Введение к Универсальной Психологии

Дмитрий Шурша
                Введение к Универсальной Психологии.


         Мир, в котором человек живет по необходимости своей природы, полон тайн.
         На каждом шагу растущий ум человека, встречает бесчисленные явления, которые привлекают его внимание. Эти явления
производят в человеческой душе разнообразные впечатления и побуждают ум, со всеми его силами и способностями, к деятельности, заставляя его искать причины этих явлений и открывать законы, по которым они совершаются, а также, понять значение, которое они имеют для человеческой жизни.
         Несомненно, все эти явления, какими бы загадочными они ни казались человеку первоначально, управляются известными законами, и являются результатом известных сил, которые действуют в природе, для осуществления каких-либо мировых целей.
         Именно к этой цели, хотя и несознательно, стремится и все человечество.
         Но каким образом человек сможет понять и разрешить задачу, которая была возложена на него, с его приходом на Землю?
         Ответ на этот вопрос таков: посредством его способности наблюдать, рассуждать, созерцать, а также и через его силу понимать и постигать все, что появляется, как объект его изучения.
         С самого начала единственным средством для разрешения его задачи оказалось знание. Оно было первое, что придало умственный характер его жизни и дало ему первенство на Земле.
         Но умственную жизнь человека надо было подготовить разумным и правильным способом. А это может быть достигнуто только на пути воспитания.
         Само естество человека показало необходимость такой духовной пищи, как единственного средства, для сохранения душевного организма в здоровом состоянии.
         Под влиянием его могучей силы, душевная жизнь человека приобретала характер духовной деятельности.
         Умственные силы и способности начинают получать правильное направление и напутствие, для разрешения основной задачи человеческой
жизни, заключающейся в пробуждении и избавлении его от власти невежества и рабства природных стихий, которые безжалостно терзали его, истощая его силы в бесполезной борьбе.
         Разумеется, человек и сейчас еще не свободен от власти этих стихий. Физический мир всячески содействовал в отклонении человека от его благородных побуждений и стремлений. Поддаваясь наклонностям своего животного естества, человек очень часто отдавался своим
низшим влечениям, которые отдаляли его от истинного призвания. Не раз, подобно блудному сыну, он продавал свою свободу.
         В течение тысячелетий человек был слепым рабом, верным поклонником материального мира, раболепствовал перед силой правителей, молился природе, приносил ей жертвы, чтобы добиться ее
милости и благоволения. Но его мысли и жертвоприношения оставались без результата. Природа, которой поэты слагали гимны, воспевая ее могущество, величие и красоту, нисколько не интересовалась детскими
мыслями и желаниями человека. И, наконец, необходимость заставила человека самому позаботиться о своем будущем и самому начать строить его, используя те условия и материалы, которыми он располагал в
данный момент. Он понял, что все другое есть пустые мечты, потому что порядок, который царит в природе, есть и остается неизменным.
           Был ли человек голодным или жаждущим, слабым или сильным, больным, страдающим или здоровым - для природы это было совершенно безразлично. Она равнодушно встречала и выпроваживала его из своих
владений. Горький опыт, который человеческая душа почерпнула из своих страданий, большая часть которых основывалась на его невежестве, нашел следующее выражение в писаниях древних поэтов и мудрецов: “Не призывает ли мудрость и не издает ли разум свой голос? – Глупцы, обретайте остроумие и вы, безумные, приобретайте разумное сердце; послушайте, ибо язык мой будет говорить изящные вещи. Придите и ешьте от моего хлеба и пейте от вина, которое я разлил. Оставьте глупости и будьте живы. Ходите путем разума!”
         Человек не мог остаться навсегда глухим к этим призывам мудрости. Необходимо было, наконец, проснуться от сна невежества. Его духовная природа заставляла его думать о своем будущем,
стремиться и развиваться на пути истинного знания. Рано или поздно, он должен был осознать, что его избавление не могло придти ниоткуда, как только от человеческого рода. Для этого человеку необходимо было направить свои надежды к великому Духу, который живет в нем, и который, воистину, обладал лекарством для его ран и философским камнем для его успеха.
          Та мысль, которая внесла в человека надежду, что имеется выход из тяжкого положения, в котором он находился, отмечает великую эпоху в его жизни. Эта путеводная звезда, которая повела его к
обетованной земле, показала ему истину глазами веры.
         Но прежде, чем человек вступит в Новую Землю, к которой его ведет Дух, чтобы получить свое наследство и свободу, как совершеннолетний, он должен изучить основные принципы и Законы
Истинной Жизни.
         Он должен, прежде всего, научиться обуздывать свои низшие наклонности, владеть своими животными влечениями и страстями.
         Он должен стремиться искоренить из себя все себялюбивые желания и стремления – источник зла в личной и общественной жизни. Он должен полностью воспринять начала разума, проникнуться его законами, развить в себе те силы и способности своего высшего естества, которые дадут ему ключ истинного успеха, и введут его в тот мир, где ум находит свое истинное призвание – употребить природные силы для
своего подъема из положения раба и слуги до положения господина и властителя в царстве Природы. Тогда человек осознает, что он не только материальное существо, но Разумная Душа, одаренная умом и
волей.
         Но каким путем и каким образом человечество сможет постигнуть и осуществить свои заветные цели?
         – Только с помощью науки и воспитания.
         Это утверждение, может быть, вызовет в некоторых умах недоразумение, т.к. современное общество не лишено ни науки, ни воспитания, и все же оно не продвинулось вперед до такой степени, что может подняться до того возвышенного состояния, о котором упоминалось выше. Достаточно бросить взгляд на общественную жизнь, в какой бы то ни было стране, чтобы увидеть, что вопреки широкому образованию, которое сейчас дается молодежи, вопреки заботам, которые вкладываются в ее воспитание, в культурном и особенно в моральном отношении, люди, в своем большинстве, находятся еще на очень низком уровне.
         Можно ли тогда утверждать, что наука, т.е. образование и воспитание, сыграют ту важную роль, о которой
упоминалось выше. И все же, мы утверждаем, что если современное общество и страдает от серьезных недугов, если оно не достигло того высокого культурного уровня, на которое оно надеялось, то это вовсе не оттого, что наука и воспитание основаны на слабых возможностях или немощны, как культурные факторы, а скорее на их неправильном понимании и приложении в жизни, и на нехватке истинной науки и истинного воспитания.
