Янтарное море

Реймен
       Мы сидим с Вадимом Петровичем Сильницким у открытого окна в его старой квартире, прихлебываем  крепко заваренный,   с рижским бальзамом чай и рассматриваем   коллекцию янтаря.
       Петрович  старший оперуполномоченный Особого отдела  Балтийского флота,    и мой   наставник, а я  его стажер, приехавший на  преддипломную практику из Москвы.
       Флотский гарнизон, который  обслуживает капитан 3 ранга,  располагается в полста километрах от Калининграда  на берегу одноименного залива, граничит  с Польшей   и зовется Мамоново.
       В нем располагаются  морской учебный отряд,   небольшой  рыбхоз,    консервный завод, старая немецкая кирха  и пару сотен тонущих в зелени садов, домов. А еще  есть железнодорожный вокзал,   местное отделение КГБ,    погранкомендатура и милиция.
       Жизнь в городке течет размерено и спокойно. По утрам, на обширном, вымощенном  булыжниками плацу,  под бодрую музыку и команды старшин, полторы тысячи  морских курсантов  делают зарядку, в синь залива, покачиваясь на волнах, уходят сейнеры, а  со стороны завода наносит  дразнящий запах  копченых сардин.
       Когда-то Мамоново был немецким городом,   назывался  Хайлигенбайль  и на месте нашего отряда, располагалась танковая школа вермахта. В годы войны  наши войска  взяли город настолько стремительно, что он остался практически целым  и школу передали Балтфлоту.
       В красного кирпича, капитальных, обсаженных соснами казармах, поселились моряки, а в  прилегающем к  ним старом  парке с заросшим кувшинками  озером, в нескольких двухэтажных,  готического стиля коттеджах, офицеры и их семьи.
Вот в такой квартире,  с высокими лепными  потолками, стрельчатыми окнами и  отделанным изразцами   камином, мы и сидим с Петровичем.
       В открытое окно  вливается ночная свежесть, в небе висит луна  и мерцают звезды,  а мы перебираем  искрящиеся  в свете лампы, медового цвета зерна.
       - А хочешь, я расскажу тебе древнюю    легенду о янтаре, - в очередной раз  подливая   в  чашки,   -   спрашивает   Сильницкий.
       - Хочу, - отвечаю я, разглядывая на свет очередной  осколок, с каким-то застывшим в нем, доисторическим  насекомым. 
       - Тогда слушай.
Когда-то давно, на дне моря во дворце из медового камня, не зная волнений и горя, жила прекрасная царевна Юрате. Однажды она услышала песню рыбака Каститиса, забросившего неподалеку старую сеть, и влюбилась в него.
       К вечеру, когда море утихало, а по темной зыби его в неведомую даль пробегала лунная дорожка, рыбак Каститис и царевна Юрате встречались, она слушала его песни, а он любовался ее красотой. Но подкралась беда. Как-то вечером, когда ничто не предвещало бури, над морем разразилась гроза, и молния сразила Каститиса насмерть. 
       Ревнивый бог Перкунас жестоко расплатился с рыбаком, а царевну приковал цепями к стенам разрушенного дворца. И вот с той поры всякий раз, когда Юрате вспоминает о любимом, заливаясь горькими слезами, свинцово-зеленые волны морского прибоя выносят слезы царевны на берег в виде кусочков янтаря.
       - Красивая легенда, - вздыхаю я, - и немного грустная. - А откуда этот янтарь? -  и киваю на   деревянную шкатулку, в которой матово светится  целая россыпь.
       - Насобирал у моря, - улыбается  наставник. -  Тут  многие его коллекционируют. После очередного шторма идут  на побережье и  иногда находят. Ведь Балтийское море не зря называют Янтарным.
       - А вот гляди, что у меня есть еще, -  уходит  Петрович в другую комнату и,  вернувшись, осторожно ставит на стол  передо мною небольшую фигурку.   
        Это  какой-то невиданное  существо, с    лицом сфинкса, выступающим   на спинке  гребнем  и  полураскрытыми крыльями, выточенный из цельного куска янтаря. 
       - Ух ты! - бережно беру я его в руки. - Что за зверь?
