Птичьи истoрии

Алла Зиливинская
Исключительно на любителя ...               
                ...  Год  за   годом  в  памяти   перебирая ...
В наш  Американский  садик  в  Бруклине  пришла  осень  и  появились  птички,  которых  увидишь  только  осенью.  Очевидно,   это  -- кочующие  птички,  которые  с  теплом  улетают  на  Север,  а  по  мере  наступления  зимы,  кочуют  в  обратном  направлении.  Очень  милые  почти  кругленькие,  шоколадного  цвета,  с  очень  коротеньким хвостиком  и  острым  клювиком,  эти  неброские  птички,  почти  невидимые,  т.к.  все  время  проводят  на  земле  под  кустами,  роясь  в  ворохах  сухой  листвы,  и  только  громким  шорохом  обнаруживают свое  присутствие.  Такие  маленькие  труженницы,  день-деньской  без  устали  делают  свое  дело  на  Земле.  Когда  они  появились  и  обратили  на  себя  внимание,  это  была  целая  стайка,  громко  и  пронзительно  кричащая,  и  этим  вызывающая  удивление  -  казалось,  произошло  что-то  ужасное  в  их  стане!  Я  не  понимала,  чем  был  вызван  такой  гвалт,  и  стала  наблюдать,  затаившись.  Вот  одна  птичка  отделилась  от  стаи  и  шмыгнула  в  оттопырившийся  карманом  пальмовый  войлок,  выстилающий  подвесное  кашпо  с летними  цветами,  найдя  в  нем,  очевидно,  удобное и  безопасное    гнездышко.  Как  только  птичка  устроилась  на  ночлег,  стайка  улетела  дальше,  и  так,  вероятно,  пока  все  члены  этого  сообщества,  не  нашли  надежное  пристанище  на  ночь. 
  В  сгустившейся  тьме  раннего  осеннего  вечера  я,  проходя  мимо,  случайно  качнула  кашпо,  из  которого  с  возмущенным  криком  вылетела  птичка.  Я  очень  сожалела  о  содеянном  и  мысленно  уговаривая  птичку  успокоиться,  поспешно   удалилась  и  из  окна  видела,  как  птичка  вернулась  в  убежище.
     И  после  этого,  каждый  вечер,  в  сумерках  раздается  пронзительный,  требовательный  и  нетерпеливый  ее  крик,  оповещающий  о  прилете  на  ночлег и  предлагающий  не  препятствовать  этому.  Если  мое  присутствие  птичке  кажется  нежелательным,  она  продолжает  вопить,  надеясь  на  мое  понимание  ее  нужд,  что  для  меня  очень  лестно!  Слыша  ее  вопли,  говорю  ей  --
-- Ухожу,  ухожу,  не  волнуйся,  моя  маленькая!  -  и  поспешно  захожу  в  дом.  И  птичка,  понимая  меня,  занимает  свое  убежище  и  засыпает  после  дня  праведных  трудов... А  я  выхожу  и  продолжаю  свои  занятия  во  дворе,  не приближаясь  к  покачивающемуся  кашпо, где в  теплом  войлочном  кармане  спит,  как  в  колыбельке   и  видит  свои  сны --   маленькая  птичка .  И  я   не нарушаю  ее  доверия,  чем  очень  дорожу,  и  бесконечно  радует  доверчиво  спящее дикое  существо  бок-о-бок  со  мной  и  моей  собачкой   Нюсей  над  окном  моей  спальни.  Может  это  причуды  старости,  а  может  достижение  великой  Гармонии  в   Мироздании?...    Фантазии  стареющей  Души ?!...            November/24/04.       
P.S….Пока  печатала,  наступил  вечер – дождливый  осенний.  Тем  не  менее,  вижу  в  окно,  что  прилетела  моя  жиличка  -  мокренькая,  маленькая,  отряхнулась,  огляделась  и  -  юркнула  в  свое  убежище.  А  я  думаю,  не  попадает  ли  на  нее  влага  мороссящего  дождя  и  как  устранить  это,  не  потревожив  ее.  Но  решаю,  что  лучше  это  сделать   в  ее  отсутствии,  и  думаю,  как  многие  меня  осудят  и,  в  лучшем  случае  высмеют...  Может  и  смешно,  но  в  данную  минуту  моя  птичка  --  это  самое  ближайшее  существо,  которое  вызывает  мое  беспокойство  и  желание  помочь...  И,  дай  Бог,  чтоб  подольше  оставалась  подобная  ситуация...в  жизни...
Но  вот, уже зима,  а  моя  постоялица  продолжает  ночевать  в  кашпо,  правда,  над  входом  в  ее  убежище  высится  крыша-навесик  из  старой  вельветовой  одежды  зеленого  цвета, напоминающего  лето, который  я  соорудила  в  отсутствии  владелицы, что, очевидно,  ею  было  одобрено  и  оценено!  А  зима  все  круче,  и  дни  коротки – рано  темнеет,и птичка  рано  укладывается  спать, предвещая  свое  возвращение  менее  громким  и  скандальным  воплем, уже  не  так  тревожась  нашим  с  Нюсей  присутствием...