         Ибо известно, что болезни и недуги в органическом мире проистекают не от приложения здоровых и гигиенических законов, а, напротив, - от несоблюдения этих законов.      
         На том же основании можно сказать, что личное и общественное зло происходит не от образования, а является следствием эгоистического естества
вырождения людей, чьи умы и сердца заражены отрицательными мыслями и желаниями. Какое бы хорошее и большое образование ни давать таким
людям, если их естество не изменится по существу, они сохранят свой старый нрав, старые взгляды и понимания.
         Глубокие причины этого факта коренятся в законе наследственности, который неумолимо действует в природе.
         Такие опасные человеческие микробы, в каком бы то ни было приблизительно цивилизованном обществе, будут рано или поздно открыты его
коллективным сознанием, которое выбросит их вон из социального организма, ибо этот организм не может долгое время терпеть в себе
расстройство и анархию.
         Впрочем, это есть общий закон в природе.Согласно этому закону, какой бы-то ни был организм, он должен или выбросить из себя вредные вещества и зародыши, или перестать существовать.
         Именно по этой причине, каждый разумный человек остерегается губительного влияния известной среды.
         Жизнь устроена так, что каждое дело, какое бы оно ни было, получает свою плату согласно своей внутренней стоимости. Это единственная и высшая мера природы.
         Этот Закон, выраженный обычным языком, можно высказать так: “Хорошая жизнь и благо твоего ближнего необходимы - как для него,
так и для тебя – для твоей жизни и твоего блага”.
         Это один биологический факт, который ни один просвещенный человек не может отрицать. Кто не знает, что от правильного функционирования и от здорового состояния органов зависит общее здоровье и долголетие
тела?
         Небольшая боль, в каком бы то ни было органе тела, сразу отражается на всем организме человека и нарушает его мир и
спокойствие.
         А то, что верно для телесной жизни отдельного человека, верно и для жизни социального организма.
         Очевидно, что здесь оперирует один и тот же природный закон, только приложенный на более широкой основе.
         То, что необходимо для здоровья тела, необходимо и для блага общества.
         От правильного понимания этого закона зависит хорошее будущее людей. Разумеется, как части единого, общего организма и
члены единой, большой семьи, мы не можем избежать последствий общей, коллективной деятельности. С другой стороны, хороший или плохой
характер отдельного индивида неизбежно окажет свое влияние на общественное благосостояние.
         Не только это – он оставит неизгладимый отпечаток и на будущих поколениях.
         Зародыши - как добра, так и зла, перенесутся от одного рода в другой, становясь таким образом, семенами будущей жатвы.
         Итак, основываясь на фактах, почерпнутых прямо из жизни, мы не можем не признать, что по силе своей универсальности, наука и
воспитание являются двумя мощными факторами для развития и сближения народов.
         До сих пор мы рассматривали вопрос о науке и воспитании в самых общих чертах.
         Теперь рассмотрим более конкретно, что есть
наука, и что – воспитание.
         Наука и воспитание представляют два различных процесса, связанных с той двойной деятельностью, которая совершается во
внутренней жизни человека.
         Они раскрывают сложное душевное естество человека, которое природные законы заставили работать над организацией своего внутреннего мира, для поддержания в нем порядка и гармонии.
         Мысли и желания, на основании тех же законов, которые действуют и в физическом мире, стремятся к центру тяжести, то есть к
началу всего.
         Это стремление мыслей и желаний к их гравитационному центру стало источником непрерывной душевной деятельности, которая
проявляется в постоянных действиях и противодействиях, в постоянных сменах состояний, характерных  для душевной жизни человека.
         Характер и естество этих душевных процессов создают условия для нашего правильного или неправильного развития.
         Если наши мысли и желания побуждаются истинными принципами и привлекаются высшими целями, то и результаты от этого будут
благотворными для нашего развития. В противном случае - получатся обратные результаты.
         Внутренняя сила, которая действует в жизни человека, имеет целью организовать мысли и желания его ума и сердца. Она имеет целью
правильное и истинное знакомство его души с формами и силами природы.
         От правильного понимания этих целей зависит и истинное
продвижение человека.
         Именно здесь  на помощь нам и приходят - наука и воспитание.
         Наука есть результат мысленной деятельности ума, который наблюдает явления в природе, исследует их и стремится открыть
законы, которые ими управляют.
         Воспитание - результат познавания и приложения внутренних законов, которые управляют душевной жизнью человека.
         Истинное воспитание необходимо для того, чтобы придать правильное направление умственной деятельности и разумное приложение приобретенного знания, которое должно помогать построению жизни, а не ее разрушению.
         Образование, в самом широком смысле слова, есть ничто иное, как процесс воплощения благородных мыслей и добрых желаний в
жизни человека.
         Следовательно, чем больше образованных людей в выше указанном смысле имеется в народе, тем он духовно более развит и
возвышен.
         С началом Христианской эпохи, наука сделала гигантские шаги почти во всех отраслях познания. Этот импульс человеческого духа к
знанию, к науке, помог образованию стать общим. А вместе с этим грубое невежество среди широких масс значительно уменьшилось. При
этом, благодаря развитию анатомии, физиологии, биологии и т.д., человек имеет сейчас более ясное представление о себе как о живом
организме. Мозг, например, благодаря долгому изучению, уже не считается одной гомогенной массой, которая действует как нечто
целое. Он считается седалищем всех душевных сил и способностей. Он является, образно выражаясь, столицей, в которой заседают все
представители души под председательством ума, который есть главный руководитель общих работ.
         Что относится к душе, мы могли бы уподобить ее одной сфере, состоящей из воспринимающей психическо-жизненной силы,
которая принимает впечатления из целого Космоса, через всякую точку своей бесконечно чувствительной поверхности.
         Ум же, со своей стороны, можно уподобить жизненно–магнитной игле, чей верх движется и с неописуемой быстротой
привлекается ко всякой точке из сверхчувствительной сферы души.
         Таким образом, внутренние и внешние воздействия принимаются и передаются из одного центра другому.
         В природе, которая рассматривается нами, как единый величественно устроенный мир, полный разнообразия, воистину, имеется
нечто достойное изумления и восхищения. Все мироздание, которое мы чувствуем и воспринимаем, как нечто целостное, построено из мелких,
невидимых простым глазом частиц.
