О, дивный новый мир!

Катерина Коломейцева
"Разруха не в клозетах, а в головах!" (М.Булгаков)

  Хочется поговорить о культуре, как это не было бы банально. Накипело. Хочется говорить о культуре, кричать о культуре, что-то делать. Деградируем, товарищи, так сказать-с…Деградируем. Ну вот раньше курящая девушка не была нормой, а тем более молодая мама, курящая при ребенке – знакомая картинка?

  Или к вопросу о словах. Говорят, что мысль материальна, тем более когда ее облекаешь в слова. Если так, неудивительно, что жить стало хуже – куда не оглянись, всюду мат. Конечно, не хочу показаться снобом, задирать нос, но девушки, милые, вам-то зачем? Таким красивым, ярким – отплевывая сигаретный табак сквозь зубы цедить бранное слово? И сколько бы не возражали, что ведь часть великого и могучего, неотъемлемая-де, так и  хочется съязвить – разве за это русский наш язык прозвали великим, могучим, красивейшим языком? Да и достаточно ли хорошо вы знаете «цензурный», литературный язык, чтоб переходить к абсцентивной его части? Даже уровень теледикторов говорит об обратном. Хочется вслед за Раневской повторить слова из ее дневника: «Боже, за что мне это! Не умеют эти дикторишки говорить. Хочется выключить радио и заткнуть уши!» Да что ходить за примером далеко, если не так давно по городу висели рекламные растяжки с огромным словом «ЛЫЖЫ», а в магазины завезли художественные кисти с интригующим обозначением зверя: « писец». Как в анекдоте. Только кажется, что зверек этот северный подбирается к культуре. И начинается все так незаметно и просто – с личностной деградации. Не верите? Просто прогуляйтесь хотя бы и неподалеку от центра города. По этим улицам словно бы прогремела ядерная война: по таким улицам не гуляют прекрасные принцы или  Дон-Кихоты, гуляет только мусорный ветер по подворотням и улочкам, где не ступит ножка блоковской незнакомки, здесь уже разрушено все, что только можно разрушить. В кафе не играют оркестры, не льется игристое шампанское – нет, из занавешенных сеткой от мух окон забегаловок несется разухабистое нечто, именуемое почему-то гордо шансоном, льется пиво, потом водка, а потом? Хм…Грустно. А в головы ко всем не заглянешь и не исправишь. Шариковых людьми сделать не получается. Да и есть ли способ? Пока человек сам не поймет, что он – человек, что должно звучать гордо, не помогут ни призывы с экранов, ни принуждение.

  «После нас – хоть потоп» - Гордое выражение, а вот на деле что-то не очень. Живем как будто и не было у нас великой культуры, Пушкина, Достоевского, Чехова. Пишем стишки и стишочки примерно такого содержания: «Еще не вечер, ты не одуванчик, хоть одолеть пытаются года, а что порою тянет на диванчик – так это ничего, так это ерунда» - пример из уважаемого городского журнала. И ведь печатают, самое главное – с удовольствием печатают. Да и газету иную отложить хочется после подобных фраз: «отходя от парка, ее телефон начал звонить». А как же наследие Пушкина хотя бы? По центральному телевидению почти круглые сутки идут сериалы – свои, не бразильские. Развлекаловка! Куда там Станиславскому с его системой подготовки. А про ляпы в новостях – так ролики по интернету давно ходят. Смешнее не придумать. А по субботам для полного оболванивания усталых людей крутят «Кривые зеркала» и всякие субботние концерты. Выжимает смех за кадром старый облезлый клоун, подмигивает с экрана сытый мужчинка с копной пшеничных волос – ему уже не то, что петь – ему уже просто сказать нечего, а вот девочки-красавицы в набедренных повязках, повторяют в десятый раз приторно-сладкий как бубль-гум припев. Чтоб посильнее вдолбились рифмы типа «любовь-морковь-кровь». Какой-то женоподобный парень с гитаркой толкует о своем, да только ничего не понятно – зачем? Что он хочет сказать? Тема закрыта. Нет и не было до него ни Шаляпина, ни Руслановой, ни Шульженко. Не рождалось последнего образованнейшего поколения – «поколения дворников и сторожей».
А кино? Теперь при упоминании, что фильм новый, наш, отпадает все желание смотреть. Да и редко кинотеатры нас балуют действительно хорошим умным кино. А что? Пипл схавает. Он все хавает давно, что дают, не давится – и еще просит. Еще низкопробной музыки, еще растиражированных бестселлеров-однодневок, еще фильмов из серии «на час отвлечься». И ведь не автор это подметил. Давно сказано – и давно ответили производители на этот вызов. Их аргументы просты – каковы запросы, таково и предложение. Еще бы, от прибыли еще никто не отказывался, чего это вдруг нам воспитывать зрителя? Готовить к восприятию хорошего? И так нормально, деньги в кассе, а после нас – хоть потоп…

  В общем, грустно как-то – куда не посмотри, все могло стать лучше. Но вот исправлять «разруху» надо начать с себя, сейчас, сразу. Да только возможно ли это? Мало верится, пусть и звучит пессимистично. Дивный, дивный новый мир, да только почему –то в этом мире уже нет гениев по силе равных гению Пушкина, Достоевского или даже поэтов ранга Высоцкого, актеров уровня Качалова и Комиссаржевской? Куда же все это ушло? Неужто, действительно, последним умным поколением было предыдущее, а что теперь?