Бах

Константин Рыжов
Эпоха Барокко  ознаменовала бурное развитие музыки, которая поражает  разнообразием жанров, форм, инструментов и  инструментальных составов. Совершенно особую роль играет в то время орган. Для музыкантов XVII-XVIII веков  разнообразием красок, контрастами тембров и богатством  звуковых комбинаций этот инструмент нередко заменял целый оркестр. Литература, созданная  для органа,  покоряет серьезностью  и смелостью  художественных замыслов, колоссальной экспрессией и богатством форм. Центральным жанром органной музыки делается фуга, по праву считающаяся кульминацией   полифонического искусства.

Наряду с органом  весьма популярными инструментами эпохи Барокко были клавир и две его разновидности – клавикорд и клавесин. Звук клавесина  был звонким, четким, но слишком отрывистым и быстро угасавшим. Клавикорд отличался слабым, глухим тембром. Эти недостатки клавира заставляли музыкальных мастеров постоянно размышлять над его усовершенствованием. В 1709 г.  итальянский мастер Кристофори изобрел фортепиано, но ему еще предстояло  пройти длительный  путь совершенствования. В репертуаре для  клавира  колоссальное место занимали танцы и танцевальные циклы, получившие название сюиты. Параллельно с сюитой развивались и иные циклы - соната (циклическое произведение для одного - двух инструментов, которое состоит из нескольких частей различного движения и поступи) и концерт (циклическое произведение для какого-либо солирующего инструмента и оркестра). Основной разновидностью сонаты считали тогда церковную сонату, но наряду с ней существовала также и камерная, то есть  светская соната. Первоначально камерной музыкой называлась  та, что звучала вне храма. Постепенно этим термином стали обозначать и ансамблевые произведения, в которых каждая партия поручалась одному инструменталисту.   

Из струнных инструментов в эпоху Барокко на первое место выдвигается певучая и виртуозная скрипка, постепенно вытеснившая старую и тусклую по звучанию виолу - излюбленный инструмент эпохи Ренессанса. Успеху этого инструмента  весьма способствовала деятельность  прославленных  итальянских скрипичных мастеров  Страдивари, Амати  и Гварнери.

Чрезвычайно важным моментом в истории развития оркестра  послужило присоединение к струнно-смычковой группе духовых инструментов: флейты, гобоя, фагота, а потом и кларнета. Однако на всем протяжении XVII и первой половины XVIII века главная партия в оркестре по-прежнему принадлежала клавишному инструменту. Сидя за ним, руководитель оркестра – капельмейстер исполнял самый нижний басовый голос и как бы «цементировал» звучание отдельных инструментов, выравнивая их звучание.

Важные изменения претерпела вокальная музыка, особенно в Германии. Реформация  выдвинула на ведущую роль жанр  протестантского хорала, который и лег в основу современной немецкой вокальной музыки. Все немецкие композиторы той поры (и Бах в том числе)  уделяли хоралу огромное внимание.


Иоганн Себастьян Бах родился в марте 1685 г. в небольшом немецком городке Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Первые навыки игры на скрипке Иоганн Себастьян получил у своего отца, затем его занятиями руководил старший брат. Но больше всего своими успехами Бах был обязан упорному самообразованию. Благодаря неустанному труду он вскоре сделался выдающимся музыкантом. Помимо скрипки, Иоганн Себастьян виртуозно играл на клавесине и органе. Очень рано он стал писать свою музыку, однако вплоть до самой смерти гораздо больше был известен как музыкант, нежели композитор.

В 1703 г. Бах окончил Люнебургскую школу и переехал в Веймар, где служил в качестве  скрипача, альтиста и органиста  в придворной капелле герцога Эрнста. Потом молодой музыкант поселился в Арнштадте и занял место органиста в «Новой церкви». Его служебные обязанности были  несложны, оставляя много свободного времени. В Арнштадте были созданы первые, самые ранние из  произведений Баха. В 1707 г. последовал переезд в Мюльхаузен. В поисках лучшего места Бах и в дальнейшем неоднократно перебирался из одного города в другой. С 1708 по 1717 гг. он жил в Веймаре (где был органистом  в капелле герцога Эрнеста), затем в Кетене (тут он исполнял обязанности придворного капельмейстера), а в 1723 г. обосновался в Лейпциге, и оставался там до самой смерти. Бах занимал тут должность  кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви св. Фомы. Все свободное время он отдавал творчеству. Лейпцигский период оказался наиболее продуктивным в его жизни. В  эти годы была написана большая часть из его 250 кантат, а также четыре шедевра – четыре наивысших пика  в грандиозной горной цепи вокально-инструментальных сочинений Баха - «Магнификат», «Высокая месса», «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».

