Секрет

Александр Раков
Прочитала удивительную книгу «Кто услышит коноплянку» Виктора Лихачёва. Особенно потрясла сцена, где маленькая девочка Лиза, умирающая от рака, делится с главным героем Михаилом Киреевым секретом, как жить и ни на кого не сердиться и не обижаться. Вот этот отрывок: «Есть, наверное, счастливые люди. Они по свету ходят, птиц слушают, разные новые места видят, в речках купаются… Приключения с ними всякие происходят… Я обязательно по вашей книге всех птиц изучу, а если вырасту…»

— «Почему если, Лиза?» — бодрым голосом спросил Киреев. «А потому, что всегда надо говорить «если» или «дай Бог». Меня так девочка одна в больнице научила… Её Катей звали. Она всё лета ждала, мечтала к бабушке в деревню поехать. Не получилось». — «Почему?» — «Умерла, — вздохнула Лиза. — Вот я с тех пор всегда и говорю: «если» и «дай Бог». И вы, дядя Миша, тоже так говорите». — «Хорошо», — у Киреева было ощущение, что эта маленькая девочка гораздо старше и мудрее его. Было видно, как

Лиза загрустила. Видно, воспоминания разбередили девочке душу. «Дядя Миша, а хотите, я вам секрет открою?» — «Секрет? Очень люблю секреты». — «Я серьёзно. Я могу научить вас, как можно жить — и ни на кого не сердиться». — «Разве это возможно?» — «Меня как раз Катя и научила. Вернее, то, что с ней случилось…» — «Её смерть?» — «Мы ведь поругались с ней… так, из-за пустяка. Я больше была не права. Но тогда по-другому считала. Ну вот, а когда Катя умерла… я поплакала, но уже…» — «Уже ничего нельзя было вернуть?» — «Да». — «Грустно. А секрет в чём заключается?» — «Как, вы не поняли разве?» — «Нет». — «Вы когда захотите на кого-нибудь рассердиться или поругаться с кем-то, представьте, что должны умереть…» — «Я?» — «И вы, и тот человек. И вам сразу легче станет и совсем не захочется сердиться». Правда ведь, как мудро и просто? И ссор и обид станет меньше. Попробуйте.
Даша ЕГОРОВА, СПб