         И воистину, согласно современной науке, материальная вселенная состоит из атомов, которые являются не простыми и неделимыми, как недавно еще считалось, а представляют целые планетные системы. Мы можем представить себе какова та мощная сила, которая произвела, собрала и сочетала эти мелкие частицы, образовав из них миллиарды миров и пустившая их в пространство
двигаться с неописуемой скоростью около определенных центров тяжести. Но не только это – та же самая сила начала заселять их
живыми и разумными существами, которые интересовались ее работами и старались отгадать ее замысел и цель.
         То, что пробудило сознание человека и заставило его тронуться по пути познания, проистекает от глубокой внутренней нужды
его Духа, вложенной в него Высшими Законами Жизни.
         Эти законы заставляют человека через постоянную работу стремиться к
совершенствованию.
         И воистину, кто бы работал и трудился, если бы его не заставлял голод, эта внешняя нужда органической жизни? Кто бы ломал
свою голову над мыслями, кто бы стремился вникнуть в будущее, если бы его не заставляли определенные силы и события, проистекающие из
мира, стоящего гораздо выше, чем физический? Кто бы работал, чтобы дойти до более высокой духовной жизни, если бы в душе не
существовали силы, которые заставляют ее любить своих ближних?
         Без сомнения, неотразимая нужда умственной и духовной жизни заставила
человеческий дух выйти из своей органической животной скорлупы и начать думать и рассуждать о будущем.
         Тройная жизнь человека побудила его развиваться в трех различных направлениях.
         Он начинает с физической жизни как основы, строит и развивает умственную жизнь как среду, и пробуждает духовную как
вершину всего в своей душе.
         Первоначальный импульс к наблюдению и созерцанию, каким бы маленьким он ни был вначале, как бы мало он ни познавался
человеком, послужил основой его умственной жизни.
         Из этого первого зачатка знания, которое зародилось в духе человека, развилась человеческая культура. Воистину, много культур погибло по причине того, что были лишены этого бессмертного элемента, который является
насущной пищей для поддержания духовной жизни человека.
         Хорошая пища необходима для поддержания любого организма. Без этого качества она производит в органическом мире хилость, в умственном – заблуждение и мрак, а в духовном – развращение человеческого общества и
нравственный упадок.
         Надо иметь в виду, что законы природы одинаковы повсюду, во всех областях жизни.
         Когда говорят о развитии и просвещении, то подразумевается общее стремление всей духовной жизни к совершенствованию в доброте.
         Деятельный дух науки идет, чтобы принести свои услуги человечеству и помочь ему в трудном подвиге, который предстоит совершить для прихода Истинного Царства Мира, которое Христос назвал Царством Божьим.
         Как сказал Христос, это Царство находится внутри нас, и Оно придет в своей силе только тогда, когда мы будем полностью
готовы принять Его.
         Это Царство предполагает исчезновение всего старого, установление нового порядка, который будет вечным.
         Но прежде, чем придет это время, человечество должно восторжествовать над физическим миром. Сила духа должна поднять его и освободить от
материального и переходного, которое еще так сильно держит его привязанным к Земле.
         “Истина есть круг, а знание – многоугольник, вписанный в этот круг”, – говорил профессор Бородин.
         Каждый год, каждый день мы умножаем стороны этого многоугольника и приближаемся к кругу. Мы можем достигнуть его только тогда, когда допустим, как условие, вечность.
         Тогда, значит ли это, что не следует интересоваться наукой?
         - Разумеется - нет.
         От истины всегда далек тот, кто упорно от
нее отворачивается.
         Во Вселенной существуют все условия для совершенствования умственных и душевных сил. Какая бы дивная картина открылась перед
нашим умственным взором, если бы мы могли поднять завесу, которая отделяет нас от самых передовых Существ, сильных в знании, мудрости
и добродетели.
         Хотя наука, сама по себе, не может изменить великий порядок природы, все же, она имеет достаточно силы убедить нас жить
сообразно этому порядку, так как наш успех зависит от сообразования с Законами Высшей Разумной Природы, которые являются законами и
нашей жизни.
         Именно к этому постоянно стремится наш дух – научиться жить сообразно законам своего естества.
         Наука, взятая в самом глубоком смысле, есть произведение человеческого духа, который связан с Великим Духом Бытия.
         В человеческий дух изначально вложено стремление усвоить внутренним путем тропу истины и охватить законы природы, чтобы впрячь ее
энергии в работу для своих нужд,- поставить крепкую основу для своего существования в доброте и красоте.
         Это - высший идеал разума.
         В каком поле или области может оперировать наука?
         Сегодняшний порядок во Вселенной управляется тремя главными и основными законами: Гравитации, Мысли и Жизни.
         Закон гравитации подразумевает материю, закон мысли подразумевает ум, а закон жизни подразумевает душу.
         Эти основные законы управляют различными областями Великого Мира и отличаются - как по степени развития, так и по форме.
         Закон мысли господствует в умственном мире – седалище мыслей, даров, способностей и сил ума.
         Царство этих законов беспредельно. Оно простирается на все миры и вселенные, где живут различные существа. Этот закон есть основа любой разумной самостоятельности. Его основные положения одинаковы везде, без исключения. Разумеется, они различаются по форме, но не по существу.
Так, например, геометрические истины, что целое равно своим частям; что прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; что
два отрезка, равные третьему, равны и между собой; что точки, образующие окружность, одинаково удалены от одной центральной точки
– везде в умственном мире понимаются одним и тем же образом. Эти аксиомы не могут пониматься иначе, кроме как они первично внушены в
наши умы.
         В какую бы часть Вселенной мы ни перенеслись, наш характер будет оцениваться всеми Разумными Существами одним и тем же образом:
он будет измерен одной и той же мерой, - мерой истины.
         Зло, у какого бы то ни было Духовного Существа, не может считаться добром, так как добро, как и зло, имеют свои отличительные качества, которые характеризуют их как таковые.
         Закон жизни царит в духовном мире – источнике жизни, чувствительности, предчувствий, желаний, чувств и эмоций души, как и
силы ее воли воспринимать и усваивать то, что ей диктуется внутренними мотивами.