Охватывая то,  что сделано Бахом в разных областях музыки, поражаешься не только обилию его сочинений, но и удивительной разносторонности его  композиторского творчества. Диапазон чувств и настроений, выраженных в музыке Баха, необычайно широк, а их гамма насыщена и яркими красками и полутонами. Сила разума сочеталась у него  с эмоциональной мощью, обобщенность – с конкретностью, мудрая логика – со свободной, смелой фантазией.

Подытожив многовековое развитие европейской полифонии, Бах достиг в этой сфере непревзойденного  технического совершенства. Всей его жизни сопутствовал орган. С детства  он с восторгом внимал  игре на этом инструменте и проникся к нему величайшей любовью. В его руках он превратился в могучий инструмент-оркестр, раскрывающий сокровенные глубины его творческих замыслов. В своих органных композициях Бах стремился  сохранить основную мелодию старого хорала и подчеркнуть ее напевность. Однако, при всей своей традиционности его хоральные обработки  отмечены небывалой  до него новизной техники. Органная музыка Баха – своего рода безмерность. Не случайно самая востребованная ныне часть наследия композитора – это его  фуги и полифонический цикл, в котором фуге предшествует либо свободная прелюдия, либо фантазия, либо токката («токката» - это, собственно, фантазия для клавишных инструментов).

ТОККАТА И ФУГА РЕ МИНОР (ок. 1709). Относительно короткие  в сравнении с другими циклами,  токката и фуга ре минор длятся меньше десяти минут. Но по насыщенности звучания, по емкости содержания, по драматическим признакам, по архитектонике сложных форм обе части этого произведения  составляют идеальное целое и относятся к высочайшим достижениям мирового музыкального искусства. Могучий начальный возглас токкаты, сбегающая вниз волна звуков и величественный аккорд, широко располагающийся в пространстве - это грандиозное вступление к фуге. Здесь автор совершенно свободно переходит от одного эпизода к другому: сменяют друг друга инструментальные пассажи  разного склада, слышатся аккорды, напоминающие торжественное пение хора, возникают полифонические построения, предвосхищающие фугу. А сама фуга появляется из звукового «моря» токкаты как архитектурная постройка, вырастающая на наших глазах.

 «MAGNIFICAT»  (1723). Одна из первых монументальных композиций Баха  в вокально-симфоническом жанре. Тут нет характерных для композитора  мотивов скорби и страдания. Напротив, это светлый гимн человеческой радости, поэма народного ликования. Текст Магнификата – молитва благодарения Марии, ожидающей рождения Иисуса - написан на латинский текст  Евангелия от Луки (гл I, 46-55). Исполнение приурочивалось обычно к рождественским праздникам. Произведение включает в себя пять хоров. Вступительная часть и финал – грандиозные хоры «Magnificat» («Величит») и   «Gloria» («Слава») - составляют картинный фон всей композиции: яркое изображение ликующей толпы народной. Арии и ансамбли – это выделенные из массы живые человеческие фигуры.  В них выражены различные психологические состояния радости человека. У каждого – свой индивидуальный облик, свой характерный ритм в общем движении толпы, с которою они  в то же  время нераздельно слиты. 

«СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ» (1729). В творчестве Баха нашел гениальное воплощение  жанр пассионы (или страсти). Зародившись в недрах католической церкви, он получили особенно яркое  развитие в немецком протестантском искусстве. Страсти, или пассионы, - разновидность оратории. В них тоже есть сюжет, действие. Однако отличительная особенность  пассионов в том, что в основе сюжета  лежат главы из Евангелия, в которых говорится о страданиях Иисуса Христа.  В «Страстях по Матфею» Бах обратился к Евангелию от Матфея, причем выбрал  из него эпизоды, привлекающие многих художников огромным внутренним напряжением, острым драматическим действием и редкой психологической глубиной. Это предательство Иудой своего учителя, молитва Христа в Гефсиманском саду, когда Он в смятении  взывает о помощи к Богу Отцу, отречение от Иисуса Петра, и его раскаяние и, наконец,  шествие на Голгофу – место, где был распят Христос.

