Пауло Коэльо. И в день седьмой

Алкора
РАЗМЫШЛЯЯ О ПРОЧИТАННОМ

    За семь дней Творец создал наш мир из ничего. Семь дней – много это или мало? Бразильский писатель Пауло Коэльо считает, что этого вполне достаточно для того, чтобы полностью переоценить свою жизнь и, что-то поняв в ней, встать на новый путь. Его трилогия «И в день седьмой» включает в себя три аллегорических повести, связанные воедино семью днями, позволившими героям переосмыслить себя. «Я всегда считал, что самые глубинные изменения — и в человеческой душе, и в жизни общества — происходят в очень сжатые сроки, — говорит Пауло Коэльо. — В тот миг, когда мы меньше всего этого ожидаем, жизнь бросает нам вызов, чтобы проверить наше мужество и наше желание перемен; и не позволяет сделать вид, будто ничего не происходит, или отговориться тем, что мы еще не готовы».

   Коэльо, как и его ровесник – Хируки Мураками (см. мою статью http://www.proza.ru/2010/08/07/624) за последнее десятилетие стал в России модным зарубежным писателем. Я не литературовед и не профессиональный критик, поэтому могу ошибаться в своих оценках. Цикл моих миниатюр «Размышляя о прочитанном» - это только мое частное мнение дилетанта, любящего хорошую и глубокую литературу. Не пытаясь никого обратить в свою веру, я просто поделюсь здесь своими впечатлениями.

 Трилогия Коэльо объединяет три романа: «На берегу Рио — Пьедра села я и заплакала», «Вероника решает умереть», «Дьявол и сеньорита Прим», читать которые сам Поэльо предлагает именно в такой последовательности.

  Первый роман-притча «На берегу Рио — Пьедра села я и заплакала» произвел на меня странное впечатление и не вызвал понимания.  Молодая женщина и ее друг, которого она любила в молодости и которого все еще продолжает любить, несмотря на его отъезд, снова встречаются, чтобы отправиться в духовное путешествие через Пиренеи, где ей, по замыслу Коэльо, удается  раскрыть тайны жизни и любви. Тайны любви, открытые Коэльо, меня не потрясают – героиня просто намеренно не показывает своей заинтересованности в любимом и не связывает его свободы, чем и вызывает к себе интерес и возвращает его любовь. Тайна жизни – и снова по мнению Коэльи, в данном романе заключается в открытии истинной веры в Бога и выбора пути миссионера и учителя, на который героиня путем определенных внутренних откровений не только встает сама, но и возвращает на него своего любимого – католического монаха, общение с женщинами для которого находится под запретом. Но новый духовный путь, описанный Коэльо – не совсем христианский и совсем уж не католический. Его последователи проповедуют новое учение о Боге, использующее образ Бога-женщины и экстатические сборища – вполне знакомое из истории религии еретическое направление религиозной жизни.

   Продолжает трилогию куда более интересный, но столь же аллегоричный роман «Вероника решает умереть». Здесь также дается  драматическое описание нескольких дней героини романа, начавшиеся после ее неудачной попытки самоубийства. Веронику спасают и помещают в психиатрическую клинику, где сознательно обманывают, что ее – сердце после ее попытки самоубийства повреждено и  выдержит не более недели, смерть неизбежна.  В этой неделе, проведенной Вероникой среди душевнобольных людей, концентрируется весь опыт ее жизни и приходит новое понимание. Впервые жизнь для Вероники приобретает ценность и обретает смысл. Интересны личные представления Коэльо о природе душевных заболеваний, о которых мы узнаем в романе из размышлений героя его книги - психиатра больницы.  Всегда нужно помнить, что каждая секунда бытия — это выбор между жизнью и смертью, а определить его может только свобода, ведущая к бессмертию, - таков главный итог данного романа.