         Из недр Биоса происходит вся органическая деятельность, а так же истинные понятия о добре и зле, о правде и неправде, о любви
и ненависти. В границах этого закона начинается нравственная свобода выбора, через который определяется, какого естества есть каждая
духовная деятельность и какими качествами она обладает. Здесь каждое разумное и нравственное существо решает по своему выбору и свободе
посвятить свою жизнь и служение тому или иному началу.
         Это единственный духовный закон, который населяет все миры живыми
существами.
         Он тот, кто превращает энергии во Вселенной из одного состояния в другое и впрягает их служить душе для ее возвышения.
         Он тот, кто наполняет сердца всех живых существ верой и любовью, миром и радостью.
         Биос есть вечная основа Бытия, первый и последний во
всем.
         Гравитация господствует в физической Вселенной, которая есть дом всех живых существ.
         Границы этого закона есть сама
беспредельность.
         Воистину, Вселенная со своей необъятностью наводит нас на великие мысли, которые полны смысла для тех, кто понимает.
         Итак, царство гравитации беспредельно, бесконечен мир ума, необъятен мир жизни. Именно эти миры со своими силами и субстанцией,
со своими законами, которые ими управляют, составляют область Истинной Науки.
         Этот тройной состав Космического Мира, вплетенный и в естество человека, является причиной развития в его сознании понятии
о материи, уме и душе.
         В данном случае, вещество представляет форму, ум – силу, душа – жизнь.
         Эти понятия стали предметом трех главных школ или философских систем: материализма, который принимает за существенное,
главным образом, материю; идеализма, который принимает за действительность только ум; спиритуализма, который принимает за
абсолютную реальность только дух и душу.
         Каждая из этих философских школ толкует и объясняет явления в природе по своему.
         Наука, однако, не ответственна за односторонние и ошибочные толкования этих философских школ.
         Эти три течения в умственном мире оказывают большое влияние на общественную жизнь, обуславливающее мировоззрение людей в данное
время.
         Согласно тому, какое из этих учений преобладает, соответственно меняется и умонастроение людей. Влияния эти
спорадические. Они проявляются в известное время человеческого развития, принимая самые различные формы.
         Ум одного человека может пройти и через все три эти формы.
         Наши наклонности к одному из этих течений зависят в большой степени от устройства нашего ума, обуславливающего способ нашего мышления.
Если в умственной организации одного человека преобладает способность
мыслить отвлеченно, его ум примет за мировоззрение идеализм. Если в умственной организации человека преобладают наблюдательные
способности – способности объективного ума – он примет за мировоззрение материализм. Если же в умственной организации человека
преобладают гуманные и моральные чувства - он примет за мировоззрение спиритуализм.
         Или, выражаясь более конкретно, - если передние центры мозга, соответствующие верхним лобным
выпуклостям, более развиты, чем нижние, то ум склоняется к идеализму. Если нижние центры (над бровями) развиты сильнее - ум
склонен к материализму. Если, наконец, верхние центры, локализованные в коронной части головы, развиты сильнее нижних и
верхних лобных центров - ум клонится к спиритуализму.
         Наука уже показала, что какое бы направление мы ни взяли, наша жизнь будет определяться общими и неизменными законами. Никто
не может жить вне этих законов.
         Вот почему, если человек хочет избежать излишних страдани, он должен соображаться с требованиями своей духовной жизни, которая
коренится гораздо глубже, какой бы то ни было другой, душевной деятельности.
         Единственное спасение человека от
превратностей этого мира – это его приобщение к той жизни, которая дает свободу, самостоимость и благородство характера.
         В природе имеется один общий план, общее стремление и одна общая цель. Через эти три вещи природа проявляется, как одно Великое
Единство, Единое Целое, чьи части тесно связаны силой одного внутреннего сродства.
         Самое важное для нашего наблюдательного ума - это проследить эти связи, это тесное сродство, которое установлено в
природе на каждом шагу.
         Одна из самых великих задач разума – понять смысл законов и естество сил, создающих эту полную гармонию и единство в ее системе.
Кроме того, он должен познакомить нас и осветить через положительные факты, их отношение к нам, разумным существам. Он должен показать
обязательства, которые налагаются на нас и на другие существа, в силу одной внутренней необходимости, сообразно Законам Разумной
Природы, чьи действия, по существу, остаются неизменными.
         Эти законы и силы, со всеми условиями, которые они содержат в самих себе, являются тем краеугольным камнем, на котором
покоится основа жизни.
         Здесь, в недрах этих условий, душа обретает ту таинственную способность, с помощью которой она начинает строить
свое жилище – организм. Через него она начинает проявлять свои скрытые силы и способности при своем развитии и подготавливает их
для предстоящей более высокой деятельности. На этой крепкой основе ум смело может строить свое положительное знание об истине –
единственной пище для поддержания его существования.
         На той же основе и разум обретает силу строить свой величественный “Храм Воспитания”.
         И тут строителем является Дух Истины, который уже действует в душе человечества.
         Под покровом этого храма человек должен воспитывать себя в трех главных и основных началах: истине, добре и любви. Из этого
храма все должны выйти благородными гражданами будущего царства.
         Это Царство Истинного Духа, Царство Правды. В нем человек поднимется над силами и стихиями физического мира и овладеет ими. Он будет сознавать, что он не рожден быть рабом, а свободным; что не создан
идти слепо, а разумно; что не рожден управляться страстями – одними из неорганизованных, бушующих сил природы, а управляться духом
знания, которое принесет ему мир и свободу.
         Но да не подумаем, что для достижения этого Царства достаточно только мечты. Нет, люди должны быть деятельными,
сознательными работниками для построения этого великого дела. Это необходимое условие для всех, потому что для совершения какой бы то
ни было перемены и переустройства в человеческой жизни, требуются условия, требуются сознательные усилия, требуется непреодолимое
стремление для достижения поставленной цели. И для этого необходимо не стихийное и инстинктивное стремление, а с определенным
направлением, очерченным человеческим разумом, располагающего всеми приобретениями науки.
         Чтобы создались условия, вызвались усилия и пробудились стремления, необходима энергия и душевная мощь, которая проникнута и
воодушевлена великими заветными целями жизни.
         Эта цель включает, прежде всего, духовное восхождение членов общества, которое можно достигнуть только при наличии доброй почвы, благородных средств и разумного начала.
         Не будем воображать, что может существовать и другой путь для выхода из трудностей и противоречий сегодняшней жизни.
Прошлый опыт показал – все, что шло другими путями, пришло к губительным результатам. Мы не можем надеяться, что с нами
произойдет какое-то исключение.
