Выбор

Евгений Зелло
ВЫБОР



ИЗ ЦИКЛА «ФИЛОСОФСКИЕ БЕСЕДЫ»


– Как думаешь, Витька, нам сейчас рвануть за бухлом, или дождаться Волобуева? – тусклым голосом проскрипел литературный критик П.П. Прозоровский и посмотрел вопросительно на поэта-символороманиста и перкуссиониста Виссариона Сидорова-Фуражкина 2.

  – Вопрос архисложный, я не готов моментально ответить однозначно. Давай, уважаемый Петр Петрович, выдержим паузу, попьем чайку...

 А пока послушай преинтересный сюжетец. Сижу я вчерашнего дня на унитазе, справляю естественные потребности, и тут нарисовался передо мной таракан. Это, как известно, исключительно хитрое и шустрое животное.

Нарисовался этот насекомый и застыл в нерешительности, соображает, божья тварь, куда ему дальше следовать – направо или налево, назад или вперед. И не ведает бедолага, что от того, какое он примет решение, зависит его тараканья жизнь! – энергично ковыряя в носу, распылился поэт-символороманист.

– Это еще как? – скривил похмельную физиономию литературный критик, мерно покачивая ногой в давно нечищеном обшарпанном щиблете.

– Изволь, объясню! Ведь если животное побежит в мою сторону, я его шмяк, и в лепешку размажу! Я смотрю на него с унитаза, свысока, и представляю его перспективы совершенно на другом уровне!

– Это на каком же другом уровне?

– Э-э... в этом-то и вся закавыка, дорогой мой Петр Петрович! В этом вся закавыка! Дело не только в том, что я наблюдаю за тараканом свысока, а в нашей с ним разномасштабности.

 Раз-но-масш-та-бно-сти!

К тому же мой интеллект качественно отличается от тараканьего.

 Именно благодаря этому у меня появляется возможность лицезреть ситуацию, оценить и проанализировать потенциал ее развития с иной, чем у таракана, пространственно-временной точки зрения. И увидеть перспективы! Понял, наконец? – нервно закуривая, выдал поэт-символороманист.

– Не совсем, – лениво пожал рыхлыми плечами П.П. Прозоровский. Его больше донимала тема опохмелки, а не тараканы.

– Да все просто! Таракан оценивает ситуацию в трехмерном мире, а я, учитывая мою диспозицию и масштабность, приобретаю еще одно измерение по сравнению с насекомым. Четвертое! И это измерение – время!

 Я вижу перспективы развития ситуации и потому знаю, что если он побежит в мою сторону – его ждет неминуемая гибель! Теперь понял?

– Понять-то я, понял. Ну и что с того? Если хочешь истреблять тараканов, то лучше это делать, не сидючи на унитазе. Позиции для этого не самая удобная! – хмыкнул критик.

– Да при чем тут тараканы! Это я для примера. А ты представь, что за нами, как за тараканами, тоже кто-то свысока наблюдает. И видит наши перспективы на день, на месяц, а то и на несколько лет вперед? И знает наверняка, что если пойдешь, допустим, прямо, то ждет тебя неотвратимая смерть.

 Да что там перспективы одного индивида! Видит развитие ситуации для всего человечества, цивилизации! Ну, каково?

– Угомонись, Витя, что так распылился. То, что наши перспективы или, если угодно, судьбы кому-то известны, высказал не ты первый. Да только хрен этот кто-то нам об этом сообщит. И не надейся, дружище.

Из своих штанов не выпрыгнешь, как ни тужься. Если, конечно, не сидишь на унитазе. Тогда запросто! – почесывая рыжую бороденку, выдал П.П. Прозоровский. – Кстати, одну правильную мыслишку все-таки ты выдал!

– Это еще какую? – обиженно пробубнил Виссарион Сидоров-Фуражкин 2.

– Ты сказал – таракан сам принимает решение, куда ему бежать. Навстречу гибели или нет. И это, пожалуй, в жизни самое главное. Возможность сделать выбор. Иногда судьбоносный!

 Я, например, выбираю накатить-таки сейчас, а не ждать до вечера Волобуева. Иначе я могу и ласты склеить. Это и без четвертого измерения ясно.