       -  Сложно сказать, - пожимает плечами Сильницкий. - Я его нашел  несколько лет назад на берегу, после одного сильного шторма. Вещь явно старинная и необычная.
       Показал своим знакомым коллекционерам в Каунасе, те подивились, но ничего сказать не смогли. Ну, а потом съездил в наш  калининградский музей янтаря. Там пришли к мнению, что это  какой-то рунический талисман  древних германцев или скандинавов, вон, видишь, внизу несколько  необычных знаков?
       - Ага, - сказал я,-  разглядывая  едва различимые на фигурке символы.  - И что  музейщики?
       - Предложили мне его продать, причем за довольно приличную сумму. Но только зачем мне это?  Деньги пыль. А  это вечность. Представляешь, что он видел! - поднес   Петрович фигурку к  льющемуся в окно лунному свету.  И она словно ожила.
       Таинственно замерцал отрешенный овал лица, вроде дрогнули боевой гребень и крылья.
       - Мистика, - прошептал я и сглотнул слюну.
       - Точно, - качнул головой Сильницкий. -  И всегда он так. Вроде бы оживает в лунном свете.
       В тот вечер мы засиделись допоздна и, прощаясь,  наставник     предложил    мне попытать счастья  на берегу, при очередном шторме.
       - Есть тут у меня своя заветная коса,- улыбнулся он. - За старым волнорезом.   Туда и двинем.
       Потом разговор забылся, а однажды ранним утром, когда я спал в  своей комнате, расположенной в одной из  курсантских казарм, меня разбудил дневальный.
       - Товарищ, старшина, вас к телефону, - сказал  он.
       - Ну что, все спишь? - раздался  в трубке бодрый голос Сильницкого.  - Давай, одевайся и дуй на  КПП. Я жду тебя здесь.
       Через пять минут, облаченный в робу, сапоги и бушлат, я  выскочил из казармы и зарысил в сторону  пропускного пункта.
По темному небу плыли  остатки грозовых туч, где-то далеко сверкали молнии, со стороны залива  доносился шум прибоя.
       Одетый в штормовку и рыбацкие сапоги с отворотами, Сильницкий ждал меня  в помещении КПП, беседуя о чем-то с дежурным.
       -  На, -  ткнул он мне в руку  сачок на длинной рукояти, вроде тех, которыми ловят бабочек. - Ну, двинули, -  и мы вышли  наружу.
       Городок еще спал, в предутреннем  мраке   влажно  блестел асфальт, в воздухе  терпко пахло водорослями и йодом.
       - В самый раз вышли, - довольно бубнит Петрович, навьюченный вторым сачком -шторм только закончился, щас  пошуруем.
       На туманном, тянущемся справа от городка побережье, я вижу   несколько  темных  фигур,  споро машущих такими же орудиями  в  накатывающей на гальку пене.
       - Местные фанаты, - бормочет шеф.  - Пошли скорее.
       Минут через десять, оставив позади  городскую окраину, мы выходим  к старому полуразрушенному волнорезу, на  бетонных блоках которого, местные пацаны по вечерам удят рыбу.
       -  А теперь - делай как я, -  поддергивает отвороты сапог Петрович, заходит в кромку прибоя и начинает орудовать сачком.
       Я пристраиваясь рядом, и косясь на Сильницкого, делаю то же самое.
       Мы черпаем сачками  вертящуюся в пене муть, потом  перебираем все то, что в них попало   и снова погружаем  в волны.
       - Ну, все, шабаш, - говорит через час Петрович, когда волнение успокаивается, и море лениво покачивается у ног. - Как улов?
      - Ничего нету, -  вздыхаю я, - одна галька, какие-то рачки и водоросли.
      -  А у меня вот, - щурится Петрович и  протягивает руку.
      На широкой ладони три небольших золотистых зерна.
      - Держи,  -  протягивает он их мне. - На память о Янтарном море.
      Потом мы сидим с ним  на  старой, с проломленным бортом лодке, молчим   и любуемся  раскинувшимся до горизонта морем.
      Оно  величаво простирается до горизонта   и отсвечивает свинцовым блеском. Где-то в тумане тоскливо кричит чайка.