         Одни и те же причины несут одни и те же последствия. В области нравственной жизни - закон тот же. И в нравственном мире
царят законы, которые исключают всякий произвол при оценке человеческих поступков. Согласно тому, как человек поступал, хорошо
или плохо, будут и последствия.
         Для земли это очевидно – она рождает зерно, но рождает и тернии. Солнце, тепло и влага, которые соответствуют силам,
действующим в нравственном мире, одинаково взращивают и зерно и тернии. Как бы то ни было, но факты показывают, что в конце концов,
человек получает равностоящее тому, что он дал или посеял. События в мире управляются не нашей волей, и жизнь, взятая в ее целокупности,
не налаживается и устраивается по нашим детским понятиям. В Природе имеются неизменные законы, которые движут человека вперед, не
спрашивая его, находятся ли их действия в согласии с его взглядами или нет.
         Разве кто-либо спрашивал, угоден ли нам наш приход на Землю? Кто создал эту первоначальную клетку, которая стала
виновницей нашего существования?
         Легко рассуждать, как эта клетка переходит из одного состояния в другое. Но почему она должна была пройти через такой
долгий процесс развития?
         Без сомнения, все это не зависело от первоначальной клетки, а от той Верховной Воли Мировой Жизни, Которая имеет свои сокровенные цели.
         Что бы мы ни думали о нашем существовании, что бы ни предполагали о нашем бытии – зависит ли оно только от материи, или
же от ума и души, - практический результат от наших рассуждений будет, в конце концов, один и тот же.
         Факт тот, что мы рождаемся и умираем, перенося при этом известные страдания в жизни, от которых никто не может освободить
нас.
         Но вопрос не в том, рождаемся мы или нет, умираем или нет. Вопрос в том, после того, как мы уже живем: как улучшить
условия нашей духовной жизни, которая ни рождается, ни умирает, а постоянно растет и развивается.
         Мы говорили, что для продвижения человечества необходима добрая почва, благородные средства и разумные начала.
         Где их взять?
         Добрую почву даст нам природа, как только мы начнем работать сообразно ее законам.
         Истинные и благородные средства нам укажет наука, покоящаяся на положительном опыте.
         А разумные начала нам вдохнет воспитание, построенное на вышеупомянутой основе.
         Истина, когда она будет понята умом и усвоена волей, станет одним из самых мощных факторов возрождения, возвышения и
прогресса какого бы то ни было индивида, какого бы то ни было общества и народа. Она пробуждает в душе человека ту силу, которую
мы называем любовью. Эта великая сила пробуждает и подталкивает к развитию все наши способности, согласуя их деятельность с общей,
коллективной деятельностью Вселенной.
         Под ее влиянием в человеческом духе зарождается великое стремление творить, строить, создавать культуру.
         Так как любовь – носитель целого мира новых сил, живых и сознательных, вибрирующих в более высокой гамме, - стала уже главным
двигателем жизни, человек, по необходимости, должен приспособиться к тем условиям, которые она несет.
         Если он не сделает этого - его ждет
смерть.
         Впрочем, это - общий закон в Природе.
         Только тот организм переживет все кризисы и преобразования в жизни, который успеет приспособиться к новым
условиям.
         И воистину, естественнонаучные исследования показывают, что в жизни устоят только те живые организмы, которые следовали в
согласии с последовательными стадиями развития.
         Человек, находящийся на вершине эволюционного столба, подвержен тому же закону.
          Но от человека требуется гораздо больше, чем от других существ. Это происходит от факта, что он – нравственное существо, одаренное
разумом, на которого природа наложила известные обязанности, происходящие от самого его естества.            
         Впрочем, в человеке существует две эволюции, о которых будем говорить ниже.
         Рассмотренный, как органическое существо, человек представляет сложный, многоклеточный организм, в устройстве которого
принимали участие Разумные Силы. Эти Силы постоянно действуют в нем.
         Исходя из этого, мы понимаем, что организм человека не есть “саморегулирующийся автомат”, но что в нем проявляется внутренняя,
сознательная организационная деятельность. Вообще, природа не есть бессмысленный или несознательный механизм, слепо действующий по
законам случайности. Истина в том, что природа жива и полна жизнью повсюду, где условия ее высших законов это допускают. В ней
действуют разумные силы. Если бы это было не так, мы никогда не смогли бы поделиться своими мыслями друг с другом. Разве это не
чудо, что посредством движения языка мы понимаем друг друга? И разве это не еще большее чудо, что посредством известных знаков,
расставленных в определенном порядке, мы можем понимать мысли их автора, который, может быть, давно оставил этот мир. В силу каких
физиологических и психологических законов совершается этот процесс в нашем мозгу, и как передается истинный смысл известной идеи, которая
так непосредственно переходит из внешнего мира в наш ум и убеждает нас в существовании и присутствии другого ума, который мыслил и
понимал что-то, как мы?
         Действия физических сил, как теплота, свет, электричество, магнетизм переносятся из одного места в другое посредством вибрации
эфира. Но каким образом переносятся наши мысли от одного ума в другой?
         Существует известная среда, которая помогает распространению мысли. Только через допущение такой умственной
среды, мы можем объяснить явления умственного мира.
         Итак, цель, которую преследует жизнь в природе, двояка: первая – образовательная, вторая – воспитательная.
         Образовательный процесс имеет задачей всесторонне подготовить человека, а воспитательный – приспособить его силы к
жизни и дать им правильное направление.
         Благодаря этим двум процессам человек приобрел способность пользоваться богатствами природы, приготовленными для нужд его
физической и духовной жизни, потому что каждое живое существо своим появлением в мире требует и соответствующих условий для развития.
         Человек был призван на Землю среди известных условий, вначале очень трудных, чтобы усердно работать, соображаясь с наставлениями,
которые ему были предписаны нравственными законами. Тяжелые внешние условия, в которых он находился, постоянно держали настороже его
инстинкт самосохранения. Его судьба, воистину, совсем не была легкой. Предоставленный постоянной борьбе за сохранение своей
жизни от множества врагов, обреченный на непосильный труд, трудности и страдания, человек постоянно испытывал безжалостные удары. Природа
– его воспитательница и наставница – ни на минуту не оставляла его в бездействии, чтобы он снова не вернулся к жизни своего детства, к
тому первобытному состоянию, когда в течение тысячелетий он скитался как животное, не думая, не рассуждая и не понимая, почему и для чего
он родился. Природа, которая зорко бдила над ним, не желала видеть его ленивым, бездельным существом, которое пробуждалось только под
влиянием внешних физиологических нужд – голода, жажды, непосредственной опасности для жизни и пр. Она предвидела эту
опасность для его развития и, чтобы избавить его от полного обезличивания и вырождения, была вынуждена поставить его в такие
условия и такую среду, где он был окружен трудностями и опасностями для своей жизни.