   Завершает издание книга о битве между добром и злом внутри каждого человека — «Дьявол и сеньорита Прим». Довольно интересная притча, полная всевозможных поучительных историй и заставляющая читателя напряженно думать, выходя за рамки сюжета. А это всегда интересно. События происходят в  заброшенной деревне Вискос, где ее обитатели живут трудовой, честной жизнью и наивно считают себя праведниками, несправедливо лишенными богатства и процветания. Пришелец, посетивший их городок, в прошлом несправедливо обиженный судьбой и потерявший все, ради чего ему теперь стоит жить, сознательно ставит жителей городка перед тяжелым моральным выбором – возможностью всем вместе и сознательно совершить убийство одного (по их выбору) жителей города, за которое он обещает им огромное богатство, способное спасти их всех от нищеты и неминуемого умирания в скором будущем их города. Ошеломляющее описание битвы между светом и тьмой внутри каждой души заставляет задуматься читателя о необходимости следовать своим нравственным идеалам  противостоять искушениям зла и иметь мужество быть не таким, как все. «Мы должны  победить в себе страх, который не дает жить по-настоящему», - говорит нам Коэльо.

   Так ли уж хорош этот писатель и писатель ли он вообще? Являются ли его книги с претензией на открытие самых важных истин о мире и человеке – великими откровениями или просто повторяют известные идеи других, причем, идеи сомнительные?

   Начнем с писателя. Все романы и повести Коэльо, которые мне попадались в руки, грешат искусственностью. Они – только притчи, с линейной композицией сюжета, а сам сюжет напрочь лишен психологии образов действующих героев. Его герои разговаривают, но диалог идет только для озвучивания идеи автора. Мы не знаем толком ни жизни каждого из героев, ни его характера. Мир книг Коэльо – это искусственный мир, претендующий на реальность. В этот мир насильственно собраны нужные автору типы, чтобы их устами излагать точки зрения Коэльо. Впрочем, Коэльо ли, или всего того, что он услышал и запомнил из других источников?

   Как человек, не понаслышке знакомый с эзотерикой и с содержанием большинства книг, наводнивших Россию в самом конце двадцатого века, я сильно сомневаюсь в авторстве большинства его посылок.

   Сделаю некоторое отступление. Что это за эзотерическая литература и отчего она появилась в нашей стране? Не только в ней одной – Европа, откуда она приходила к нам,  столкнулась с подобным явлением значительно раньше. Кому-то очень нужно было заполнить пустоту в душе людей, лишенных религии. В Европе в конце века процветали (и процветают) идеи прогресса и гуманизма, религия все больше становится формальностью и традицией, у нас семьдесят лет буйствовал  «научный» атеизм. Врожденное религиозное мироощущение человека все больше заменялось убежденностью в могуществе человеческого разума, способного и должного властвовать над природой. Отсюда – расцвет самых разных «новых» околорелигиозных мировоззрений, возвеличивающих роль человека и сводящих Бога к идее вечного вселенского Разума, наблюдающего за борьбой сил добра и зла извне. Коэльо – ровесник этого поколения, явно начитался тех же самых книг, самиздатовские переводы которых наводнили Россию. Большинство его притч и мудрых вставок в романы – прелестны (от славянского – лесть = ложь) и до боли знакомы и узнаваемы.

   Истории, которыми умело и талантливо потчует нас Коэльо, весьма занимательны, но почти всегда мало чего имеют общего с реальной жизнью. Вряд ли сам автор лично побывал в тех местах и обстоятельствах, о которых пишет. Вот его повесть, где главная героиня – проститутка «Одиннадцать минут». В его подаче  жизнь проститутки не столь уж тяжела: у нее и свобода отказать не понравившемуся ей клиенту (!), и хорошая возможность накопить деньги для своего образования (!!) и помощи семье, и удобные условия  для внутренних исследований природы физического влечения женщины (!!!). Так же привлекательно описана Коэльо и жизнь душевнобольных пациентов в психиатрической лечебнице Словении. («Вероника решает умереть»). Больные там полностью обеспечены душевным комфортом – возможностью наконец-то стать самими собой, позволяя себе в больнице проявление своих самых экзотических прихотей. Кроме того, больные в сумасшедшем доме у Коэльо имеют возможность собираться в кружки по интересам, где занимаются медитацией и разными эзотерическими практиками (!), читают и обсуждают интересующую их литературу (!!) и даже могут самовольно выйти с территории больницы, ибо она не столь уж отгорожена от внешнего мира (!!!). Они просто сами не хотят этого!

   Можно ли назвать Пауло Коэльо писателем? Думаю, что нет. Скорее доморощенным философом, талантливо и доходчиво пропагандирующим не свои и не самые прекрасные идеи о том, как правильно устроиться в нашем мире. Уверена, что со мной многие не согласятся. И это прекрасно – пишите свои возражения!