И  вот, -- штормовое  предупреждение о надвигающейся снежной метели! Накануне  вечером  я  вижу в окно, как прилетела моя Птичка,обследовала  свое жилище  и  все  другие  отверстия  по-  близости, в том числе  и  новенький  красивый  птичий домик, полученный  мной  по  каталогу  и  прикрепленный под  навесом  балкона, и  набитый  мной  ввиде  утепления  пальмовым  войлоком, залезая  даже  во все складки вельветовой одежды, и  ...  улетела.
     Вскоре  началась  метель, которая  мела  почти  три  дня... Все  было  занесено  снегом, мы  откапывались  от  снега, был  мороз  и  птички  не  было  видно, и  в  душе  копошилась  тревога  за  это  милое существо... Где  она,  эта  кроха  в  такой снеговерти???  Надежда  была  только  лишь  на  природные  инстинкты  самосохранения...
И  вот, стихия  успокоилась, становилось  теплее, но  птичье  жилье было  еще  засыпано  снегом, который,  однако, таял  с  каждым  днем.
  На  птичьем  убежище  снега  уже  не  осталось, но  хозяйка не появлялась. Как-то вечером  после  совсем  весеннего  дня, я  с  Нюсей зашли  домой  уже  на  ночь. На  кухне я включила  свет  и , сидя за столом что-то читала, как вдруг  раздался  какой-то шум  за кухонным  окном. Посмотрев  в  темноту  вечера, я увидела  нашу  птичку, которая  прыгала по подоконнику  и  совершенно  по-человечески  заглядывала в  освещенную  кухню! На  какой-то  миг  наши  взгляды  встретились  с определенным  ощущением  взаимопонимания  моей  великой  радости  и  птичьего  желания  сообщить  о  своем  появлении!
Восторг  охватил  и  наполнил  мою  душу  ощущением  единства  и  огромности  всего  живого  мира  и  каким-то  необ'яснимым  мистическим  чувством  соприкосновения  с  непознанной  Тайной...,
как  началом  Жизни  на  планете...  И  наша  птичка  опять  с  нами!
А  в  моей  душе  бушует  радость  воспоминания  встречи  наших  взглядов – моего  и  птичьего...
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
...Уже  прошли  зима,  весна,  наступило  лето. Теперь  таких  птичек  уже  не  видно  --  не  сезон.  Подождем  осени...  –
...  и  вот  снова   осень.  А   у   нас  этим   летом   не  было   кашпо  с   выстилавшим   их   войлоком.  И  у   меня   вдруг   возникло   беспокойство  вместе  с   воспоминанием   о   птичке   прошлой   осени.  А  вдруг   она   опять   появится  в  поиске  привычного  убежища  на  осень ?
И  я   начала  действовать,  хоть   красивый  домик  из  каталога   все   по – прежнему  висит   под   балконом   набитый   теплым   войлоком,  в  нем   так   никто  и  не  поселился  почему – то ? !   И  я  решила   приспособить  подаренное   украшение   к  интерьеру  ввиде   плетенного  из  лозы   чайника  с   металлическим   ажуром   по   краю  --   совершенно   бесполезное   функционально  изделие ,  висящее   на  месте   прошлогоднего   птичьего  укрытия.  Набив   всю  внутренность   чайника   пальмовым   войлоком,   а  крышку   чайника  изнутри   покрыв   непромокаемым  полиэтиленом  ввиде   крыши,  я  в   металлическом   ободке   сделала   заметный   вход,  отогнув   резные   края,  и   протоптав  пальцами   углубление  в   войлоке,  наметила  направление.  И   стала  ждать.
И  вновь   появились  эти   птички ,   согласно   птичьему   определителю  --   зяблики.   Как – то   прилетев ,  они  осмотрели  пустые   каркасы  летних  кашпо ,  не   оставив   без   внимания   мой   чайник ,   и   унеслись  по   повседневным   делам .  А   во   дворе   стала   хозяйничать   птичка,  громко  роясь  в   сухой   листве  и   пронзительно   крича ,  если  ей  мешало  что-то  нежелательное ,  ввиде   появления   кошки  или   белки . 
На   ее   пронзительные   крики   я   ей   часто   отвечала   по – своему,  что  ей , было   очевидно,  нравилось,   и  она  не  прочь  была   со   мной   поболтать !
А  уж   как   меня   это   радовало !   И  я   была   счастлива ,  что  эта   кроха   поняла   мою   идею  с  чайником,   используя  для  входа  именно   то   место ,  что  я  обозначила  и   приспособила !
Обычно  на  ночлег   место   она  занимала  без  особого   крика ,  т.к.  ей  обычно   никто   не  мешал .  Но  недавно   ко  мне   пришла   приятельница  по  моим   садовым   делам   и  мы  сидели ,  беседуя  во  дворе,  включив   наружные   фонари  в   ранней    темени   осеннего   вечера.  Прилетела   птичка  на  ночлег .  Заметив  ее  я   обратила   внимание  моей   гостьи ,  на  сидящую  на  ветке ,   т.к.  в   чайник   она  не  залетела ,  а  начала   истошно   кричать  в  своей   манере   требования .  Какое – то  время  мы   беседуя,  ждали ,   что  птичка   угомонится,  войдя  в  свое  убежище, но  «концерт»  продолжался ,  и  я  конечно,  не  выдержала .