         Борьба за существование явилась для него
единственным средством для сохранения от многочисленных врагов. Необходимо было бороться не только против хищных зверей, которые
угрожали ему каждый день, но и против грубых сил природы, которые превратились для него в заклятых врагов. Человек был вынужден искать
выход из этого трудного положения, но пока он нашел его, пока проложил исходный путь, потребовались тысячи и тысячи лет
непрерывной работы. В борьбе за жизнь, в которую его бросила сама природа, нужно было беспощадно истреблять своих врагов и пробивать
себе путь по лицу земли силой своего оружия. Он был вынужден преодолеть все препятствия, которые возникали на его пути. Надо было
упорно работать, чтобы подготовить почву земли для своей будущей земледельческой работы, которая была одним из первых условий для
поддержания человеческого рода. Только таким образом он мог размножаться на земле и сделать ее полем своей деятельности.
         До этого человек совершал свою работу несознательно. Он не мог предвидеть, что ему принесут будущие века и что создадут будущие
поколения. В нем еще не было пробуждено сознание духовной жизни, поэтому он еще не был в состоянии понимать те Духовные Законы,
которые имели мощную силу сделать его свободным и пробудить в нем великую способность мыслить и высказываться.
         До этого времени человек управлялся только страхом и законом животного мира.
         Он оборонялся благодаря своему инстинкту самосохранения – одному из
самых бдительных и деятельных инстинктов в животном царстве.
         Легко понять, что если бы человек и далее оставался подвластным только
страху, он не поднялся бы в своем развитии над общим уровнем.
         Но Верховный Дух Жизни предвидел эту опасность. Он знал, что если человек останется в этом полу животном состоянии, то в
недалеком будущем он разовьет в себе самые скверные наклонности и станет ужасом для всех.
         Так что, вместо того, чтобы создать из него
интеллигентное и благородное существо, которое отвечает своему первоначальному предназначению, Он создал бы человеческого изверга,
который потопил бы Землю в крови своих ближних.
         Ясно, при этом, что ничто не было бы в состоянии обуздать его природу, кроме смерти, которая ставит конец его жестокой деятельности. Это единственный исходный пункт из кризиса жизни. Подобная участь постигла многих животных, которые бесследно исчезли с лица Земли.
         Итак, что же такое смерть?
         Воистину, мы знаем ее действие, но ее причины остаются скрытыми.
         Наука в своих исследованиях пришла
к заключению, что абсолютной смерти не существует. Смерть, по ее понятию, есть нечто относительное. Она даже необходима для такого
мира как наш, с таким устройством. Там – говорит она – где имеется смерть, имеется и жизнь. Из этого надо понимать, что смерть
существует только в области органической жизни. Упомянутое изречение можно взять и в переносном смысле: пока человек умирает - это
признак того, что он живет. Но как только он перестанет жить - он перестанет и умирать. Это физиологическая необходимость. Посмотрев
на человеческий организм, увидим, что в нем одновременно совершаются оба процесса – жизнь и смерть. С одной стороны, силы смерти
действуют так, что ставят конец всякой органической деятельности, а с другой – силы жизни постоянно обновляют эту деятельность. С одной
стороны, агенты смерти постоянно подкапывают основы клеток, а с другой – агенты жизни постоянно исправляют эти основы. С одной
стороны, смерть постоянно разрушает живые клетки в теле, а с другой – жизнь постоянно рождает новые клетки, которые занимают место
погибших.
         Из этого следует, что смерть есть процесс противоположный жизни. Следовательно, он есть не нечто общее, а частное. Этот
процесс проистекает от факта, что одна жизнь поглощает другую. В действительности, ничто не пропадает, ничто не исчезает. Исчезает
только форма. Природа допускает смерть, которая преследует какую-то тайную цель, которая еще не полностью усвоена нашим умом.
         Можем сказать, что человечество не умирает, но что общая жизнь переходит из поколения в поколение, развивая свои внутренние возможности,
возрастает в силе, мощи и поднимается к Царству Духа.
         Жизнь имеет силу освобождаться от плохих влияний, ворвавшихся от известных существ или душ, которые неправильно поняли цель жизни.
         Итак, смерть оказывает благодеяние человечеству, т.к. иначе, органическая жизнь не была бы возможна. Если даже
предположить, что она может совершенствоваться в форме, подобной настоящей, - она никогда не сделала бы и шага вперед по пути
совершенствования. Впрочем, это один из выводов естествознания.
Известно, что некоторые из низших животных размножаются с такой быстротой, что мы едва ли можем представить, что бы произошло на
Земле за один век, если бы смерти не было. Наверно, мир покрылся бы смрадом, только от одних извержений этих полчищ. И вместо медленного
умирания, мы бы вымерли сразу.
         Мы должны знать, что разумная природа спланировала все с самого начала, предвидя все возможные случаи. И
если, по нашей оценке, она поступает в некоторых случаях и не человеколюбиво, то на это имеются, конечно, глубокие причины,
которые заставляют ее действовать таким образом, т.к. она нашла, что из всех других способов – это наилучший.
         Цель природы - не увеличивать и умножать органическую жизнь по количеству, но развивать и совершенствовать ее по качеству.
         Ее стремление – повысить ее вибрации, помочь ей проявить свою вечную сущность, которая, согласно закону Биоса, в любой части Вселенной
занимает то место и положение, которые ей подходят в данный момент.
         Вечная жизнь, в силу своего естества, требует и вечных условий, которые нигде в другом месте не существуют, как только в
беспредельности вечной Вселенной.
         По этой причине в никаком из материальных миров жизнь не может быть вечной, т.к. материальный мир не содержит необходимые для поддержания вечной жизни постоянные, неизменные условия.
