Все мы санитары

Владимир Толмачев
И чего только я не слышал про врачей! Каких только баек и душераздирающих историй не звучало на моей памяти! Помните старый анекдот, про то, как в кабинет к травматологу заходит пациент, и у него во лбу торчит вилка?
- Доктор помогите…
- Я работаю до пяти.
- Но, мне нужна помощь!
Доктор, задумчиво смотрит на вилку, потом мгновенно выдергивает ее из раны и… втыкает в глаз больному!
- Идите к окулисту, он работает до половины шестого!
Анекдот этот рассказал мне именно врач, в далеком 86 году. По совместительству он приходился мне родным дядькой. Очень серьезный хирург и отличный человек. Отличный не потому, что родня, а потому как частенько оставался последней надеждой для многих, живущих и поныне людей. «Выдергивали» его в любое время, благо до больницы от дома сотни три шагов…

 Развороченное картечью тело уже и выть перестало. Оно лишь страшно дышало сизым мясом с обломками бело-розовых костей. До этого я уже видел смерть. Она была неприятной, тонко пугающей чужим приторным запахом, но пристойной что ли. А здесь смерти еще не было, но уже был животный страх на грани паники. Не видеть! Не слышать! Уйти! Но ноги не шли, а глаза как прилипли к этому куску мяса.
- Будем оперировать! Какого… ты здесь! Марш домой! – на секунду врач отвлекся от осмотра и обнаружил племянника у себя за спиной…
Он брался за всех. Говорил, что «у каждого врача есть свое кладбище» и задача настоящего хирурга сводить его к минимуму.
- Всегда Андрей есть соблазн, боясь ответственности «умыть руки». Такое желание нужно давить! Надо сделать свою работу и думать «в процессе» только о ней…
Капитан Дадюк вертел в руках остро заточенный карандаш, время, от времени используя его в качестве указки:
- Не бойтесь испачкаться, не жалейте пострадавшего. Знание вопроса у вас минимальное и знать больше – вам не нужно. Ваше дело – перетянуть, заткнуть, перевязать, если нужно - оттащить. Дальнейшая эвакуация не ваш вопрос. Повторить!
«Не бойтесь испачкаться» - это про возможность ступора от брызнувшей в лицо крови. Весьма вероятно, что кричащий от боли человек – твой друг (или как минимум – тебе знаком). Думать об этом, жалеть его, значит – убить.
- Не бойтесь принимать решение. Используйте все, что есть под рукой – главное, чтобы он «не тек». Повторить!
Наша полевая хирургия лучшая в мире. Почти все, кого доставили в госпиталь – выживают. Наверное, этот тезис, самый главный в лекции. Если все выполнят свою часть работы – шансы на выживание весьма велики.
- Если вы ранены, но в сознании и можете  двигаться – «фиксируйтесь» самостоятельно. Не «истерите». Подайте голос и, убедившись, что услышаны – заткнитесь…
Через несколько лет я с удовлетворением выслушал переданную похвалу фельдшера из таежной «больнички». Парень порвал связки, а экспедиционная «санитарка» «выпала в осадок». А чего б ей не выпасть, если в нормальной жизни она аспирант исторической кафедры? Умение выдавать аспирин и держать при теле спирт – весь объем необходимых знаний.
- Жаль Иса, что ты не в голову ранен.
-… - парень аж постанывать забыл.
- Я бы показал, как можно повязку фиксировать с помощью «кепи». А так наложим «шину» и, прошу -  на речную прогулку!
До ближайшей деревни надо было добираться километров с полста по реке.
Хороший глоток спирта (пусть простят меня медики) вполне способен заменить «противошок». Еще существует «рауш-наркоз» и меня не раз подмывало его применить. Но бить товарища по голове (даже в гуманных целях) – крайняя мера. К тому же – не всегда безопасная. Уж такие мне друзья попадаются, что и ответить могут. Гунди потом кровавыми соплями, что "жалея бил". Ящик из-под тушенки, дает приличный набор для фиксации конечности. Жаль - бинты были. Не удалось мне эффектно располосовать чего либо нужное на подходящие случаю полосы. Еще через несколько лет я для тех же нужд,  с удовольствием обрезал ремни безопасности на разбитом «Форде» (старательно не заметив аптечки)...
«Казанка» урча мотором, скрылась за речным поворотом. Иса уже был вне досягаемости, а желание помогать людям все еще не притупилось. У палатки ревела в голос «санитарка».
- Андрей, женщина всегда нуждается в помощи, даже если еще сама этого не осознает – вспомнил я наставления начальника медслужбы батальона. Говорил он это не на лекции «о доврачебной помощи», а в тот момент, когда группа выдвинулась в подшефный пионерский лагерь.
Советская армия была хорошей школой! Я сидел на берегу живописной реки, на груди пригрелась тронутая заботой «санитарка», ощущение выполненного долга ласкало самолюбие. Все мне завидовали (женщина в лагере была единственной и от того - весьма привлекательной)…
Сидели с дядькой у топившейся бани. Мясо доспевало на углях, выпили мы еще совсем по «чуть-чуть».  Я уже знал, что охотник остался жив. В 91-м году он нес хирурга до кладбища - не меняясь. Шел человек с абсолютно черным лицом. Я "пер" через пол страны, но живым - не застал.  Не успел всего на несколько часов. Потом я спокойно копал могилу, спокойно выслушивал соболезнования, рассказал пару свежих анекдотов и молча перекурил с "охотником". Из всей тысячной колонны я помню только его. Но это будет потом, а пока, Владимир Сергеевич «отмякнув» лицом, тянул сигаретку.
- Ты знаешь, на прошлой неделе был у нас уж совсем исключительный случай. Мужик напоил кота «зеленкой». Подождал немного, сам махнул стакан «зелени» и вызвал «скорую»!
Время было «антиалкогольное» и чудил народ всяко. Похохотали, выпили, закусили. Скотник Дыня, в те же дни, сотоварищи намахнул какого-то «копытного» раствора. Приятели – в реанимацию, а он…
- Понимаешь, до утра сидел у телефона. Ждал, когда плохо мне станет. Телевизор кончился, так я дочкин учебник читать начал. Занимательная вещь, скажу тебе.
Своим желудком он весьма (после того случая) гордился, а выписанных из больницы товарищей заставил «накрыть поляну» - за переживания и бессонную ночь…
Хорошие были в те времена врачи. Может и не лучше чем сейчас, но точно – хорошие. Смотрел я на белобрысого, поджарого и резкого в движениях дядьку и не боялся попасть в такие руки. Дадюк был совершенно на него не похож. Здоровый шкаф, волосатые «кувалды», бритый череп. Одним словом – «коновал». И знал я, что «тащить» он нас будет, ежели что – от самых небесных врат (или куда там солдаты попадают).
- Ты не бойся причинить боль. Ему все равно - хреново. Если все правильно сделаешь – он выживет. Вот тогда и извинишься.  Понял? Повтори!
- Есть, не бояться!