--  Люба ,  пошли   отсюда ,   пусть  она   пойдет   спать !  -- сказала  я  гостье,  и  мы   удалились  за  угол  дома .  Сразу  все  стихло.   Моя  гостья   была   поражена ,  но   возразила  мне  --
--  Алла ,   но  Вы – же  сами  ее  разбаловали ,  идя  у  нее  на – поводУ !  --
--   Конечно ,  --  не  отрицала  я  ,  --  я  иду  на  поводУ ,  но  разве  я  такая  большая  и  сильная   могу   отказать  такой  крошке  в  ее  требовании  и  в  оказанном   мне   доверии ?  И  с  радостью   выполняю   его ,  пусть  и  каприз,  тем  более ,  что  мне  это   ничего  не  стОит,  в  сравнении  с   тем   доверием ,   что   я   заслужила   ...  Понимание   взаимное  ...
...  особенно  средь  таких  разных  и   непохожих ,  но  детей  одной  Земли .
   
                December ,13, 2006.
P.S. Оказалось это -- Крапивник, ещё более трогателен! А.З.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
                И вот, снова крапивник!
   Сегодня зима 2014го года. Зима настоящая , со снегом, не тающим уже долгое время. Для Нью Йорка необычно долгая.
До сих пор никогда не наблюдала крапивников зимой, которые всегда перелетали в более южные местности. Но вот этой зимой вдруг услышала знакомые  требовательные звуки резкого голоса. С удивлением выглянув на улицу, увидела знакомый пушистый шарик с задорно торчащим хвостиком, издающий знакомые нахально резкие звуки.
-- Откуда ты зимой , прелестное создание? -- подумалось мне, -- и чем-же ты питаешься? -- Ведь, как сказано -- Питаются крапивники мелкими беспозвоночными животными, насекомыми, их яйцами, личинками, куколками, а также пауками, многоножками, червями  ... но зимой?
Быть-может ты из потомства знакомой мне птички жившей когд-то в чайнике? Но чайника давно нет после прошлогоднего урагана, да и птичек не видно было после того, как сошла солёная океанская вода.
-- И где-же ты теперь находишь убежище? - подумалось мне.
И вот теперь каждый день выставляю мясную пищу для знакомой крохи, прилетающей ежедневно со своим пронзительным "чик-трик-трак" ! Ведь она-же - "мясоед"!
   И вновь, штормовое предупреждение о надвигающемся снежном шторме ночью.
Намело небывалые снежные масы. Множество птиц нашло убежище под навесом нашего большого порча на втором этаже, нависающем над моим выходом во двор. Был среди них и мой крапивник.Мело и весь следующий день. Глядя из окна, я вдруг увидела, что моя птаха нашла себе индивидуальное убежище на крыше маленького домика из каталога, прибитого мной уже давно на столбе опоры,под крышей порча.Этот домик уже долгое время существует в ожидании обитателей, но почему-то игнорируется ими! Что-то их не устраивает в нём, хотя там сухо и он полон пальмовым войлоком, мной положенным.
Но вот сегодня, опять запуржило. Утром прилетела моя кроха за пропитанием в то время,как все остальные птицы клюют пшено, пока не замело. А я,глядя в окно,  вдруг увидела, что мой крапивник залез внутрь домика, надеюсь, оценив его мягкую тёплую набивку! Какая радость! Может в нём говорит генетическая память об этом месте и обо мне ??? ... февраль, 15е, 2014 года.
А в домике их уже двое ! Каждый вечер прилетают вдвоём, узнаЮ их по силуэту -- почти кругленькие, маленькие, с задорно торчащим коротеньким хвостиком -- сначала одна залезает, затем другая! Им там вдвоём ,думаю, очень тепло!
March, 2014.
*******************************               
Для справки.Крапивник — одна из самых мелких птиц на земле, почти вдвое мельче воробья – его длина составляет всего 9–10,5 см. Внешне похож на мягкий пушистый шарик, отчего его часто называют «орешек». С поднятым торчком коротким хвостиком. Клюв тонкий и прямой, крылья короткие и округлые. Ноги очень сильные, розоватого цвета. Окраска однотонная: верхняя часть тела, крылья и хвост каштаново-бурые с поперечным темным рисунком, низ сероватый с поперечным рисунком. Самцы и самки внешне друг от друга не отличаются.

Птица очень подвижная, с необычно громким голосом — самцы помечают свою немалую территорию, сидя на каком-нибудь возвышении и выводя разнообразные трели, по благозвучию сравнимые с пением соловья или канарейки. Крапивники оживлённо шмыгают по земле, или, трепеща крылышками, перелетают на короткие расстояния низко над землёй с резким криком «тик-трик-тик». Песня крапивника — громкие трели, напоминающие пение канареек; самец поёт, стоя столбиком на пеньке или на стволе поваленного дерева, закончив песню, прячется в заросли.
**************************************************** Ну разве не прелесть?!