         Он подвержен непрерывным переменам, которые не
могут не произвести известные разрушительные действия. Так что смерть, рассмотренная физически, есть результат постоянных перемен,
которым подвержены элементы в природе.
         Но природа, в своих великих возможностях, располагает и другими средствами, кроме смерти и уничтожения, чтобы избежать такой
нежелательной катастрофы. Ясно, что каждое другое разрешение вопроса было предпочтительнее, чем уничтожение человеческого рода, который
представлял плод той Космической Силы Жизни, Которая тысячелетиями непрерывно работала, следуя известному плану. Она не напрасно
потратила свою энергию для того существа, которое Она облекла в плоть и кровь, подобно другим животным. Но Она оказалась более
благосклонной к нему, дав ему больше и более богатые условия, чем остальным живым существам. Почему Она это сделала, почему открыла
человеку свободный путь и дала ему вход в свой дом, чтобы он мог пользоваться Ее необычайными привилегиями, которые другим животным
были отказаны? Это остается до сих пор тайной для нашего ума.
Намекнем только, что причина этого различия коренится в тех особых качествах, которые отличают человека.
         Хотя человек явился на Землю позже других существ, но по своему внутреннему естеству, он старше их. Это утверждение находит
поддержку в сложном устройстве его организма и в развитии его духовных сил, которые у животных почти дремлют. А мы знаем, что чем
сложнее организм, тем больше времени требуется для его создания и устройства. Человек, как отдельный род в органической эволюции,
явился после всех, но его естество существовало прежде всех.
         Порядок, который мы видим в развитии органических существ, перспективно перевернут в нашем уме. Все формы органической жизни
суть только ступени, которые показывают, откуда шел человек и каким естественным путем взошел до положения, где мы и находим его сейчас.
Его душа взошла из бездны через клетку, а дух его сошел свыше, посредством Силы Жизни.
         В этот период человеческого восхождения по ступеням органического развития, где-то к концу природного столба первой
эволюции, рождается новая эпоха для человеческой души.
         Продвинувшееся естество человека налагало необходимость подчиняться другому закону – “Великому Закону Долга” – подвергнуться новому
влиянию – влиянию величайшей силы в природе – Любви.
         Только эта сила, действовавшая в глубинах его души, была в состоянии избавить его от вырождения и преждевременной смерти.
Любовь содержит условия, качества и средства, которыми она обуздывает влечения его грубой природы и развивает его Божественное естество,
которое единственное в состоянии сделать из него истинного человека.
            Только любовь обладает силой извлечь его из его варварского состояния и указать правильный путь его развития.
         Постижение этих результатов в жизни человека было трудной и деликатной задачей. В его душевной жизни должен был произойти ряд перемен.
         Его догадливость, его чувствительность, душевное восприятие, его мысли, а, вместе с этим, и умственные центры мозга, претерпели коренное
преобразование.
         Это дало новый толчок его духовной эволюции, в результате которой в нем оформились понятия о нравственном мире.
         После этой радикальной перемены в естестве человека, он уже был в состоянии распознавать правду от неправды, добро от зла, истину от
лжи. Подчиненный этому мощному духовному стимулу, проистекающему из любви, он был вынужден следовать путем разума. В этом пути на
человека возлагалось постоянно продвигаться, хотя он и делал частые отклонения.
         Любовь вдохнула в душу человека новую жизнь, истинные
понимания, добрые желания. Она породила в нем стремление к добру, к истине и красоте.
         От действия этих двух законов – закона самосохранения и закона долга, в душе человека зародилась борьба.
         Она основывалась на пробуждении его духовной природы, которая призвала появление человеческого духа на сцене жизни, принятие управления человеческими действиями и ответственность за его дела. Без этой внутренней борьбы, без этого внутреннего воспитания, которым человек был
подвержен при исполнении требований Высших Законов, он навсегда бы остался там, где он был вначале и не очень отличался бы от животных.
В таком случае, не было бы нужды в искании, так называемого, потерянного звена, которое связывает его с животными. Тогда это
звено было бы на месте. Но сейчас оно потеряно. Но это нисколько не должно нас беспокоить, т.к. с потерей одного, развитие человека
выиграло другое, гораздо более драгоценное. Когда человек начал ходить по земле на двух ногах, он научился мыслить.
         Упомянутые выше два закона – самосохранения и долга – представляют две противоположные стороны нашего естества. Это два
центра, вокруг которых осуществляется вся наша деятельность в жизни.
         Она связана с двумя историями, которые рассказывают нам о начале нашей жизни, о прошлом, настоящем и будущем нашего существования.
Эти два закона могли бы уподобиться двум политическим партиям в одном государстве, которые борются за власть и первенство. И одни и
другие прилагают все свои усилия убедить общество, что их стремления, желания и цели самые лучшие и что с их приходом к власти
все пойдет хорошо. Как бы убедительны ни были их речи, все же единственной мерой является опыт. Он будет решать вопрос, -
деятельность какой из двух партий, воистину, полезна для общества.
         Впрочем, это общеизвестный факт, что в природе все подвергается опыту для точной оценки.
         Силы, которые действуют в жизни, ценятся по качеству произведенной энергии, которая дает или пользу, или вред, это -
закон действует - как для личности, так и для общества.
         Польза проявляется в возрастании и оживлении организма, в котором действует душа, а вред констатируется по расстройству этого организма.
         От установления этого общего закона наш ум обретает истинное мерило, которое ясно показывает, что является подходящим и
сообразным с истинной природой человека, а что нет.
         Другими словами, любая деятельность определяется по своим последствиям и результатам.
         Если бы человеческий ум не был
подвержен влиянию страстей, то каждый человек, без исключения, избрал бы то, что есть истинно и хорошо как для него, так и для
других. Но, к сожалению, в каждодневной жизни это происходит не так.
         Опыт показал, что страсти властвуют, а разум служит. Люди очень часто избирают не то, что им диктует разум, а то, к чему их влекут
страсти. Страсти, однако, слепы и не разумны, и это не только поэтическая метафора, а действительный факт. И история многократно
подтверждает, что каждый народ или общество, которые руководились ими, безвозвратно уничтожались и пропадали под ударами судьбы.
         Вот почему надо дать широкий простор и полную свободу действию разума, он есть тот, кто должен взять руководство
человеческой деятельностью. Только тогда может исправиться тот неестественный порядок, который сейчас царит в человеческом
обществе.
