыбалка. Андрею стало тепло от этих слов. 

- Я не рыбачу, – в противовес Андрею выразился Дима. – Мы с женой… Детей у нас пока нет. Мы выезжаем на природу. Любим бродить везде. Собираем гербарий. Получаем удовольствие от всего. Любим костер, картошечку печеную. Эх!   

- Картошечка на костре. Это хорошо. Но если бы Вы попробовали мою уху на костре, больше бы вы ничего не пожелали, – хвалил себя Андрей.

- А я люблю звезды, – вклинился Ибрагим. – Костер! Чистое поле! А небо. Оно такое громадное, и все горит, блестит.
Последние слова Ибрагим сказал особенно страстно, через сердце.

В кузове грузовика воцарилось молчание. Аркадий, сидевший в углу, разговор не поддерживал. Но все остальные уже хотели продолжение.

- У меня двое детей! – похвастался Анатолий. – Девочке три годика, мой зайчик, а пацану все десять, весь в меня.

- Я дедушка. Двое детей. Трое внуков. Это такое счастье. Мне повезло в жизни. Готов себе в этом признаться. – Андрей вздохнул.

  - Жена беременна. Через два месяца рожать, – сказал Ибрагим.

Опять в грузовике воцарилось молчание. Анатолий, Андрей и Дима, понимающе, посмотрели на Ибрагима.

- Кто чем занимается или занимался? – обратился ко всем Дима. – Я инженер - конструктор. Думаю по мне это видно.
Анатолий кивающе улыбнулся.

- И что ты конструируешь? Если это, конечно, не государственная тайна, - заговорщицким голосом спросил Андрей.

- Я разрабатываю… летательные аппараты, – гордо сказал Дима.
- Ух, ты! – Анатолий протянул руку в знак уважения. Дима ее пожал.
Андрей и Ибрагим уважительно взглянули на Диму.

Анатолий тоже решил рассказать о своем деле.
- Я работаю фермером. У нас с женой и детьми своя земля. Работаем не покладая рук. Земля нас кормит.

-   Я свое уже отработал, – продолжил Андрей. - Лет пять назад ушел на пенсию. Работал на машиностроительном заводе. Всю жизнь свою ему отдал. Прошел путь от слесаря до начальника ремонтного участка. Каждый болтик, гайку знал. Жена настояла. Сказала: «Хватит, Андрюша, для детей пожить не смогли, так хоть для внуков поживем».
 
  - У меня свое дело, – Ибрагим повернулся лицом ко всем остальным. – По-разному было. Два года назад бизнес начал давать на жизнь. Решил жениться. Встретил Алию. Она у меня красавица.
- Мою красавицу Наташа зовут!
- Мою Лена!
- Оленька, любовь моя!

Вновь воцарилось молчание. Пассажиры почувствовали, как грузовик повернул на право. Солнце начало набирать силу, и свет пробираясь через тент в кузов грузовика, пробегая по одежде и лицам людей, ласкал их уставшие глаза.

- Эх, сейчас бы шашлычку, – проглотнул слюну Дима.
  - Борща, - поддержал Анатолий.
- Пельменей или вареников с капустой и картошкой, - Андрей от удовольствия закрыл глаза.
- Я сейчас съел бы тарелочку азу, - сквозь зубы проговорил Ибрагим.

Здесь Андрей неожиданно для всех прямо обратился к Ибрагиму.
- Ты мусульманин, Ибрагим?
Ибрагим ответил: «Да, я мусульманин. А что?»
- Ничего! – Андрей поднял руки вверх. – Я, например, католик.
- А я в православной вере, - поддержал разговор Анатолий.
- Моя религия иудаизм, - проговорил Дима.
- Как интересно! – Андрей задумчиво окинул всех взглядом.
- Наверно сейчас начнется полемика на религиозную тематику. Лично я - против. Не хотелось бы испортить мнение обо всех нас. – Дима не желал такого направления разговора.

- Разве здесь и сейчас это важно. – Андрей тоже выразил свое «против». – Я смотрю на тебя, тебя, тебя, себя, на нас всех и вижу, что мы сильно отличаемся друг от друга, но это не мешает нам оставаться людьми. Думаю, что Боги, или их проявления, как кому угодно, не хотели бы, чтобы люди ссорились, дрались и убивали друг друга из-за них.
- Если бы они этого хотели, - Дима закончил мысль Андрея, - они были бы не Боги.   
        - Да, это ты точно подметил, - согласился Анатолий.

- Религии может быть у нас разные, - заключил Ибрагим, - но любовь у всех одна. И милосердие, и сострадание, и радость. И их не перепутаешь. И не станешь называть их разными словами, рисовать для них свои образы. Нет в них множественного числа. Если мы можем любить, значить мы можем и верить. Вот что я Вам скажу здесь и сейчас.
Все прониклись словами Ибрагима.

Аркадий, который все это время молчал, поднял голову и, отрешенно смотря вдаль, сквозь слезы, сказал: «Когда я вернусь домой, все что я хочу, так это крепко-крепко обнять свою маму!»
Андрей, Ибрагим, Дима, Анатолий смотрели на Аркадия и молчали. 
Грузовик повернул еще раз.
- Я вернусь, и буду жить для всех, для каждого! – хрипом сказал Андрей.
- Я вернусь и отдам всего себя своей жене и своему ребенку! – твердо сказал Ибрагим.
- Я вернусь и подарю людям немного надежды! – с огнем в глазах сказал Дима.
- Я вернусь, лягу на землю, расправлю руки и глубоко вдохну, крепко захвачу землю руками, всю ее обниму, сожму, – промолвил Анатолий.

Грузовик стал сбавлять скорость и остановился. Через мгновение тент поднялся. Борт кузова опустился и строгий голос скомандовал: «Бегом! Бегом!! Бегом!!!».

Пассажиры грузовика начали спрыгивать на землю. Здесь их встречал офицер в красивой военной форме. Чуть в стороне стояла рота солдат.
Они прошли несколько метров. Остановились возле оврага. Выстроились в ряд.
Офицер скомандовал: «Товсь». Прошло мгновение. «Пли».
Тела скатились в овраг.

        Расстрельная рота побрела обратно на свое насиженное место под тенью дерева. Офицер подошел к водителю грузовика и поторопил его. Летний день был уже в разгаре. А сегодня, как и вчера, еще нужно было сделать десять ходок до захода солнца.