Для воплощения сложнейшего художественного замысла сочинения Баху потребовался огромный состав исполнителей: два четырехголосных хора, два оркестра, два органа и солисты. Композиция «Страстей»  тоже исключительно сложна и многопланова. В размеренный, неторопливый рассказ Евангелия постоянно вторгается драматическое действие, и звучат голоса его участников. Колоссальную роль в «Страстях по Матфею» играют хоровые эпизоды, как завершенные, монументальные, расположенные в начале, середине и конце произведения и словно выполняющие функции несущих колонн в архитектуре целого, так и рассредоточенные по всему сочинению свободные драматические сцены, в которых будто звучит живой голос толпы. Не менее  важны и речитативы – сухие, сопровождаемые аккордами органа, а также просветленные, возвышенные протестантские хоралы, которые то включаются в действие, то трактуются как лирический отклик на происходящее.

МЕССА СИ МИНОР (Высокая месса).  Бах трудился над этим монументальным произведением несколько лет – с 1733 по 1738 год.  Даже среди лучших творений композитора  Месса выделяется грандиозностью своего замысла, глубиной философских обобщений и редкой силой эмоционального воздействия.  Ни в одном из своих творений Бах не достигает такой  философской глубины и человечности, такой силы эмоций  и технического мастерства. Автор обратился здесь к традиционному жанру, выросшему из воскресной католической службы (остается неизвестным, по какой причине правоверный лютеранин Бах написал полную католическую мессу; по крайней мере, исполнить это произведение в ортодоксально-протестантском Лейпциге едва ли представлялось возможным). Молитвенные тексты Мессы были канонизированы еще в начале христианства и сохранились до наших дней.  Причем в соответствии  с требованиями католической службы все молитвы в Мессе Баха  произносятся на латинском языке. Она представляет собой цикл молитвенных песнопений и состоит из пяти разделов. Их названия соответствуют  первым словам молитв: «Господи, помилуй», «Слава», «Верую», «Свят» («Благословен»), «Агнец Божий». Однако в своем сочинении Бах разделил каждую часть Мессы на несколько номеров, и их общее количество достигло двадцати четырех. Среди них решительно преобладают хоры, которых пятнадцать.  Они очень разнообразны. Есть монументальные, полнозвучные – и камерные, прозрачные. Контраст по отношению к хорам образуют сольные арии – их шесть и дуэты – их три.

Потрясает уже начало Мессы, ее исполненный  подлинного трагизма вокально-инструментальный «пролог» - «Господи, помилуй!»  Он открывается  вдохновенной прелюдией хора и оркестра, лаконичной, но концентрирующей  в себе сущность всего произведения. При общем  темном колорите звучания рождается представление  о шествии людей, поникших, отягощенных горем, взор которых словно устремлен к далекой цели. Шаг ровен, неизменен, интонации, поднявшись, ниспадают, не в силах преодолеть давящей тяжести. Глубоко горестная и вместе с тем величавая, патетическая прелюдия вводит  в монументальную  пятиголосную фугу, в которой страстная мольба сочетается со строгой непреклонностью, а необыкновенная сила выражения – с мудрой сдержанностью и суровой сосредоточенностью.
 
Но есть в Мессе и мажорные номера, контрастирующие с основной ее тональностью се минор, покоряющие ослепительным блеском, ликующей радостью. Таковы, например, торжественные, праздничные хоры «Слава», «Воскрес» и «Свят», а также завершающий всю Мессу хор «Даруй нам мир». Философское  осмысление жизни как единства страдания и радости, горестных и светлых чувств, отчаяния и надежды, безысходного трагизма  и неисчерпаемой веры – таково  содержание, сущность Мессы.

В 1736 г. Бах был назначен на высокий пост  «композитора придворной капеллы» (капельмейстера). Материальное положение маэстро после этого значительно улучшилось (по собственному признанию Баха, его годовой доход превысил 700 талеров; к этому надо прибавить, что от кантората св. Фомы он имел бесплатную просторную девятикомнатную квартиру). При всем том церковное начальство, привыкшее  к сухой, жесткой и педантичной музыке того времени, всегда оставалось недовольным произведениями Баха. Их находили слишком яркими, красочными, человеческими, они противоречили строгой церковной обстановке и настроению отрешенности от всего земного. Гораздо больше признания у лейпцигцев получила светская музыка Баха (его оркестровые, клавирные и вокальные произведения), которую он писал для местной «Музыкальной коллегии».

Умер Бах в июле 1750 г. За несколько лет до смерти он совершенно ослеп. Его кончина прошла незамеченной, а его произведения были почти что сразу забыты. Вновь интерес к музыке Баха пробудился только в тридцатых годах XIX века. С тех пор слава его неизменно возрастала с каждым десятилетием. 

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220