         Но рассмотрим вкратце, откуда произошел этот полный недугами общественный порядок. Посмотрим, где человек пренебрегал
повелениями разума, и почему совершались дела, которые далеко не отвечают его истинному призванию и не рекомендуют его, как разумное
существо, обладающее высоко развитыми интеллектуальными и моральными качествами.
         Причина коренится в следующем: находясь под внушением первого закона о самосохранении, который имеет в виду исключительно
жизнь и счастье отдельного индивида, человек неправильно истолковал постановления природы.
         Он остался с впечатлением, что его личная
жизнь и счастье являются самыми важными и существенными в мире, и что все другие существа, какие бы они ни были, должны служить его
жизни, его личному счастью.
         Человек понял это счастье в самом его материальном выражении - есть, пить и веселиться, чувствовать себя привольно и иметь свободу совершать все, что ему вздумается.
         Разумеется, что для существа с такими понятиями не может быть лучшей жизни, как только на Земле.
         Но общечеловеческий опыт показал, что подобная свобода стоит жизни многим другим существам.
         Если бы человечество приняло этот эгоистический принцип основой своей жизни, то весь мир сразу же впал бы в невообразимую анархию, которая смела бы с земли все цивилизованные общества. 
         Самосохранение, в силу своей природы, породило себялюбие – мать всех пороков.
         Себялюбие, со своей стороны, подчиняясь внутренним порывам и влечениям своего естества, создало такую историю
человечества, которая нарисована самыми черными красками. Памятники себялюбия возвышаются как свидетели всего, что совершалось в
прошлом. Они стоят, как свидетели того, что и сейчас совершается под влиянием этого, так называемого, священного эгоизма.
         Себялюбие покалечило души, поработило разум, растоптало правду, потушило совесть, создало рабство во всех его видах, произвело войны, изгнало
истину и заточило добродетель.
         Все эти дела и сейчас процветают в мире, только в более цивилизованном виде. Слова, что дьявол способен цивилизовываться, когда он войдет в человека – содержат какую-то истину. Надо допустить, что закон эволюции господствует и над мрачным духом этого падшего ангела, только с той разницей, что в его естестве производится “дьяволюция”. Несомненно, что это
существо крайнего эгоизма постоянно было побуждаемо и обеспокоено силами Верховного Духа Природы, который заставляет всех тварей
принимать участие в Его коллективной работе.
         Но существа зла теперь стали более тактичными. Вряд ли имеются более тонкие дипломаты, чем они. Они крепко держат то, что
приобрели в человеческом сердце. Они хотят сохранить плоды первой цивилизации – цивилизации первобытного, себялюбивого человека. Этот
первобытный представитель человеческого рода не думал ни о чем другом, как об удовлетворении своих животных нужд. Для него ни душа,
ни правда, ни истина, ни любовь не существовали. Для него было безразлично, идет ли человечество вперед, или находится в упадке.
Ему было все одно: страдает ли его ближний и умирает в неволе, лишь бы его жизнь и благо оставались не тронутыми.
         Но видно, и природа не может вечно терпеть такие аномалии. Она заставила в жизни человека действовать другие силы, другие законы, ибо природа крайне пластична в своих действиях. Если один метод не может принести желанного результата, она приводит в действие другой метод.
         Несомненно,такие перемены в установленном порядке жизни стоят тысяч жертв, т.к. они ставят человеческие существа в столкновение одно с другим.
Поднимается борьба за новые начала, за новый порядок в жизни. Борьба вдохновляется надеждой, что для людей наступит эра благополучия и
благоденствия, которых его душа постоянно жаждет.
         Однако, проходят годы, века, а это благополучие не наступает.
         Выходит, что цель природы сильно отличается от тех целей, которые мы себе ставим.
         Мы трудимся для своего прокормления и
бьемся за славу, а природа упорно старается создать и воспитать из нас благородные существа и водворить гармонию и единство между
разными силами и элементами в обширном царстве своих владений.
         Что именно сделала природа, чтобы поднять человека на более высокий уровень?
         Помимо первой эволюции – самосохранения, она привнесла в жизнь человека вторую эволюцию – Эволюцию Долга.
         Наряду с первой эволюцией себялюбия, она внесла культуру Любви.
         Так действовал Мировой Дух, заменяя первую эволюцию первобытного человека второй – духовной.
         Пока погоня за самосохранением заставляла человека захватывать и присваивать чужое, Закон Любви принуждал его давать даже от своего, чтобы помогать своим страждущим братьям, своим ближним.
         И не только это – он внушал ему готовность заботиться и помышлять об их добре.
         Благодаря этому, ему открылась великая истина, что делая добро другим, он будет осуществлять свое собственное счастье и благополучие.
         Так человек начал ясно сознавать, что только при условиях, которые несет любовь, он однажды станет наследником Земли, которая предоставит ему тогда
все свои неисчерпаемые сокровища. Под влиянием Закона Любви, человек перестал думать только о самом себе и о своем личном счастье. Его
разум освободился от долгого рабства и начал серьезно думать об улучшении жизни других. Это улучшение есть основа всех общественных
преобразований.
         Но не забудем, что общество с его институтами не есть место, где может родиться добро.
         Эти институты есть только место, откуда добро может быть проведено в жизнь.
         Разумеется, в данном случае, многое зависит от того, какие люди являются общественными деятелями и какими идеями и принципами они воодушевляются.
         Единственное место, где добро может родиться и культивироваться - это семья.
         Она является первым святилищем человечества, в котором мать и отец – это первые священнослужители при алтаре человеческой души.
         Камнями этого храма – семьями – природа начала строить основы будущего прогресса всех разумных существ.
         В семье человеку была дана возможность получить все свои
дары, силы, способности и благородные качества.
         Это был самый правильный и естественный путь для постижения той великой цели, которую Высший Закон Духа предначертал для человеческой жизни.
         Из семьи человечество должно было тысячелетиями ждать рождения всех
добродетелей. Они воплощались в известные души, которые были олицетворением коллективной добродетели человечества. Эти души
вдохновлялись великими мыслителями. Их призвание было открывать Волю того Всемирного Духа, который оживотворяет и владеет всем. А эту
Волю каждый чувствует и знает интуитивно, ибо Она есть Всемирная Сила, Всемирное Стремление Жизни проявиться во всех и во всем, как
внутри, так и извне.



                продолжение следует....